Человек как предмет философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:06, курс лекций

Краткое описание

Предметом философии человек становится в такой философской дисциплине, как философская антропология, изучающей человека, его специфику по сравнению с другими живыми существами, его место в универсуме (мире), особенности его существования и мировосприятия. В отличие от культурной антропологии, занятой изучением образа жизни и сознания людей конкретных культур, философская антропология фиксирует свое внимание на основных чертах человека как рода. В то же время она может включать в себя и включает изучение человека как индивидуальности, как субъекта уникальных переживаний (экзистенциальные проблемы).

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

В общем, язык обычно определяют как систему знаков, служащую средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.

Диалектическая философия рассматривает  язык как общественно-историческое явление, служащее средством выражения  и объективации идеального, поскольку "идеи не существуют оторвано от языка" (Энгельс). Формирование и развитие категориальной структуры языка отражает формирование и развитие категориальной структуры человеческого мышления.

Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего  развития человека, общества и сознания. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох. История каждого языка тесно связана с историей той социальной общности (языкового коллектива), которая является его носителем.

Язык участвует в осуществлении  практически всех высших психических  функций, будучи наиболее тесно связан с мышлением. Язык участвует в  процессе предметного восприятия, является основой памяти в её специфически человеческой (опосредствованной) форме, выступает как орудие идентификации эмоций и в этом плане опосредует эмоциональное поведение человека Другая особенность языка - его членораздельность, внутренняя расчленённость высказываний на единицы разных уровней (словосочетания, слова, морфемы, фонемы). Это связано с аналитизмом языка - дискретностью (расчленённостью) смысла его единиц и способностью их к комбинированию в речи по известным правилам.

Многообразные аспекты языка составляют предмет изучения различных наук: лингвистики, логики, психологии (психолингвистика), антропологии (этнолингвистика), истории культуры, литературоведения, социологии (социолингвистика), семиотики, теории массовой коммуникации.

 

44. Понятие  природы. Специфика философского подхода к познанию природы

В предельно широком философском  смысле природа — это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа» соразмерна с понятиями «материя», «реальность», «Универсум», «Космос».

Под природой в узком смысле этого  слова понимается естественная среда  обитания человека, традиционно противопоставляемая обществу, а в соответствии с канонами классической философии — и человеку. Природа, понимаемая в этом смысле слова, выступает в качестве объекта изучения конкретных наук, что не исключает философской рефлексии над различными аспектами существования природного мира.

Умозрительное философское истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, носит название натурфилософии (от лат. natura – природа). Место натурфилософии в системе философского знания и ее отношения с развивающимся естествознанием исторически менялись. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности, когда она возникла как исходная форма философских представлений

о мире. Рост интереса к природе  в эпоху Возрождения способствовал  расцвету натурфилософии в этот исторический период. В Новое время в силу стремительного развития естествознания натурфилософия отходит на второй план. На исходе развития классической философии натурфилософия наиболее полно была представлена в творчестве Ф. Шеллинга.

Со временем натурфилософские умозрительные  построения вступили в конфликт с развивающимся естествознанием и были отвергнуты им, но философия не утратила своего значения для науки. Не подменяя конкретно-научных исследований, она выступает в качестве метатеоретического основания научного познания.

 

46. Диалектика

 — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики; категории; принципы.

Д, как и всякая другая наука, изучающая явления и процессы действивтельности имеет свою структуру:

**Принципы.

**Категории.

**Законы.

Основные принципы Д: 1. Все в  мире находится в движ, всему присущи  изменения, причем движение идет от низшего  к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - раз-тие. (изменение не только количественное, но и качественное) 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, к-рое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обуславливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения — внутр. противор.

48.Глобальные проблемы современности:  их происхождение, сущность, типология  и пути разрешения 

XXI век продолжил общую тенденцию,  которая сложилась в XX веке  – тенденцию общего роста масштабов человеческой деятельности, которые приобретают или уже приобрели всеобщий характер, т.е. они становятся общезначимыми для всего человечества, носят глобальный характер.

Как показывает реальный, конкретно  – исторический опыт XXв., в современных условиях человечество столкнулось с совокупностью проблем общемирового характера, получивших название глобальных. Эти проблемы порождены противоречиями процесса общественного развития в целом и затрагивают интересы всех людей, живущих на нашей планете, всех стран и народов. От их позитивного решения в значительной степени зависит благополучие нынешних и будущих поколений. Решить их силами одного государства или группы государств просто невозможно, ибо для этого необходимо мировое международное сотрудничество на основе абсолютно полного взаимопонимания и равноправия, уважения и суверенитета каждого участника переговоров на основе общепринятых норм международного права.

I. Одной из важнейших проблем  глобального характера является  проблема войны и мира.

В современный век главной опасностью для всего человечества является ядерная и термоядерная война. По сути своей ядерное и термоядерное оружие является аморальным, бесчеловечным, безнравственным… Оно указывает  только на одно – насколько может быть глух и несовершенен, недальновиден человек или политик, от которого зависит приведение его в действие.

 континенты, десятки стран, в  свое пекло вторгнули миллионы  людей. Если в 1-й мировой  войне приняли участие 38 стран,  то во второй – 61 государство, т.е. 80% всего населения нашей планеты.

Любая война является трагедией  для человеческого сообщества, ибо  несет человеческие жертвы

Одной из глобальных проблем современности  – является проблема экологическая.

На заре человечества, в условиях первобытного общества, существовало, хотя и примитивное, но все же единство человека и природы. Нарушилось это единство в связи с общественным разделением труда и возникновением частной собственности на средства производства, когда началось бесконтрольное и широкомасштабное воздействие человека на природу.

В истории нашей планеты экологические  кризисы и катастрофы неоднократно потрясали биосферу, неся гибель многим живым видам и существенно  изменяя генотип. Нас интересуют экологические кризисы, порождаемые  самими людьми.

Человек всегда изменял окружающую среду в своих интересах. Одновременно он и сам адаптировался к её изменениям. До поры до времени все  это происходило медленно и стихийно, но постепенно интенсивность воздействия  человека на природу становилось  все сильнее. А сегодня эта интенсивность приобрела угрожающие масштабы, ибо на повестку дня встал вопрос о всемирном потеплении. Недаром на Западе экологическую ситуацию в мире называют второй ядерной бомбой замедленного действия.

Без широкого, незамедлительного  международного вмешательства и сотрудничества невозможно решить экологическую проблему.

Среди сложных глобальных проблем  важнее место занимает демографическая  проблема. В ней реализуется одна из необходимых функций любого общества – непрерывное воспроизводство населения. От того как оно воспроизводится, зависят рост или снижение его численности, изменение его состава по полу и возрасту и т.д. В то же время демографические процессы влияют на экономическую, социальную, политическую, духовную жизнь общества.

Кроме того, необходимо принять законодательные акты, направленные на становление в нашей стране активного и сознательного отношения человека к сохранению своего здоровья и своей жизни.

Если же люди по – прежнему пассивны, безразличны к себе, разрушают  свое здоровье алкоголем и наркотиками, трудно будет ожидать серьезных перемен. Промедление в решении этой глобальной проблемы – смерти подобно.

49. Проблема познания

Прежде всего в вопросе о  познании важным является понятие знания. "Знание" - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные связи реального мира. Понятие истинное знание и знание могут не совпадать, поскольку последнее может быть недоказанным, непроверенным (гипотезы) или неистинным.

Познание как раз направлено на приобретение знание, и определяется как высшая форма отражения объективной  действительности; обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание. В познании существуют различные уровни: чувственное познание, рациональное познание (мышление), эмпирическое (опытное) и теоретическое.

Основными формами познания являются следующие:

уже на ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, поставлявшее элементарные сведения о природе, а  также о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и  т.п.

также одна из исторически первых форм - игровое познание, как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры.

важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое (образное) познание.

более современными формами познания являются философское (умозрительное, метафизическое - выходящее за рамки  природы) и религиозное познание. Особенности последнего определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношений людей с господствующими над ними земными силами (природными и социальными).

важнейшей формой познания является научное познание.

Уже античные философы стремились выявить специфику познавательного процесса, его уровни (рассудок и разум, чувства), формы (категории, понятия и умозаключения), противоречия и т.п. Была создана формальная логика (Аристотель), стала разрабатываться диалектика (Гераклит, Платон), исследовались проблемы истины и заблуждения, достоверности и реальности знания.

Крупный шаг в развитии теории познания и методологии был сделан в  философии Нового времени (XVII-XVIII вв.), где проблема познания стала центральной. Процесс познания стал предметом  специального исследования (Декарт, Локк, Лейбниц), были разработаны эмпирический (индуктивный), рационалистический и универсальный методы (соответственно Ф. Бэкон, Декарт, Лейбниц), заложены основы математической логики (Лейбниц) и сформулирован ряд диалектических идей. Главное достижение немецкой классической философии - диалектика: трансцендентальная логика, учения о категориях и об антиномиях Канта, антитетический метод Фихте, диалектическая натурфилософия Шеллинга. Но наиболее обстоятельно и глубоко (насколько это было возможно с позиций идеализма) диалектика и диалектический метод (рассмотрение движения мысли в противоречиях: тезис - антитезис - синтез) была разработана Гегелем. Он представил ее как систему субординированных категории, обосновал положение о совпадении диалектики, логики и теории познания, показал большое значение диалектического метода в познании, дал систематическую критику метафизического метода мышления, обосновал процессуальный и конкретный характер истины.

С познанием в философии связано  специальная дисциплина - "гносеология" (от греч. gnosis – знание

Предметом теории познания (гносеологии) как философской дисциплины являются: природа познания как целого, его  возможности и границы, отношение  знания и реальности, знания и веры, субъекта и объекта познания, истина и ее критерии, формы и уровни познания, его социокультурный контекст, соотношение различных форм знания. Субъектом теории познания является человек, как общественное существо.

 

51. Герменевтика

– наука о понимании. Изучает  процессы передачи информации  в познании,  межсубъектные,  междисциплинарные,   межвременные.   Герменевтика сложилась в  ХХ  веке,  ее  основатель  Ганс  Гадамер.  Его  предшественники Шлейермахер  и  Дильтей.  Герменевтика   изучает   процедуры,   из   которых складывается  понимание  и  его  этапы.   При  этом  герменевтика   выявляет основное  противоречие  процесса  понимания.  Понимание   всегда   выступает одновременно как основа и результат познания. Следовательно, освоение  новой области знания – это  не  результат  последовательного  освоения  одного  за другим, а вхождение в герменевтический круг.

52. Основные направления постижения бытия в истории философии.

Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие - это самое широкое, а значит и самое абстрактное (отвлечённое) понятие. Прежде всего "быть" означает наличествовать, существовать.

С одной стороны, Бытие - понятие, обозначающее реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. В иной трактовке - это реальность, лежащая за пределами возможности человеческого опыта, и потому не зависящая ни от человека и его сознания, ни от человечества. Две основные трактовки бытия исходят из того, является ли бытие тем, что существует, всё существующее, либо бытие - сам принцип существования, стоящие вначале всего существующего, позволяющее всему и чему либо быть, но при этом бытие вне, по ту сторону, за пределами каких-либо вещей.

Бытие (сущее, существующее), в первом случае, есть все, что есть - это и материальные вещи, и все процессы (физические, химические, геологические и т.п.), и их свойства, связи и отношения. Сказки, мифы и плоды воображения - все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой (противоположностью) бытия является небытие (ничто). Бытие и ничто не могут существовать друг без друга. Небытие мыслится как относительное понятие, в абсолютном смысле небытия

Первая концепция бытия была введена в философию Парменидом (5-4 вв. до н. э). Среди мыслей, которые сами по себе субъективные порождения человеческого, он обнаружил мысль, как бы выводящую за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не существование чего-то, а просто существование - Абсолютную мысль. Абсолютная мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а Логос - космический разум

Информация о работе Человек как предмет философии