Августин Блаженный и его роль в соединении неоплатонизма и христианского учения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:51, реферат

Краткое описание

Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге "О граде Божием", "первой мировой истории", в его понимании есть борьба двух враждебных царств - царства приверженцев всего земного, врагов божьих, то есть светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei).

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
Краткая биография………………...............................................................4
Влияние на христианство ……………………………….……….……...7
Учение о благодати и свободной воле………………………………...12
О благодати................................................................................................14
О свободе и божественном предопределении...........................................4
О вечности, времени и памяти………………………….……….……...7
Добро и зло — теодицея…………………..…………………………...12
Истина и достоверное знание....................................................................14
Познание……………………………………….………………………...17
Об обществе и истории…………………………………………………
Справедливое государство — христианское государство.......................4
Заключение…………………………………………………………………….18
Список использованных источников и литературы………….........................19

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 39.69 Кб (Скачать файл)

 

Время обладает длительностью, которая  характеризует продолжительность  всякого движения и изменения.

 

Вечность — она ни была, ни будет, она только есть. В вечном нет  ни преходящего, ни будущего. В вечности нет изменчивости и нет промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Вечность — мир мыслей-идей Бога, где всё раз и навсегда.

 

 

 

 

 

Добро и зло — теодицея1

Говоря о деяниях Бога, мыслители  подчеркивали его всеблагость. Но в  мире творится и зло. Почему Бог допускает  зло?

 

Августин доказывал, что все  сотворенное Богом в той или  иной мере причастно к абсолютной доброте — всеблагости Бога: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро.

 

Зло — не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше — хороша».[3]

 

Бывает и так, что мучащее  человека зло в конечном счете  оборачивается добром. Так, например, человека наказывают за преступление (зло) с целью принести ему добро через искупление и муки совести, что приводит к очищению.

 

Иными словами, без зла мы не знали  бы, что такое добро.

 

 

Истина и достоверное знание

Августин говорил о скептиках: «им показалось вероятным, что истину найти нельзя, а мне кажется  вероятным, что найти можно». Критикуя скептицизм, он выдвинул против него следующее возражение: если бы истина не была известна людям, то как определялось бы, что одно правдоподобнее (то есть более похоже на истину), чем другое.

 

Достоверное знание — это знание человека о своем собственном  бытии и сознании. Знаешь ли ты, что ты существуешь? Знаю.. Знаешь ли ты, что ты мыслишь? Знаю.. Итак ты знаешь, что ты существуешь, знаешь, что живешь, знаешь, что познаешь. 

 

 

Познание

 

Человек наделен умом, волей и  памятью. Ум сам на себя обращает направленность воли, то есть всегда себя сознает, всегда желает и помнит: Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и понимаю, что я понимаю, желаю и помню; и желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил.[4] 

 

 

Утверждение Августина, что воля участвует  во всех актах познания, стало нововведением  в теории познания.

 

Ступени познания истины:

внутреннее чувство — чувственное  восприятие.

ощущение — знание о чувственных  вещах в результате рефлексии  разумом над чувственными данными.

разум — мистическое прикосновение  к высшей истине — просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование.

 

Разум — это взор души, которым  она сама собой без посредства тела созерцает истинное.

 

В изучении наук людям помогают авторитеты и разум. Следует доверять лишь превосходнейшим авторитетам и соответственно им вести свою жизнь.

 

 

Об обществе и истории

Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства  людей в обществе. Он утверждал, что  неравенство — неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире.

 

Государство — наказание за первородный  грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.

Справедливое государство —  христианское государство

Функции государства: обеспечение  правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью.

 

Необходимо соблюдать международные  договоры.

 

Войны могут быть справедливыми  и несправедливыми. Справедливые —  те, что начались по законным причинам, например по необходимости отражения нападения врагов.

 

В 22 книгах своего главного труда «О граде Божьем» Августин делает попытку  охватить всемирно-исторический процесс, связать историю человечества с планами и намерениями Божества. Им развиваются идеи линейного исторического времени и морального прогресса. Моральная история начинается с грехопадения Адама и рассматривается как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству.

 

В историческом процессе Августин (18-я  книга) выделял семь главных эпох (в основе этой периодизации были положены факты из библейской истории еврейского народа):

первая эпоха — от Адама до Великого потопа

вторая — от Ноя до Авраама

третья — от Авраама до Давида

четвёртая — от Давида до вавилонского пленения

пятая — от вавилонского пленения до рождения Христа

шестая — началась с Христа и  завершится вместе с концом истории  вообще и со Страшным Судом.

седьмая — вечность

 

Человечество в историческом процессе образует два «града»: светское государство  — царство зла и греха (прототипом которого был Рим) и государство Божие — христианская церковь.

 

«Град земной» и «Град Небесный»  — символическое выражение двух видов любви, борьбы эгоистических («любовь к себе, доведенная до пренебрежения к Богу») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя») мотивов. Эти два града развиваются параллельно переживая шесть эпох. В конце 6 эпохи граждане «града Божия» получат блаженство, а граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям.

 

Августин Аврелий доказывал  превосходство духовной власти над  светской. Восприняв августиновское учение, церковь объявила свое существование земной частью божьего града, выставляя себя в качестве верховного арбитра в земных делах.

Заключение

Величие Августина заключается  в осуществленном им синтезе христианства и классической образованности. Он преподавал, критиковал и приспосабливал для новых нужд "свободные науки" своего времени, ставя их на службу христианской теологии. Его теология в своей основе была библейской и подкреплялась невероятной памятью на сотни текстов. Взяв девизом слова из Исайи (Ис 7:9, по Септуагинте): "Покуда не уверуете, не уразумеете", - он поверял авторитетом Св. Писания и проблемы современного ему общества, и глубины собственного духовного опыта. Из Писания он заимствует, в качестве основания для своего учения, идею милосердной любви (caritas), увенчивающей иерархию человеческих чувств и придающей окончательный смысл всем выразительным средствам языка и мышления.

Список  используемой литературы.

    1. Герье В. Н. Блаженный Августин. М., 2003, 338с.
    2. Ляшенко В. П. Философия. М., 2007,  225с.
    3. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Мысль. 1979. С. 181—340
    4. Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V B., Ч. 1. Миросозерцание Бл. Августина. М., 1971
    5. А.Г. Спиркин. Философия. Учебник-М.: Гардарики, 1999. - 816 с.

1 Теодицея (франц. théodicée, от греч. theós — бог и díke — справедливость), "оправдание бога", общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею "благого" и "разумного" божественного управления миром с наличием мирового зла, "оправдать" это управление вопреки существованию тёмных сторон бытия. Термин введён Г. В. Лейбницем в трактате "Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и первопричине зла" (1710).

 


Информация о работе Августин Блаженный и его роль в соединении неоплатонизма и христианского учения.