Человек как предмет философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:06, курс лекций

Краткое описание

Предметом философии человек становится в такой философской дисциплине, как философская антропология, изучающей человека, его специфику по сравнению с другими живыми существами, его место в универсуме (мире), особенности его существования и мировосприятия. В отличие от культурной антропологии, занятой изучением образа жизни и сознания людей конкретных культур, философская антропология фиксирует свое внимание на основных чертах человека как рода. В то же время она может включать в себя и включает изучение человека как индивидуальности, как субъекта уникальных переживаний (экзистенциальные проблемы).

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Наступление христианской эры соединило  философию с богопознанием. В  средневековой христианской философии  истинное бытие есть Бог, свободный  и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью.

В эпоху Возрождения, и особенно в Новое время происходит обмирщение (отделение от религии) философии  и все более явное разделение философии и естественных наук. Люди перестали признавать свою зависимость  от Бога, присвоили себе право Творца творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и несомненно подлинное бытие. Бытие мыслится как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Приписав деятельностную энергию и способность разумного постижения только самому себе, человек оправдал свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек, как начало и причина всего, что случается с ним и миром.

Философия жизни утверждает, что  бытие - это жизнь и потребности  ее возрастания. Философия ценности объявляет ценности предельным основанием человеческого существования. Экзистенциализм заявляет, что только человек есть подлинное и предельное бытие, а вопрос о бытии - это вопрос о его смысле, который задает сам человек (существование предшествует сущности). Марксистская философия отождествила бытие с природой. Понимание бытия и его соотношение с сознанием, с т. з. марксистов, определяет решение основного вопроса философии (о первичности материи или сознания, духа) в сторону материализма или идеализма.

 

53. К основным формам бытия относятся:

1. бытие физического или материального,  природного мира;

2. бытие психического или идеального  мира, связанного с сознанием,  с внутренним миром человека.

Проявляются основные формы бытия  через специфические производные  формы. Их всего четыре:

1. бытие отдельных вещей, предметов,  явлений;

2. бытие человека;

3. бытие (социума), т.е. бытие общества;

4. бытие духовного;

1. Бытие отдельных вещей, предметов,  явлений включает в себя: а)  бытие естественно – природных  предметов, неопосредованное деятельностью человека (так называемая девственная, «первая природа»).

б) Бытие вещей и предметов, созданных  самим человеком (так называемое бытие «второй природы»).

2. Бытие человека также отличается  своей двойственностью, ибо человек  принадлежит к двум мирам: природному, телесному миру и миру сознания, психическому. Таким образом, в бытии человека отражается единство объективно – предметного, телесного и субъективно идеального, духовного.

3. Отличительной, своеобразной  формой бытия является бытие  социального или общества. С одной стороны, бытие общества включает бытие человека в обществе и истории, а с другой стороны, бытие как единое целостное образование, как продукт взаимодействия людей.

4. И, наконец, бытие духовного  связано с внутренним миром  человека и не только. Здесь обнаруживается а) индивидуализированное бытие духовного, получившее в философии название «субъективный дух»; б) объективированное бытие духовного, связанного с накопленным духовным опытом человека и человечества в целом, получившее в философии название «объективной дух».

Философское понятие материи является принципом объяснений мира со стороны  его единства. Это единство мира и означает, 1) что все предметы и процессы в мире взаимосвязаны, будучи моментами бесконечного самодвижения и саморазвития материи, природы, бытия в целом; 2) единство мира надо понимать как его единственность; в этом мире всё подчинено единым, естественным, всеобщим законам развития.

В философском контексте движение понимается широко как всякое изменение  вообще. а за ним стоит то, что движением «охвачен» весь мир, начиная от самых простейших элементов до самых сложных систем  В повседневной жизни движение зачастую отождествляют с перемещением тел в пространстве. А поскольку одни тела или предметы могут перемещаться относительно поверхности Земли, а другие – покоиться, то обыденное сознание, как правило, не противопоставляет эти два различных состояния – движение и покой, полагая их равноправными и однозначными.

Если говорить об основных свойствах  движения, то таковыми являются: объективность и материальность, абсолютность и относительность, противоречивость, несотворимость и неуничтожимость.

а) объективность движения следует  понимать таким образом, что само движение имеет место в самой  реальной действительности, способом бытия которой является взаимодействие;

б) материальность движения следует  понимать в том смысле, что материя  неотрывна от движения;

это нисколько не умаляет точки  зрения относительно движения наших  мыслей или сознания, мышления, духа в целом;

в) абсолютность движения означает то, что оно происходит всегда и везде (в природе, обществе, мышлении);

г) относительность движения означает, что оно реализуется всегда в  конкретно – исторических формах в тех или иных сферах бытия;

д) противоречивость движения воспроизводит единство изменчивости и устойчивости в бытии предмета;

е) несотворимость движения отражает живой факт, что оно по сути своей  носит естественный характер и иллюстрируется законом сохранения и превращения  энергии;

ж) неучтожимость движения обуславливается природой и сущностью взаимодействия, что обеспечивает способность движения переходить из одной формы в другую.

 

54. Философский смысл категории бытия. Пространство и время.

 Категория бытия является исходной в философском осмыслении мира. Изначально в ней фиксируется убежденность человека в существовании окружающего мира и человека, наделенного сознанием. И эта убежденность формируется на уровне повседневной жизни, когда человек, ставя вопросы, тут же отвечает, не задумываясь.

Поэтому для того чтобы понять, на философском уровне, что есть бытие, необходимо отвлечься (абстрагироваться) от конкретных и даже от общих свойств или признаков вещей. О бытии нельзя сказать, что оно большое или малое, доброе или злое… И таким образом, философская категория бытия переносит нашу мысль на высокий уровень абстракции (отвлечения), предельный из возможных, что позволяет выявить и понять более глубокие общие и всеобщие сущностные его основания. Каким образом?

Кроме того, философский подход в  понимании мира и бытия предполагает не просто выявление их сущности , их противоположных состояний. В данном контексте бытие и мир в целом, с одной стороны, носит непреходящий, относительно устойчивый характер, а с другой – преходящий, изменчивый, переходящий из одного состояния в другое. Поэтому смысл бытия в философском отношении состоит в необходимом осмыслении противоречивого единства этих составных частей.

Таким образом, философская категория  бытия отражает предельно всеобщие, сущностно противоречивые связи  и отношения, присущие как для каждой области действительности, так и для мира в целом, их внутреннюю историю и логику функционирования и развития.

• время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

• пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены  между собой. То, что совершается  в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

 

55. Понятие  "материя" в философии

Попытки дать в философии определение материи (лат. materia-вещество) исходили из необходимости решения проблемы объективной, всеобщей основы, субстанции отдельно бесконечно многообразных предметов окружающего нас мира, природы.

В древней философии (Древние Индия, Китай, Греция) в основе определения материи лежало понятие материала (первоматерии), из которого "вылеплены" все вещи. по Демокриту, два вида материи-атомы и пустота. Атомы (букв. с греч. (далее) неделимое) - материал тел, пустота - пространство для движения тел. При помощи атомистической гипотезы объясняется возможность "построения" бесконечно многообразных сочетаний из первоначальных однокачественных элементов. Однако решение Демокрита раскрывало лишь возможность предметного многообразия, составленного из неделимых, тождественных атомов. Вопрос о действительном превращении вещей, о динамическом стимуле, двигателе этих бесчисленных сочетаний оставался открытым.

Согласно Аристотелю, материя - это  только всеобщая возможность предметного  многообразия ("то, из чего", возможность  без каких либо положительных, физических качеств).

В механистическом материализме Нового времени в основе определения  материи лежит уже не понятие  материала, а понятие основных, первичных, неизменных свойств, общих для всех материальных предметов.

Декарт в своей теории субстанций снимает вопрос о носителе первичных свойств, вообще отождествляя материю с единственным ее свойством - протяженностью: "... Природа материи, то есть тела, рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно - вещь твердая, весомая, окрашенная или каким либо иным образом возбуждающая наши чувства, но лишь в том, что оно есть - субстанция протяженная в длину, ширину и глубину".

И для античных материалистов, и  для механистов поиски материального  субстрата всего конкретного  характеризуются тремя общими чертами. Во первых, материя противопоставляется отдельным вещам, как нечто неизменное - изменчивому. Во вторых, в основе определения лежит критерий объективности: первичны, определяют материю те свойства, признаки, которые лежат вне нас, существуют независимо от нас. В третьих, материальная субстанция обнаруживается путем нахождения общего первовещества или общего первопризнака, одинакового для всех отдельных материальных предметов. В результате такого "выделения" материальной основы внутри каждого предмета он распадается на две "половины" (материя и форма; первичные и вторичные качества); но эти выделенные "половины" уже не могут объяснить единый конкретный предмет.

В философии Бруно и далее  Спинозы выступает новое определение  материи. Как субстанция материя - это мир в целом (по отношению к отдельному предмету), т.е. материя равна природе. ". Сущность вселенной едина в бесконечном и в любой вещи, взятой как член его. Благодаря этому вселенная и любая ее часть фактически едины в отношении субстанции" (Бруно). Все вещи определены к действию внешней причиной, и только Природа как целое - причина самой себя, causa sui (Спиноза).

В эпоху Просвещения (18 век) Гольбах  в Дидро пытались связать концепции "материи - природы" и "материи - совокупности механических свойств". Для Гольбаха единая, бесконечная природа Вселенной выступает в отдельном предмете как его особая природа - сгусток механических качеств протяжения, подвижности, делимости, твердости, тяжести, силы инерции. При этом Гольбах и Дидро обнаруживают понимание важнейшего недостатка всех предшествующих определений материи. Материя - это как раз то, что отражается в наших ощущениях, но с добавкой: то, что вызывает эти ощущения.

Для Дидро, как затем и для  Фейербаха, становится вполне ясным, что  коль скоро нельзя все свойства материи свести к механическим, а все формы движения - к механическому движению, значит, понятие материи - это абстрактная категория, отвлекающая от всех материальных предметов их всеобщие свойства и качества или всеобщие особенности законов их развития. Но тогда встает вопрос: что первоначально - единство в мысли (чистое бытие абсолютной идеи) или материальное единство предметов?

Признание материи за всеобщее начало вещей, за нечто субстанционально-общее  в вещах - это лишь одна сторона определения материи. Абсолютизировать эту сторону - означает отождествить абстрактное понятие о материи с самой материальной действительностью.

В марксистской философии (Маркс, Энгельс, Ленин) полагают, что понятие материи  может быть определено только в пределах основного вопроса философии (о первичности бытия или сознания, материи или идеи), т.е. через противопоставление материи - сознанию (материализма - идеализму). Ленинское определение материи по своей форме имеет теоретико-познавательный характер (со стороны познания субъектом объекта): "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Здесь материя определяется через отражение в сознании, по-видимому, исходя из того, что единственным относительно отличным от материи качеством является сознание. Отражаясь в сознании, предмет существует дважды: как объективный предмет мысли и как мысль о предмете. Энгельс определяет материю сходным образом: "Мы отвлекаемся. от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи" ("Диалектика природы").

В современной философии, с одной  стороны, имеют место тенденции отказаться от употребления общего термина "материя" как метафизического, пустого по содержанию (как отказалась от него естественная наука, заменив его понятием вещества, силы, энергии, частицы) - в позитивизме, так и стремление трактовать это понятие с точки зрения многообразных форм проявления, движения материи (физической, химической, биологической, социальной) - в диалектическом материализме.

Информация о работе Человек как предмет философии