Биофилософский анализ инженерно-биотехнической деятельности: сущность, структура, тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 02:13, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата – показать тесную взаимосвязь медицины и философии в историческом аспекте и современном развитии, показать отражение философской методологии в медицинской практике, разъяснить необходимость к формированию новых подходов и взаимодействию этих дисциплин. Задачи данной работы, показать, как в историческом процессе данные науки взаимно развивали друг друга.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Медицина как важнейшая сфера общечеловеческой культуры……4
1.1. Историческая связь медицины и философии………………………………4
1.2. Своеобразие медицины как науки………………………………………….7
1.3. Система медицинских знаний……………………………………………….8
1.4. Проблема теории в медицине………………………………………………11
Глава 2. Философско-этические проблемы медицины……………………….13
2.1. Биофилософия и человекознание…………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Саифа - Философия4.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный технический университет»

(ФГБОУ ВПО «ТГТУ»)

Реферат для сдачи кандидатского минимума по истории и философии науки

_________________________________________________

05.11.17 «Приборы, системы и изделия медицинского назначения»

(Шифр и название специальности  аспиранта или соискателя)

«Биофилософский анализ инженерно-биотехнической деятельности: сущность, структура, тенденции»            


Подготовил _________________                Абдулкарим С.Н.А.

(Подпись аспиранта /соискателя)                                                        (ФИО)

Предварительная экспертиза проведена  «___»___________2015__ г.

         _________________        Проскурин С.Г.

                      (Подпись научного руководителя)   (ФИО)

Окончательная проверка реферата проведена  «___»________2015__ г.

Оценка ______________         _________________    Самохин К. В.

    (зачтено, не зачтено)               (Подпись проверяющего)                 (ФИО)

 

 

Тамбов, 2015 г. 
Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Медицина как важнейшая сфера общечеловеческой культуры……4

1.1. Историческая связь медицины и философии………………………………4

1.2. Своеобразие медицины как науки………………………………………….7

1.3. Система медицинских знаний……………………………………………….8

1.4. Проблема теории в медицине………………………………………………11

Глава 2. Философско-этические проблемы медицины……………………….13

2.1. Биофилософия и человекознание…………………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель данного реферата – показать тесную взаимосвязь медицины и философии в историческом аспекте и современном развитии, показать отражение философской методологии в медицинской практике, разъяснить необходимость к формированию новых подходов и взаимодействию этих дисциплин. Задачи данной работы, показать, как в историческом процессе данные науки взаимно развивали друг друга.

Актуальность темы – показать, что теоретическая  и практическая медицина основывается на диалектических данных. Разъяснить, как процесс  развития науки и техники влияет на формирование новых подходов в  философии медицины. Исключительное место  в комплексе наук о живой природе занимает медицина, поскольку объектом ее исследования является человек. Его биосоциальная сущность требует целостного, подлинно диалектического подхода к изучению организма как в норме, так и в патологии, проникновения в подлинную диалектику организма, в принцип его единства и развития. Естественно, что без овладения передовой диалектико-материалистической философией этого сделать нельзя. В то же время развитие медицины дает чрезвычайно ценный материал и для самой философии, поскольку медицина связана с решением не только естественнонаучных, но и социальных задач, в частности таких, как обеспечение активного творческого долголетия тружеников нашего общества, строителей славного коммунистического будущего.

Развитие медицины дает огромный материал как для обобщений новейших открытий в исследовании жизнедеятельности человеческого организма в норме и патологии, так и для подтверждения философских закономерностей, обогащения материалистической диалектики новыми выводами и понятиями и дальнейшего углубления и уточнения ее категорий.

 

Глава 1. МЕДИЦИНА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СФЕРА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Историческая связь медицины и философии

Медицина в системе наук представляет собой некоторое проблематичное поле естествознания, обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии. Последняя содействует совершенствованию понятийного аппарата всего практического здравоохранения. Не говоря уже о том, что она развивает научно-мировоззренческие взгляды медицинского работника и эвристический (творческий) потенциал в целостной системе материальной и духовной культуры медиков. В общем-то, практика показывает, практика, без философии имидж самой медицины как важнейшей сферы общечеловеческой культуры заметно тускнеет. Медицина совместно с философией постигает сложный мир жизни человека, управляет его здоровьем. Общие контуры медицины в критериях античной философии обозначил еще великий Гиппократ. Оформление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу воздействия на человека относится к Новому времени, когда она стала органично связываться с философскими концепциями жизни философии Ф.Бэкона, И. Канта и других мыслителей.

Медицина имеет необходимость в укреплении связей с философией как живительной средой духовного обитания и дальнейшего развития предметно-понятийного мышления. Классик немецкой философии Л.Фейербах назвал медицину «колыбелью материалистической философии». Связь медицины и философии началась издавна, с момента появления первых явных признаков абстрактного (отвлеченного) мышления в лечебном деле, и продолжается поныне. В практическом медицинском познании бытия жизни предметное мышление сформировалось спонтанно. Оно зародилось еще задолго до того, как сформировался  философско-научный (понятийный) стиль мышления первых врачевателей. Эмпирическое медицинское познание длительное время существовало как явление, подчиненное религиозно-мифологическому мировоззрению, тесно переплетаясь с мистикой и суевериями. Потому приобретенные в древности научно-эмпирические сведения, изначально не связывались между собой в органическую целостность. Они не были философски осмысленными, теоретически обоснованными, то есть их нельзя было назвать теоретическими или общими медицинскими положениями. Научно-медицинское (теоретическое) познание исторически зарождалось вместе с философскими учениями древних  греков.

Начиная с пробуждения энтузиазма у мыслящих врачей к философскому постижению первопричин мира, места и роли человека в нем, медицина стала активно насыщаться философским смыслом.

Всё данное не могло не отразиться на формировании новейшего специфичного предметно-понятийного мышления докторов. Философия активно помогает докторам на многие известные им вещи наблюдать по-другому, видеть невидимое, другими словами осознавать внутренний смысл предметов и явлений. «Исследовать в медицине», - считал канадский патофизиолог и эндокринолог Ганс Селье, - это видеть то, что видят все, но думать так, как не думает никто». Этой возможностью медицина обязана философии, снабдившей ее особым (предметно-понятийным) методом клинического мышления. Развиваться полноценно они могли лишь совместно. У них один объект познания (человек) и один и тот же практический интерес- состояние здорового образа жизни как результата действия многих субъективных и объективных факторов. В отсутствии врачебных и философских познаний сегодня в принципе не могут нормально функционировать и совершенствоваться такие общественные сферы жизни, как экономика и политика, система образования и спорт, культура и так далее. Медицинское знание есть связующее звено между культурой, человеком и его жизнедеятельностью.

Медицинские познания как многие другие точные сведения о бытии справедливого мира, - это непреходящие общечеловеческие ценности. Учитывая, что только медицинские знания и опыт врачевания оказывают прямое воздействие на процессы, способствующие сохранению здоровья людей, развитию здорового образа жизни целых народов, а также каждой отдельной личности, специфический фактор медицины приобретает еще более ценностное специальное гуманитарное значение, так как мобилизует все потенциальные силы человека, нацеленные на саморазвитие и самосовершенствование.

 

1.2. Своеобразие медицины как науки.

Сейчас  можно говорить о том, что медицина – это не совсем только умение фактического врачевания, но и интеграционная наука, и кроме всего прочего, не столь эмпирическая, сколько теоретическая. Стремление теоретически обобщить и философски интегрировать эмпирические знания, то есть критически осмыслить богатый арсенал опытных данных, в медицине имеется с давних времен. Медицина принципиально различается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных и гуманитарных дисциплин. Последнее сближает медицину с философией. Она выступает как цель и смысл этого познания, к которому применимы все параметры системно-структурного анализа. Начиная с Гегеля и Шеллинга, системно-структурный подход постепенно превратился в общенаучный метод практически во всех формах исследования, а в наше время он становится нормативом теоретического мышления и в медицинской науке. Обращение к системно-структурному анализу новейших медицинских наблюдений и открытий актуально сегодня прежде всего потому, что они восходят к насущным потребностям в научно-теоретическим обобщении и объяснении таких проблем, как здоровье и болезнь, норма и патология, соотношение биологического и социального, психического и соматического. Комплексное изучение человеческого  организма в норме и патологии  всегда естественным образом связывается  с философией. Медицина, по сути, всегда философична. Более того, фактически она сама уже явление философии, ибо учит людей мудрости правильной, здоровой жизни. Это особая философия, помогающая приводить в порядок все творческие потенции человека во всех сферах его социальной и индивидуальной жизнедеятельности. Таким образом, медицина представляет собой необходимую систему человеческого жизнеобеспечивания.

 

1.3. Система медицинских знаний.

Анализ системы медицинских  знаний направлен прежде всего на философское осмысление медиков  и их деятельности по сохранению и  укреплению здоровья людей, продления их жизни, устранение эпидемий.  Поэтому существует системный принцип здравоохранения: а) система здравоохранения  является важнейшей сферой обеспечения  гражданских прав и свобод, а также одном из основных факторов национальной безопасности страны; б) здоровье населения  и медико-демографические процессы (рождаемость, инвалидность, смертность и т.д.) зависят от экономического и социально-политического состояния  общества, от отношения государства  к проблемам охраны здоровья населения; в) здоровье человека зависит в большей степени от его образа мыслей, чувств, поведения; г) охрана здоровья населения  является важнейшей функцией и обязанностью государства и всех ветвей власти; д) государство должно нести ответственность перед  народом за здоровье каждого гражданина и состоянием окружающей среды и отчитываться перед мировым сообществом. Большинство философов, занимающихся общечеловеческой проблематикой, все чаще задает вопрос о том, является ли медицина только искусством лечения  или это вид научного мировоззрения людей.

Современная медицинская наука представляет собой целый  комплекс клинических социально-гигиенических медико-биологических дисциплин, её развитие постепенно всё больше будет связываться с решением проблем общеметодологического и философско-мировоззренческого порядка. Д.С.Саркисов писал: «Должно происходить органическое слияние общемедицинского и философского образования будущих врачей, потому что плодотворное обсуждение таких центральных проблем, как проблемы этиологии, патогенеза, нервизма, основ регуляции нарушенных функций и других, в настоящее время невозможно без рассмотрения фактических материалов медицинской науки через призму основных законов материалистической диалектики, ее категорий, принципов, диалектико- материалистической теории познания.

Классическая греческая  медицинская школа рассматривает  человеческий организм в естественной связи с окружающей природой. Она  разработала принципы наблюдения и  лечения у постели больного, развила  основы врачебной морали.

На Западе классическая медицина сформировалась как самостоятельная отрасль научного знания и искусного умения врачевать почти одновременно с зарождением философии. Истинным основателем работ по медицине как искусству врачевания по праву считается Гиппократ. В его учении научно-медицинское мышление в совокупности с философским развитием определенных понятий выросло до такой степени, что на уровне самосознания представляет соответствующее мнение как единственно верное, противостоящее отличному, повседневному суждению о здоровье и болезнях.

Учение Гиппократа не ограничивалось тем, что медицине в  нем придавался статус теоретической  науки. Великое достижение мыслителя состояло в определении им морально-этического облика личности врача как высшего мерила морального и гражданского долженствования. Ведь врач-философ равен богу.

Таким образом, Гиппократ  очертил контуры предметных интересов  медицины и философии, где «правильное и неправильное имеет свой предел». Он возражал тем врачам и философам, которые считали, что, прежде чем формировать практическую медицину, нужно установить, что представляет собой природа человека вообще. «Я полагаю,- заявлял мыслитель,- что ясное познание природы заимствуется не ни откуда-либо, а только из медицинского искусства.»

Таким образом, философско-медицинское учение Гиппократа стало началом зарождения теоретического медицинского познания. Оно ориентировало врачевателей руководствоваться общими принципами медицинской практики, представляя ее как искусство. Именно благодаря Гиппократу медицина утвердила свою самостоятельность. В этом уже просматриваются зачатки эмпирической медицинской науки.

Спустя семь веков  после Гиппократа наиболее яркой  фигурой в развитии теоретической  медицины становится римский врач, естествоиспытатель и философ Гален, который высоко оценивал роль философии  в становлении строго медицинского знания, создал принципиально новую систему медицины. Он был убежден, что настоящий врач должен быть философом. Гален резко критиковал применение в медицинской практике голого догматизма (когда медицинские знания «конструируются» только разумом), чистого эмпиризма (когда все знания врача восходят исключительно к опыту), а также методизма (когда происходит якобы сочетание логического метода с практическим экспериментом). Он был убежден, что все три принципа (подхода) одинаково необходимы, но только в сочетании друг с другом.

Если внимательно посмотреть на историю развития мыслительного  акта в медицине, то бросаются в  глаза три этапа диалектической взаимосвязи философии и медицины: натурфилософский, начиная с времен античности (Аристотель, Гиппократ, Гален), механистический – с эпохи Нового времени (Бэкон, Декарт, Локк, Парацельс), целостный (междисциплинарный) – нашего времени. Во всяком случае, на всех уровнях функционирования медицинской мысли на нее периодически воздействуют те или иные философские системы. Они как бы корректируют и гармонизируют научный уровень мышления и образ медицинского познания, которые всегда связаны с естественно-научным и гуманитарным способами определения правильного, то есть здорового образа жизни отдельных людей и общества в целом.

Информация о работе Биофилософский анализ инженерно-биотехнической деятельности: сущность, структура, тенденции