Биография, сущность философии и основные работы М. Т. Цицерона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 19:57, реферат

Краткое описание

В истории человечества встречаются такие личности, которые, некогда появившись, проходят затем через века, через тысячелетия, через всю доступную нашему умственному взору смену эпох и поколений. Такие люди поистине «вечные спутники» человечества. Причем, когда мы говорим о них или имеем их в виду, то речь может идти о любой исторической эпохе и о любой области человеческой деятельности.
Речь может идти о политических и государственных деятелях, о представителях науки, культуры, искусства. В этом смысле нет никаких ограничений, никаких условий. Вернее, условие лишь одно: ощутимый вклад, внесенный в развитие человеческого общества, его материального и духовного бытия.

Содержание

Введение
3
Биография, сущность философии и основные работы М. Т. Цицерона
4
Биография
4
1.2. Сущность философии
9
1.3. Основные работы
12
Заключение
16
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 92.99 Кб (Скачать файл)

Этим утверждением Цицерон отдает приоритет естественному закону перед правом позитивным. Несмотря на терминологическую схожесть, цицероновское определение естественного права радикально отлично от аристотелевской формулировки естественного закона, поскольку Цицерон утверждает следующее:

      • во-первых, «высший закон, который, будучи общим для всех веков, возник раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, раньше, чем какое- либо государство вообще было основано» (О Законах, I, VI, 18);
      • во-вторых, основоположения высшего закона не могут быть изменены никакими формулировками позитивного права и все общественные власти не в силах внести в него какие-либо изменения;
      • в-третьих, проявления этого высшего закона носят всеобщий и вечный характер;
      • в-четвертых, провозглашается безусловное равенство всех людей от природы, единство человеческой природы (каково бы ни было определение человека, оно одно действительно по отношению ко всем людям).

Еще один, традиционный для античной политической мысли вопрос о классификации форм правления и выборе наилучшей среди них. В этом вопросе Цицерон следует платоновско-аристотелевской линии, различая монархию, аристократию и демократию. Своеобразие его точки зрения состоит в том, что он отдает предпочтение смешанной форме правления. Сама идея смешанной формы правления не нова.

 

 

 

    1. Основные работы

 

Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству поколения юристов. Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики. 

Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев. 

Работы Цицерона оказали сильное влияние на религиозных мыслителей, в частности, Св. Августина, представителей возрождения и гуманизма (Петрарку, Эразма Роттердамского, Боккаччо), французских просветителей (Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье) и многих других. 

Основные работы:

1."Тускуланские беседы" в 5 книгах

«Тускуланские беседы» были написаны Цицероном осенью 45 г. до н.э. Это был год последнего творческого подъема, который испытал Цицерон на закате жизни.

«Тускуланские беседы» существенно отличаются от других работ Цицерона как по содержанию, так и по форме. Они состоят из пяти книг, представляющих конспект лекций, будто бы прочитанных перед обширной аудиторией. Как бы отвечая на вопросы слушателей, Цицерон излагает свою точку зрения по ряду важнейших вопросов, которые волновали не только его, но и многих образованных людей того времени.

Основная проблема, которая обсуждается в «Тускуланских беседах», это проблема эвдемонии, т.е. счастливой жизни и способов ее достижения. В той или иной степени Цицерон обращался к ее рассмотрению и в более ранних работах, но тогда она не казалась ему главной. На закате жизни она представляется ему в качестве центральной проблемы философского знания.

 

2."О государстве"  

Сочинение Цицерона «О государстве» написано им в форме диалога. Место действия – загородная усадьба Публия Сципиона Африканского Младшего, время действия – дни Латинских празднеств (feriae Latinae), 129 г. до н. э. (в консульство Г. Семпрония Тудитана и Мания Аквилия). Главным действующим лицом диалога является сам Сципион; в диалоге, кроме него, принимают участие его друзья и родственники: Г. Лелий, Л. Фурий Фил, Маний Манилий, Сп. Муммий, Кв. Элий Туберон, П. Рутилий Руф, Кв. Муций Сцевола и Г. Фанний.

Известно, что Цицерон, работая над своим произведением, не раз менял его замысел и построение. Он сам говорит об этом в одном из писем к своему брату Квинту. Первоначальный план, согласно которому в диалоге выступали лица, перечисленные выше, он, по совету одного из своих друзей, хотел изменить и «осовременить», сделав участниками диалога самого себя и своего брата. Но, в конечном итоге, он все же вернулся к прежнему плану: диалог ведется в ту эпоху, когда Римское государство, по мнению Цицерона, процветало.

Общая структура трактата следующая: он состоит из шести книг – по две книги на каждый день беседы, которая, таким образом, длится три дня. Каждый день посвящен обсуждению определенного вопроса: книги I и II–вопросу о наилучшем государственном устройстве; книги III и IV – философскому обоснованию понятия государства; книги V и VI – вопросу о наилучшем государственном деятеле. Как уже было отмечено, весь трактат завершается неким апофеозом – сновидением Сципиона Младшего, во время которого ему является знаменитый победитель Ганнибала, Сципион Африканский Старший. Последний предсказывает своему приемному внуку блестящую судьбу и, вместе с тем, объясняет ему, что людям, которые верно служили отечеству, уготовано бессмертие и вечное блаженство.

Определение источников Цицерона в трактате «О государстве» не составляет особого труда, они в том или ином месте перечисляются самим автором. В целом же, трактат «О государстве» объединяет в одно целое политические теории Средней Стой с практическим опытом римского консула.

3."О законах"

Формулируя правовую сторону концепции идеального государства в диалоге «О законах», Цицерон соединяет греческую теорию с римской практикой. Для него закон - это заложенный в природе высший разум, позволяющий людям совершать то, что совершать следует, и запрещающий противоположное. В основе закона лежит понятие справедливости, но не справедливости для правителя в духе софистической традиции, а справедливости для всех граждан, поскольку перед законом равны все.

Справедливым Цицерон признает неписаный закон, в основе которого лежит добродетельное поведение каждого гражданина. Этот закон имеет божественное происхождение, и потому законы о религии следует соблюдать особенно тщательно. В статье подробно рассматривается, как Цицерон использует эти теоретические посылки при обсуждении законов, связанных с властью магистратов и механизмом трибуната.

Это всего лишь малая часть того, что было создано Цицероном. Творческое наследие Цицерона, в том числе и  его  учение  о  государстве  и праве, оказало большое влияние на  всю  последующую  человеческую  культуру.

Его труды находились в центре внимания римских и христианских авторов. Пристальный интерес к  его идеям  проявляли  мыслители  эпохи  Возрождения,  а  затем   и   французские просветители, видевшие в Цицероне  своего  великого  предтечу  и  гуманиста.

В истории политической и правовой мысли наибольшее  внимание  многочисленных авторов привлекали, в частности, положения Цицерона о формах государства,  о смешанном правлении, о государстве как деле народа и правовом сообществе,  о естественном праве, о  гражданине  как  субъекте  права  и  государства.

Суждения  Цицерона  по  этому кругу  проблем  находятся  в  поле   внимания   многочисленных   современных интерпретаторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Цицерон искусное красноречие вкупе с обоснованием высокого политико-правового и нравственного содержания ораторского искусства трактовались в неразрывном единстве.

Согласно Цицерону, основанная на достижениях греческой культуры философская глубина — атрибут подлинного красноречия для всякого римлянина; искусство речи — неотъемлемая составляющая модернизированной системы ценностей римского общества; красноречие адекватно самому себе лишь в гармонии совершенства формы и гражданского мужества; основой ораторских изысков, по мнению Цицерона, может выступать только общенародный язык, снимающий противоположение традиционно дистанцирующихся речевых традиций общественных слоев-антагонистов.

Цицерон был непревзойденным оратором и гениальным писателем. Он сосредоточил и осветил свой опыт ораторской и литературной деятельности, ведь все теоретические и практические требования, висувалисья перед совершенными ораторами, он выдвигал и перед собой.

Цицерон занял выдающееся место в мировой культуре и захватывает наших современников и сегодня.

Работая над данной темой, я познакомилась биографией Цицерона, с его жизнью и интересами. Больше узнала о его работах, которые более просты, нежели у других философов. Этим они показались мне более привлекательными. Так же я рассмотрела сущность его философских работ.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Цицерон. Сборник статей. / Отв. ред. Ф. А. Петровский. - М.: Издательство АН СССР, 1958. - 151 стр. 8000 экз.
  2. Звиревич В. Т. Цицерон. Философ и историк философии. - Свердловск: Изд-во Урал.ун-та, 1988. - 205 стр. 1500 экз.
  3. Грималь П. Цицерон. / Пер. с франц. Г. С. Кнабе, Р. Б. Сашиной. ("Жизнь замечательных людей"). - М., Молодая гвардия, 1991

 

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов

  1. http://www.orator.ru/
  2. http://ru.wikipedia.org/
  3. http://dic.academic.ru/
  4. http://slovari.yandex.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Цицерон Марк Туллий (106 — 43 гг. до н.э.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Биография, сущность философии и основные работы М. Т. Цицерона