Философия 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 18:36, реферат

Краткое описание

1. Характерные черты общественно-политической жизни, научно-исторического прогресса и духовной культуры 20 в.: их отражение в философской мысли.
2. Сциентистские направления в современной философии: позитивизм и его формы, герменевтика, «философия науки», структурализм, теории «информационного общества».
3. Современный философский антропологизм: философская антропология, «философия жизни», персонализм, экзистенциализм, философия психоанализа.
4. Прагматизм и современная религиозная философия.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия 20 века_1.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Еще в 1929 г. в своей работе «Кант и проблема метафизики» М.Хайдеггер переосмысливает известные кантовские вопросы – что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? В своей совокупности эти вопросы сводятся к обобщающему – что есть человек? Для философской антропологии главная задача видится в том, чтобы подойти к новой трактовке предмета человеческого познания, деятельности и веры. В современных условиях важно то, как мы познаем, как мы делаем, как мы верим.

Предпосылки философской антропологии были заложены феноменологической философией Э.Гуссерля (1859-1938) и экзистенциализмом. Сторонники философской антропологии считали, что традиционный философский субъективизм и позитивизм игнорировали субъективную и активную стороны познания, недооценивали самого человека как первоисточник смысловых значений мира, не в полной мере учитывали внутренний опыт человека. Отсюда вновь заявляла о себе задача, связанная с отысканием специфического предмета философии, позволяющего избежать его отождествления с предметом научного исследования.

Условно концепции, объединяемые философской антропологией, разделяют на две группы – на субъективистские-антропологические и объективистски-онтологические.

К первой группе относятся учения, в которых бытие человека и мира познается из самого человека, из субъективного «Я». При этом сам человек рассматривается как существо автономное, независимое от объективных условий и норм. В качестве подлинных основ человеческой свободы полагаются спонтанность разумно-познавательной деятельности, духовно-нравственные силы, бессознательно-иррациональные и волевые импульсы.

Ко второй группе относятся учения, в которых смысл бытия познается из самого объекта, мира. При этом человек предстает как существо, находящееся во Вселенной, где космос, мировой разум, божественное провидение, абсолютный дух образуют жестко детерминированную систему. Ее естественная природа порождает социально-исторические закономерности, с неизбежностью носящие фаталистический характер.

Тем самым, предлагается изучать не бытие само по себе, не законы его фактического существования, а разъяснять и раскрывать смысл самого бытия.

В философии до середины 19 в. господствовали идеи рационализма. Однако трудности, связанные с рациональным познанием, препятствия на путях построения жизни разумными способами ставят под сомнение эффективность рациональных принципов постижения мира. Неудовлетворенность сложившимися формами философской мысли приводит буквально к «философскому бунту», одним из последствий которого явилось возникновение философского течения, именуемого экзистенциализмом (лат. существование).

Экзистенциализм – своеобразная философия, не умещающаяся в рамки традиционных представлений. Ее специфичность обусловлена особым интересом к так называемым индивидуальным смысложизненным проблемам, первое место среди которых занимают проблемы человеческого существования, судьба личности в современном мире. В рамках самих же вопросов внимание экзистенциалистов направлено на осмысление вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и долгу, наконец, к смерти. Лишь в той мере, насколько эти вопросы соприкасались с проблематикой науки, морали, религии, философии истории, последние представляли интерес для экзистенциалистов.

В философии экзистенциализма нашло выражение состояние тревоги и неуверенности, потери веры в существование гуманистических ценностей, возникшее в западном обществе после Первой мировой войны, сохранившееся в период Второй мировой войны и после ее окончания.

Существенную роль в становлении экзестинциалистского мировоззрения сыграло философско-теологическое учение датского мыслителя С.Къеркегора, в философии которого впервые встречается понятие экзистенции, иррационализм «философии жизни», феноменология немецких философов Э.Гуссерля и М.Шелера, некоторые идеи русского мыслителя Н.А.Бердяева, литературное наследие великих русских писателей Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского, творчество Ф.Кафки и Р.М.Рильке.

Но систематическое упорядочение идей философии существования мы находим у немецких философов, прежде всего в книге «Бытие и время» М.Хайдеггера (1927), и в трехтомной «Философии» К.Ясперса (1932), а также у Сартра в его книге «Бытие и ничто» (1943).

Однако философия существования не представляет собой какого-то монолитного, единого учения. Каждый из ее главных представителей создает как бы свое  особое учение. Во многом это объясняется тем, что среди ее представителей известнейшие писатели и мыслители 20 в.: Ж.-П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель, Симона де Бовуар и др. Экзистенциальные мотивы можно встретить и у таких выдающихся писателей нашего века, как Т.Манн, Г.Гессе, Э.Хемингуэй, Э.М.Ремарк, М.Унамуно и др. Обычно экзистенциализм разделяют на атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю и др.) и религиозный (Марсель, Ясперс, П.Тиллих, Р.Бультман).

Выступая против официальной, прежде всего университетской философии, экзистенциалисты упрекают ее в том, что она сосредоточила внимание на абстрактных онтологических и гносеологических проблемах, упустив конкретного человека с его повседневными заботами, печалями и горестями. Они критикуют традиционную философию за идеализм и попытки растворить реальный мир в мысли, за стремление разрешить противоречие человеческого бытия сугубо логическими приемами. Выступая с подобной критикой, экзистенциалисты вынашивают надежду порвать с абстрактностью и идеализмом.

Первоочередной интерес экзистенциалистов сконцентрирован на познании состояния человека, выражающегося в его переживаниях. В соответствии с их представлениями, люди переживают чувство постоянного беспокойства, заброшенности, одиночества, в силу чего они вынуждены философствовать и лишь поэтому остаются человеческими существами. Способность к философствованию сохраняет «бытийственность», позволяет противостоять натиску внешних сил. В содействии этому противостоянию проявляется функция философии. Именно философии доступно постижение внутреннего переживания человеческого существования, поскольку оно ускользает от прагматически настроенной науки.

Для экзистенциализма весьма характерны своеобразные термины и понятия, в числе которых ключевыми являются категории – человеческое бытие, экзистенция, страх, ничто, пограничная ситуация.

Бытие, по представлениям экзистенциалистов, - это ни эмпирическая реальность, данная во внешнем восприятии, ни система связей, конструируемая научным мышлением, ни мир умопостигаемых сущностей. Бытие может быть постигнуто как некая изначальная, непосредственная, нерасчлененная целостность субъекта и объекта, оно может быть воспринято только через самое себя. Бытие достается непосредственно, в виде собственного бытия – существования, экзистенции. В немецком экзистенциализме для обозначения существования употребляется слово «dasein», которое буквально переводится как «тут-бытие», что предполагает сиюминутное нахождение человека «здесь и теперь». Отсюда задача философии состоит в анализе бытия человека, застигнутого «здесь и теперь» в спонтанном проявлении его переживаний.

Экзистенция – это средоточие человеческой личности, это судьба – призвание, которой человек вынужден беспрекословно подчиняться. Он – существо, приносящее жизнь в жертву своему предназначению. Человек испытывает постоянный страх, боясь потерять жизнь или какие-никакие жизненные блага. Страх – это боязнь не исполнить предназначение, ради которого человек готов пожертвовать не только благами, но и жизнью. В былые времена отсутствие конкретно воспринимаемого безусловного компенсировалось верой и религиозными идеалами. Однако по мере секуляризации общества символы откровения утратили свою притягательную силу для многих людей. В результате человек оказался перед лицом мира без Бога, толкуемого как «Ничто». А с точки зрения экзистенциализма, бог – это трансцендентное, в свою очередь трансценденция есть «ничто», выступающая как глубочайшая тайна экзистенции. «Ничто» нельзя сделать объектом мысли, его прямо и непосредственно обнаруживает особое человеческое состояние – страх. «Ничто» принадлежит самому человеческому бытию, и раскрыть его природу – задача истинной философии.

Несмотря на то, что философия существования включает в себя целый ряд течений, иногда различающихся по взглядам, можно выделить некоторые общие положения, присущие экзистенциализму в целом.

Характерной чертой экзистенциализма является антропоцентризм.

Философия существования изначально антисциентична и иррациональна. Экзистенциализм пересматривает убеждения философов-просветителей, которые верили в науку как основу бесконечного прогресса человечества. Наука не имеет ценности для мировоззрения, ибо научное мышление абстрактно и безлично, оно не может быть руководством к действию и помощью в поисках «смысла жизни». Эти функции способна выполнять лишь философия, вненаучно осмысливающая человеческое бытие, философия, руководствующуюся «экзистенциальным мышлением», непосредственно связанным с внутренней жизнью человека, с его переживаниями и заботами.

Классическая философия экзистенциализма пессимистична, ибо, как правило, она не находит реального выхода из неподлинного, отчужденного мира человеческого существования и аппелирует к его трагическому исходу.

Таковы общие принципы экзистенциализма, главные познавательные усилия которого направлены на изучение неповторимой жизненной ситуации отдельного человека, на постижение ценности и уникальности его внутреннего мира. Лейтмотив экзистенциальной философии – протест против порабощения человека внешними общественными силами.

Предтечей экзистенциализма была «философия жизни». «Философия жизни» - направление в философии, сложившееся на рубеже 19-20 в.в. в Германии (Ф,Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, Л.Клагес, О.Шпенглер) и Франции (А.Бергсон).

В «философии жизни» можно выделить три основные школы: академическую «философию жизни» (Дильтей (1833-1911), Г.Зиммель (1858-1918)); «творческую эволюцию» А.Бергсона (1859-1941) и его последователей; «Философию воли» Ф.Ницше (1844-1900) и его последователей.

 «Философия жизни» критически относилась к рационализму классической философии и исходила из мысли, что разум, ранее считавшийся универсальным инструментом философии, недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Опираясь на данные биологических, психологических и др. наук, «философия жизни» утверждала несводимость биологических явлений к законам классической механики и выступала против постулатов, выдвинутых механистическим естествознанием. Одну из своих задач она видела в принципиальной переоценке ценностей научного знания и всей предшествующей философии.

Согласно «философии жизни», целостное мировоззрение может возникнуть на базе философствования, вытекающего из полноты «переживания жизни». Это положение было сформулировано «философией жизни» под влиянием традиций немецкого романтизма.

Для «философии жизни» жизнь – это первичная активная реальность; целостный, органический, иррациональный процесс непрерывного становления, развития, предшествующий разделению материи и духа, бытия и сознания. «Жизнь» противостоит всему механическому, застывшему, определенному. Представители этого течения противопоставляли жизнь бытию. Бытие – это статичное состояние. Жизнь – это движение, становление. «Нет бытия, есть только становление», - заявлял Ф.Ницше. Тезис Гете: «суха теория, мой друг, но древо жизни вечно зеленеет» - источник «философии жизни».

Трактовка понятия жизни в «философии жизни» довольно многозначна. Для Ницше «жизнь» есть «воля к власти», Бергсон понимает «жизнь» как космический «жизненный порыв», Дильтей и Зиммель рассматривают «жизнь» как обусловленный культурно-исторический поток переживаний. В теории познания «философия жизни»  придерживается позиций антисциентизма, иррационализма и интуитивизма. Наука, опирающаяся на рассудочно-механистическое познание, может постичь лишь отношения между вещами, но не сами вещи. Жизнь невозможно понять с помощью разума, она доступна лишь переживанию, постигается внеинтеллектуально, интуитивно. Основными средствами ее постижения являются эстетическая интуиция, вчуствование, вживание.

«Философия жизни» разводит науки о природе и «науки о духе» - исторические науки. Методом исторических наук является понимание как непосредственное переживание историком определенных исторических событий, на основе которого интерпретируется прошлое (Дильтей) или интуиция вчуствования (Шпенглер).

Общество как биологический культурный организм не подчинено власти объективных закономерностей, которые действуют лишь в мире природы. Каждый культурный организм своеобразен и несводим к другому, развивается циклично.

Многие представители «философии жизни» были среди тех, кто подметил отрицательные стороны промышленного переворота, негативные явления, которые возникли благодаря появлению капиталистических отношений и НТП, повлекшие кризисные процессы в области культуры. Различно объясняя причины этого кризиса, сторонники «философии жизни» часто выступали в защиту аристократической, элитарной культуры.

Начало «философии жизни» положил немец Артур Шопенгауэр (1788-1860). В 1818 г. он написал «Мир как воля и представление». Основная идея : мир – это свободная, автономная воля человека. Опираясь вначале на кантовский постулат о примате практического разума, Шопенгауэр выступил против превращения воли в придаток разума. Волевые акты, считал он, во многом определяют направленность ума и результаты разумного познания. Отсюда критика традиционного рационализма. Воля неподконтрольна разуму, она родственна тайным, непознанным силам. Мир сконструирован Шопенгауэром как реализованная воля и представление.

Информация о работе Философия 20 века