Величие и ничтожество человека” в рационализме Б. Паскаля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:04, реферат

Краткое описание

Б. Паскаль - Человек поразительных интеллектуальных способностей, проявившихся уже в раннем детстве. Его открытия в математике и физике заложили основы современной гидравлики и вычислительной техники, а сочинения повлияли на формирование литературного французского языка. Паскаль считал, что рациональные аксиомы не являются исходными. "Человек принимает их не умом, а сердцем (иррационально)". Исключительная роль Паскаля в истории философии определяется тем, что в эпоху механистического рационализма он первый - предвосхищая иррационалистическую традицию в философии - решительно ограничил сферу применимости научного познания, выделив наравне с ним познание непосредственное (постепенности рассуждения противопоставлялась моментальность проникновения).

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ................................................................................................3
2. БИОГРАФИЯ………………………………………………………………4
3.2 РАЦИОНАЛИЗМ………………………………………………………...6
3.3 ИРРАЦИОНАЛИЗМ……………………………………………………..8
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………10
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....11

Вложенные файлы: 1 файл

Философия, ЭССЕ УК -101.docx

— 39.10 Кб (Скачать файл)

 

Санкт-Петербургский государственный

Экономический университет 

 

Кафедра философии

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

Философия

 

На тему:

“Величие и  ничтожество человека” в рационализме Б. Паскаля.

 

 

Придачи н Валерий Леонидович

Специальность

«Управление качеством и конкурентоспособностью»

Группа УК-101

Руководитель: Дмитрий Аркадьевич Федчук

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ................................................................................................3

2. БИОГРАФИЯ………………………………………………………………4

3.2 РАЦИОНАЛИЗМ………………………………………………………...6

3.3 ИРРАЦИОНАЛИЗМ……………………………………………………..8

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………10

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Б. Паскаль - Человек поразительных интеллектуальных способностей, проявившихся уже в раннем детстве. Его открытия в математике и физике заложили основы современной гидравлики и вычислительной техники, а сочинения повлияли на формирование литературного французского языка. Паскаль считал, что рациональные аксиомы не являются исходными. "Человек принимает их не умом, а сердцем (иррационально)". Исключительная роль Паскаля в истории философии определяется тем, что в эпоху механистического рационализма он первый - предвосхищая иррационалистическую традицию в философии - решительно ограничил сферу применимости научного познания, выделив наравне с ним познание непосредственное (постепенности рассуждения противопоставлялась моментальность проникновения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Биография

Блез Паскаль(19 июня 1623 – 19 авг. 1662) – франц. математик и физик, религ. философ. Он заложил теорию вероятностей, изобрел первую счетную машину, предвосхитил некоторые идеи дифференциального исчисления, создал гидростатику, как науку. П. – один из творцов науки нового времени. В своих науч. трудах П. выступал против преклонения перед авторитетом, обосновывал методы экспериментального естествознания и, следуя за Декартом, – рационалистический метод доказательства и проверки истины. Соображения П. о методе оказали влияние на Пор-Рояля логику. В противоречии с научной деятельностью П. находились его религиозно-мистические настроения, усилившиеся после знакомства с янсенизмом и принявшие уродливо- фанатическую форму в условиях обострившегося нервного заболевания. В 1655 П. поселился в аббатстве Пор-Рояль, ведя жизнь отшельника-аскета, упражняясь в христ. благочестии и заставляя себя не думать о науке.

Включившись в борьбу янсенистов против иезуитов, Паскаль написал блестящий памфлет против иезуитов – "Письма к провинциалу" ("Les lettres... à un provincial...", 1657). В то же время Паскаль боролся с вольнодумцами и атеистами.

Как философ П. интересовался только религиозными этическими проблемами, рассмотрение им некоторых онтологических и гносеологических вопросов носило подчиненный характер. Двойственность природы человека – таково первое основное положение П. В онтологическом плане человек, по Паскалю, – соединение двух различных субстанций – души и тела. В моральном плане он представляет собой соединение доброго и злого. Только христианская религия с ее учением о грехопадении и преемственности греха дает, согласно Паскалю, удовлетворит объяснение двойственности человека, и это является аргументом в пользу ее истинности. Второе основное положение Паскаля состоит в утверждении испорченности, ограниченности, ничтожности человека. Ничтожность эта проявляется прежде всего в его неспособности постичь мир. П. широко использовал скептические аргументы Пиррона, Монтеня, Декарта для развенчивания претензий разума на познание действительности.

Не понимая диалектики конечного  и бесконечного, а также абсолютной и относительной истины, Паскаль делал ложный вывод, что человек, как ограниченное и конечное существо, не в состоянии познать бесконечную Вселенную. Эта же агностическая тенденция вытекала и из метафизической интерпретации Паскаля тезиса о всеобщей взаимосвязи: для познания одной вещи необходимо знать все другие, что невозможно, т.к. человек актуально не в силах охватить бесконечное мировое целое. До полного скептицизма Паскаль, однако, не доходил, т.к. признавал достоверным орудием постижения реальности чувство ("сердце" и инстинкт). Чувство свидетельствует об объективном существовании внешнего мира, первых принципах бытия – пространства, времени, движения. Но чувство оставляет человека в неведении относительно всей полноты бытия.

Человек ничтожен, и как моральное  существо он исполнен "... гордости, честолюбия, похоти, слабости, духовной нищеты и  несправедливости..." (там же, с. 136). Наконец, страдания и неизбежность смерти – величайшие проявления "ничтожности" человека.

Паскаль высказывал крайне пессимистический взгляд на человеческую жизнь, которую сравнивал с существованием осужденных на смерть узников, ежедневно видящих, как гибнут другие узники, ожидающих часа своей гибели, но не знающих, когда он наступит. Человек должен иметь силу осознать трагизм своего положения и искать выход в христианской вере: лишь на пути соединения с богом человек избавляется от отчаяния, обретает счастье и надежду на спасение и вечное блаженство. Проповедуемая Паскалем мораль – аскетизм; чувство любви к другим людям рассматривается Паскалем как грех, поскольку единственно достойное любви существо – это все совершенный бог. В вопросе о доказательстве истины религии Паскаль занимал откровенно фидеистическую и иррационалистическую позицию. Рациональные аргументы могут лишь подготовить человека к принятию религии: "Вся суть веры в том, что Бог постигается сердцем, а не разумом".

Историческое значение идей Паскаля противоречиво, как противоречивы его деятельность и его мировоззрение. Если его научные работы, разработка рационалистического метода, борьба против иезуитов, инквизиции и папства сыграли большую прогрессивную роль, способствуя развитию антифеодальной идеологии третьего сословия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Рационализм

Рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Р. противостоит как фидеизму и иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Термин "Р." используется для обозначения и характеристики философских концепций с 19 в. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё Парменид, различавший знание "по истине" (полученное посредством разума) и знание "по мнению" (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал в разуме критерий истины.

Как целостная система  гносеологических воззрений Р. начал  складываться в новое время в  результате развития математики и естествознания. В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический Рационализм 17—18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц)исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Т. о., принципы Р. разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц): Р. у них приобретал различный характер в зависимости от того, как решался вопрос о происхождении знания.

Рационализм 17—18 вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, явился одним из философских источников идеологии Просвещения. Рационализм получил свое дальнейшее развитие в философских рассуждениях Б. Паскаля (1623-1662). Пытаясь оценить возможности дедуктивного метода, Паскаль полагает, что с его помощью можно получить истины которые нельзя получить опытными действиями. Однако дедуктивный метод требует особого искусства и внимания, необходимости исходных посылок, с тем, чтобы избегнуть какой либо неясности или двойственного смысла. В противном случае результат рассуждений будет неверным, поскольку были неверными исходные посылки. Необходимы первичные термины аксиомного характера, которые могут оградить мысль от бесконечной последовательности оснований и следствий. Это могут быть такие общие понятия как пространство и время, число, движение, равенство, т.е. самоочевидные понятия, которые являются продуктом интуиции. Паскаль полагает, что при познании необходимо опираться не только на разум, но также на сердце, поскольку, по его мнению, при опоре только на разум существует опасность впасть в заблуждение, так как разуму недостает искренности и искусства убеждения. Паскаль полагает, что искренность сердца являет собой своего рода голос трансцендентного. Все побуждения познать истину являются несостоятельными, так как истина в своей целостности непознаваема, мы может обладать только частичной истиной. Истины могут быть только относительными, так как человек посредством своих чувств отражает только видимость явлений, а познать эти явления, в их происхождении и в их конечности, он не в состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Иррационализм

Иррационализмом называют в широком смысле философские учения, которые ограничивают, принижают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т.д.

Как правило, эти  учения являются идеалистическими и  признают основой мироздания или  одну из абсолютизированных способностей человеческой психики («воля» Шопенгауэра), или Бога, стоящего превыше всех способностей разума и постижимого  лишь в процессе мистического единения (М. Экхардт); или нечто Непознаваемое (Кант, Спенсер, С.Франк), которое принципиально недоступно человеческому разуму, хотя и лежит в его основе и может проявлять себя тем или иным образом. Крайней разновидностью иррационализма является агностицизм. Если иррационализм принижает роль рационального познания, то агностицизм утверждает принципиальную непознаваемость мира.

Исторически первой формой иррационализма является скептицизм. Основатель скептицизма Пиррон говорил, что «вещи в равной мере неразличимы, не исследуемы и неопределимы», вследствие чего «ни наши ощущения, ни наши мнения не являются ни истинными, ни ложными», и поэтому «не следует им верить». Цель скептика, согласно Сексту Эмпирику, – «невозмутимость в вещах, подлежащих нашему мнению, и умеренность в том, что мы вынужденно испытываем» (Три книги Пирроновых положений, кн. 1, 12, 25). К скептицизму имеют самое непосредственное отношение такие концепции, как нигилизм – полное отрицание всего общепризнанного – и релятивизм – учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.

В средневековой  схоластике иррационализм являлся  философской основой мистицизма и существовал в виде концепций  Бернара Клервосского, Иоганна Экхарта и др., считавших невозможным рациональное познание Бога, но возможным его мистическое созерцание. «Само имя Теос не есть имя Бога, – писал Н. Кузанский, – Бог выше всякого понятия, а что невозможно помыслить, то остается невыразимым. Высказать – значит словесными или другими символическими знаками показать вовне внутреннюю мысль, и чье подобие нельзя помыслить, того и имя неизвестно» (Кузанский Николай, Соч. в 2 т., т. 1. М., 1979, с. 289). Начиная с Нового времени можно говорить об иррационализме в узком смысле этого слова, т.е. концепциях, которые были созданы в противовес рационализму. В зависимости от основной идеи их можно разделить на три группы:

1. Критика ограниченности  интеллектуальных способностей  человека, берущая свое начало  в античном скептицизме (Паскаль,  Гаман, Якоби, «Философия жизни»).

2. Реакция на  гегелевский рационализм и панлогизм  (Кьеркегор, Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше).

3. Признание несводимости  человеческой личности к интеллекту (экзистенциализм).

 

Б. Паскаль постоянно  подчеркивал несостоятельность  конечного «догматического» знания перед лицом «двух бездн –  бездны бесконечности и бездны небытия». Мудрость состоит в неведении  перед лицом неисчерпаемой бесконечности, в признании того, что «все в  мире отчасти истинно, отчасти ложно». «Непроницаемая тайна» скрывает начало и конец мироздания. Бесконечным  познанием обладает лишь Бог, человек  обречен на конечность и относительность  своих истин – и с этим необходимо смириться.

Если первый род познания, согласно Паскалю, осуществляется разумом (до называющим), то второй - сердцем (чувствующим). С другой стороны, ограниченность разума проистекает, согласно Паскалю, из онтологического статуса человека в мире. Все способности и свойства человека определены тем, что человек занимает серединное положение меж двух бесконечностей (в большом и в малом). Разум не может обеспечить человеку устойчивость и уверенность, ибо, как пишет Паскаль, ничто не способно "укрепить конечное между двумя бесконечностями". Осмысление неспособности человека к всеобъемлющему познанию в силу конечности и неоднородности его природы - приводит Паскаля к отказу от "самонадеянных исследований" в пользу "безмолвного созерцания". По мнению Паскаля, зачеркивать разум также неприемлемо, как и признавать только разум. “Величие и ничтожество человека.” Человек, по Паскалю, - лишь тростник, слабейшее из творений природы, но "тростник мыслящий". Паскаль считает что осознание того что человек понимает свое ничтожество и делает его великим. Отвлеченные науки оказываются не только бессильны в своих притязаниях на познание мира, но мешают человеку понять его собственное место в мире, задуматься, "что это такое - быть человеком". Паскаль видит обязанность человека в том, чтобы сосредоточить мышление на себе самом, своем создателе и своем конце, однако вместо этого человек предпочитает развлечение, которое Паскаль усматривал во всех внешних заботах и занятиях (в том числе, и искусством). Развлечение, эта "бедственная особенность" человеческого существования, коренящаяся "в изначальной бедственности нашего положения, в хрупкости, смертности и ничтожности человека", отвлекает его от чувства тоски, тревоги, отчаяния и горечи своего бытия, не дает ему задуматься о своей судьбе. Ужасающая противоречивость человеческой природы делает человека "непостижимым чудовищем". Он оказывается парадоксом для самого себя. "Мы жаждем истины, - пишет Паскаль, - а находим в себе лишь неуверенность. Мы ищем счастья, а находим лишь горечи и смерть". По глубокому убеждению Паскаля, человек, осознавший трагизм своего положения, может найти выход только в христианской вере. При этом разум (размышление) играет лишь второстепенную роль: он только доходит до веры, но не приводит к ней. По отношению к вере разум сознает, что есть вещи, превышающие его понимание. Вся суть веры, по Паскалю, в том, что Бог постигается сердцем, а не разумом. Будучи "даром Божьим", вера предполагает полное самоуничтожение человека, находящегося одновременно в состоянии радости и страха. Истинность христианской религии, доказываемая, согласно Паскалю, пророчествами и чудесами, претворяется в том, что она обязует любить Бога, а также в том, что лишь эта религия объясняет противоречие между величием и ничтожеством человека, ибо он способен познать себя только с помощью тайны преемственности греха - здесь, как говорит Паскаль, завязан узел нашего существования. Истинное обращение заключается, по мнению Паскаля, в осознании непреодолимой противоположности между нами и Богом: человек может постичь Бога и самого себя только через посредника - Иисуса Христа, в котором и концентрируется спасительная сила веры. Главной темой философских размышлений Паскаля был человек. В своем стремлении определить сущность человеческой природы

Информация о работе Величие и ничтожество человека” в рационализме Б. Паскаля