Взаимосвязь социализации личности с социальными ценностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

Социокультурные ценности — это не только нравственные ориентиры для людей, но и мерило гуманности и цивилизованности общества, членами которого являются эти люди. Общество без выверенной во всех отношениях системы позитивных социокультурных ценностей, обречено на стагнацию, потерю своей былой мощи. Такое общество характеризует разобщенность между его членами, оно лишено единых, базовых ценностных установок.
Разумеется, в формировании в сознании людей социокультурных ценностей проявляется не только стихийность, в этом процессе в той или иной мере, в том или ином направлении осуществляется и осознанная деятельность со стороны государственных институтов. Однако данный вопрос мало изучен во всей полноте

Содержание

Введение 3
1.Понятие и природа ценностей 4
2.Теории ценностей в философии 7
3.Взаимосвязь социализации личности с социальными ценностями 9
Список использованной литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.Философия.docx

— 29.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                   3

1.Понятие и природа  ценностей                                                                             4

2.Теории ценностей в  философии                                                                          7

3.Взаимосвязь социализации  личности с социальными ценностями                 9

Список использованной литературы                                                                   14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема формирования личности во все времена играла актуальную роль в развитии общества. Однако постановка этой проблемы в различных обществах и на разных этапах их функционирования осуществлялась по-разному.

Если говорить о российском обществе на современном этапе его преобразований, указанная проблема стала приобретать все более стихийный характер. Личность, как бы отданная самой себе, испытывает большую потребность в определенной системе. Эта система должна охватывать социальные, политические, нравственные, эстетические, художественные ценности. Однако в данной области много недостатков, которые влияют на формирование у личности здоровых потребностей, качеств, свойственных патриоту, гражданину своего Отечества. В этой системе значительную роль играют социокультурные ценности.

   Социокультурные ценности — это не только нравственные ориентиры для людей, но и мерило гуманности и цивилизованности общества, членами которого являются эти люди. Общество без выверенной во всех отношениях системы позитивных социокультурных ценностей, обречено на стагнацию, потерю своей былой мощи. Такое общество характеризует разобщенность между его членами, оно лишено единых, базовых ценностных установок.

Разумеется, в формировании в сознании людей социокультурных ценностей проявляется не только стихийность, в этом процессе в той или иной мере, в том или ином направлении осуществляется и осознанная деятельность со стороны государственных институтов. Однако данный вопрос мало изучен во всей полноте. Ведущиеся в этом направлении теоретические исследования нередко имеют фрагментарный характер без уяснения связей между результатами культурного формирования личности и теми социально-экономическими и политическими условиями, в которых происходит формирование личности.

 

1.Понятие и природа  ценностей

   "Ценность" как философская категория, имеющая универсальный характер, вошла в философию в качестве самостоятельной категории в 60-х годах XIX века. Этот процесс соотносится с трактатом немецкого философа Г.Лотце "Основания практической философии" и с его сочинением "Микрокосм". По его мнению, надо четко разграничивать мир явлений и мир внутренних ценностей. Добро, например, нельзя включать в круг природно-естественных явлений. Лишь "царство целей" есть обитель ценностей. Мир ценностей обладает не просто действительным существованием как нечто достодолжное, но является "самым действительным из всего на свете". Пытаясь, по-видимому, снять выступившую у него явно противоположность мира фактов и мира ценностей, он указывал также на собственную ценность вещей, улавливаемую нашей способностью чувствовать. Заслуга его в постановке (а не решении) вопроса о соотношении объективного и субъективного в ценностях, а главное - в возведении понятия "ценность" в круг основных категорий философии.

   На основе категориального статуса ценности сформировалась философия ценности, или аксиология. Ее становление связывается с неокантианством, в особенности с именем В.Виндельбанда. Ценность, пишет он, предполагает общеобязательность и состоит во всеобщем обязательном признании. Это нормативное долженствование ценности имеет свое сверхъестественное основание: "Высшие ценности эмпирической жизни - знание, нравственность и искусство - становятся живыми деяниями Божества в человеке и приобретают в трансцендентальном сознании более высокое и глубокое значение"1. Задача философии, указывает В. Виндельбанд, - постигать "общезначащие ценности", которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценности. Но и эти ценности она будет описывать и объяснять лишь с тою целью, чтобы отдать отчет в их значении; она рассматривает их не как факты, но как нормы.

   В философской науке существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. Но в одном философы едины, каковы ценности, таковы и общество и личность. Не случайно проблема ценностей выступает на первое место в переходные периоды общественного развития.

   Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей. При этом следует иметь в виду, что за отрицанием старых ценностей скрывается отрицание старых форм жизни общества и личности.

   В современной литературе имеется множество подходов к пониманию ценностей, и каждый из них имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение.

   Ценности рассматриваются и как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека, и как идеал, и как норма. В целом ценность - это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

   Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей.

   На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования - биологические, социальные, психологические и т.д.

   Их индивидуальное сочетание обуславливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей.

   Понятие ценности можно соотнести с такими понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность". Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения - что-то нас трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет нас безразлично спокойными.

   Полезность может носить чисто утилитарный характер. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.п. Вредность - это негативное ценностное отношение, например истина, являясь познавательной ценностью, может приносить огромную пользу людям, а может быть употреблена во зло.

    Особенное место в системе человеческих ценностей занимает нравственность. Нравственные критерии применимы в качестве оценочного основания ко всем областям человеческой деятельности. Как проявление общественной сущности человека, нравственность - это та фундаментальная черта, которая определяет человеческий облик как таковой, нравственность - это "искра", зажженная в сознании человека, научившегося жить сообща и считаться с интересами других.

 

 

 

 

 

 

2.Теории ценностей в  философии

   После выделения  аксиологии в самостоятельную  область философских исследований  сформировалось несколько типов  теории ценностей.

   Натуралистический психологизм (представлен трудами Дж. Дьюи), который рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывает с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

    Аксиологический трансцендентализм (Г.Риккерт, В.Виндельбанд), где ценность - это идеальное бытие. Ценности рассматриваются как не зависимые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые являются ценностями сами по себе. Ценность таким образом, - это не реальность, а идеал носителем которого является «сознание вообще», то есть трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Кроме этого, ценности рассматриваются как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

   Персоналистический  онтологизм (М. Шелер), где ценности образуют онтологическую основу личности. Познание ценностей и их созерцание основано в конечном счете на чувстве любви и ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которые мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокие ценности – это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности. Высшей ценностью является ценность «святого», идея Бога, а любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви. Все ценности имеют свою основу в ценности божественной личности.

   Социологическая концепция ценностей (М. Вебер), где ценность - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Взаимосвязь социализации  личности с социальными ценностями

   Ценность выражает способ существования личности. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеются в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимым. Эти ценностные ориентации образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. При этом в соответствии с конкретной, индивидуальной, иерархией ценностей наблюдается относительный характер ценностных ориентаций. Конкретная система ценностных ориентаций и их иерархия выступает регулятором развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.

   Существуют разные  способы и принципы классификации, и иерархии ценностей. Выделяют  ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные  ценности). Можно  выделять материальные  и духовные ценности.

   Несмотря на различные  формы дифференциации ценностей  и их релятивный характер, имеется  самая высшая и абсолютная  ценность – это сам человек, его жизнь. Эта ценность рассматривается  как ценность-цель. Человек –  это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей  и ценностного отношения.

    Такую же ценность  представляют и социальные общности, и общество в целом. Основа этого заключена в социальной сущности человека и диалектике общества и личности. К высшим ценностям относят такие «предельные» и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина и т.д.  Этот тип ценностей оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. Их реализация, по существу, тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации.  Без этого не только не может состояться  личность, но и сама жизнь для  большинства будет не выносимой.

   Эти ценности бытия  выступают как важнейшие потребности. И они настолько значительны для личности. Что их подавление порождает определенный тип патологий души, которые происходят, например, от постоянного проживания среди лжецов и потери доверия к людям.

   С проблемой высших  ценностей и прежде всего смыслом  жизни связана  и проблема «экзистенциального вакуума». Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни, имеет значительное отрицательное влияние на качество социализации личности и ведет к развитию неврозов. Постоянной формой проявления экзистенциального вакуума является скука. В наше время она ставит больше проблем, чем даже нужда. Это объясняется тем, что нужда толкает человека  к действию, активности по ее преодолению, скука же приводит к бегству от реальности. Как верно то, что потеря ценностей ведет к бегству от действительности, так же верно и обратное утверждение:  «Если не хочешь бежать от действительности, нужно найти в ней человеческие ценности».2

   Но не только высшие ценности воздействуют на социализацию личности. Немаловажное значение в этом процессе имеют и ценности-средства, которые выступают как промежуточные ценности. Без ценностей-средств не достижимы никакие ценности-цели, но вместе с тем никакие самые благородные цели не оправдывают дурных средств.

   Различные социокультурные  типы общества имеют специфические  ценности, которые составляют важный  фактор детерминации ценностных  ориентаций и поведения личности, а так же способы ее социализации.  Например, возьмем для сравнения  две ценностные парадигмы: восточную  и западную. Каждая из них отражает  ценности, связанные со спецификой  образа жизни соответствующего общества. Так для западной традиции характерным является противопоставление личности и общества и приоритет индивидуальных ценностей над общественными. В соответствии с этим социализация личности связывается с изменением социальной среды.

Информация о работе Взаимосвязь социализации личности с социальными ценностями