Экономическая оценка влияния преступности на общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:58, реферат

Краткое описание

Взаимодействие двух системных социальных явлений - экономики и преступности - представляет особый интерес как для криминологической науки, так и для практики осуществления рыночных реформ. Изучение этого феномена может быть сосредоточено преимущественно на двух срезах проблемы. Во-первых, на анализе воздействия экономического развития на криминальные процессы в обществе и хозяйственной системе. Во-вторых, на исследовании влияния преступности (преимущественно экономической) на динамику макроэкономических показателей, характер воспроизводства и формы проявления экономических отношений, на выбор и доминирование моделей экономического поведения субъектов бизнеса и наемного труда. Наряду с этим могут быть рассмотрены и проблемы, обусловленные взаимодействием с экономикой и преступностью таких институциональных образований, как общество, государство и право.

Содержание

Введение 3
1. Экономические и политические причины преступности 4
2. Социально-экономические последствия теневой и криминальной 7
экономической деятельности 7
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная ТЭ.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)


 

ТЕМА: Экономическая оценка влияния преступности на общество.

Содержание

 

Введение

 

     

Определение научно обоснованной стратегии противодействия со стороны общества и государства процессам криминализации экономики в качестве первого шага предполагает познание сложной диалектики взаимной связи и обусловленности генезиса экономической системы и преступности..

Взаимодействие двух системных социальных явлений - экономики и преступности - представляет особый интерес как для криминологической науки, так и для практики осуществления рыночных реформ. Изучение этого феномена может быть сосредоточено преимущественно на двух срезах проблемы. Во-первых, на анализе воздействия экономического развития на криминальные процессы в обществе и хозяйственной системе. Во-вторых, на исследовании влияния преступности (преимущественно экономической) на динамику макроэкономических показателей, характер воспроизводства и формы проявления экономических отношений, на выбор и доминирование моделей экономического поведения субъектов бизнеса и наемного труда. Наряду с этим могут быть рассмотрены и проблемы, обусловленные взаимодействием с экономикой и преступностью таких институциональных образований, как общество, государство и право. Безусловный интерес представляет и анализ взаимосвязи легальной хозяйственной системы, теневой и криминальной экономики. При этом одна из важных задач связана с формированием экономико-криминологической характеристики экономической преступности как социального явления и криминальной экономики как развитой формы проявления взаимодействия экономики и преступности. Попытаемся выявить и кратко описать некоторые из наиболее существенных закономерностей, складывающихся при взаимодействии экономики и преступности.

Цель исследования – изложить экономическую оценку влияния преступности на общество.

 

1. Экономические и политические причины преступности

 

Криминологические исследования указывают на необходимость первоочередного учета таких явлений и процессов в экономической жизни общества, как состояние и развитие сферы производства; обеспечение имеющихся у населения потребностей и интересов, причем не только потребительского характера, но и касающихся процесса занятости населения; получение населением стабильного и обеспечивающего достойную жизнь дохода; размеры и способы обеспечения доходов разных субъектов. Бедность, безработица, бездомность, социально-экономические контрасты - обстоятельства, которые всеми без исключения криминологами признаются как обладающие высоким криминогенным потенциалом.

По сравнению с советским  периодом в период реформ, по данным известного экономиста Н. Шмелева, в  России расходы на здравоохранение, образование, науку уменьшились в десять раз, заработная плата упала приблизительно в два раза, с августа 2002 г.- в три раза, пенсии сократились в пять-шесть раз. При этом налоговая нагрузка на предприятия выросла в среднем в два раза.

Страна фактически была лишена собственных  источников инвестиций в результате роста цен в 1992 г. в 26 раз. В итоге от каждого хранившегося в Сбербанке рубля осталось менее 4 копеек, в 1993 г. - менее одной копейки. Серьезным фактором ослабления экономики стало наращивание системы неплатежей и бартера путем резкого и противоречащего мировым стандартам изъятия денег из обращения. Начался стремительный «рост неплатежей, как в абсолютной сумме, так и по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП). Так, в 1993 г. уровень накоплений долгов в процентах к ВВП составлял 9,6%, в 1995 г. - 15,6%, в 1997 г. - 29,1%, а в 1998 г. он достиг 48,8% от уровня ВВП. Это в свою очередь повлекло ослабление социальной составляющей экономики. Примером ущемления государством прав граждан является невыплата заработной платы наемным работникам. По данным на 1 декабря 2002 г., общая величина просроченной задолженности составила почти 85 млрд. руб., причем более 35% пришлось на задолженность из-за отсутствия финансирования из консолидированного бюджета. Снижение остроты ситуации в 2003 и 2004 гг. не снимает актуальность и проблемность самого вопроса, учитывая необходимость усиления защиты выделяемых на социальную сферу бюджетных средств от противоправных посягательств.

Общественные потребности не находили адекватного отражения в политике, практической деятельности государственных и общественных институтов, в обществе возникали дисфункции. Изменение ценностных ориентации приводило к несоблюдению правовых норм и, как следствие, к росту социальной конфликтности в обществе.

Был ошибочным расчет на самодостаточность рыночных механизмов с точки зрения преодоления теневых и криминальных явлений в экономике:

Политико-идеологическими и социально-экономическими факторами осуществления реформ были созданы условия, облегчающие возможности быстрого обогащения преступных группировок и отдельных лиц за счет государства, с одной стороны, и ослабляющие возможности правоохранительных органов по борьбе с негативными последствиями реформ - с другой.

В результате активизировались процессы формирования антиобщественных групп и сообществ на стыке общеуголовной и экономической преступности, что дало возможность сконцентрировать в теневом секторе экономики значительные общенациональные средства.

Не подтвердилось мнение о том, что отход от глобальной государственной собственности явится средством преодоления острого бюджетного дефицита. Отсутствие у предприятий различных форм собственности достаточных оборотных средств не позволяло осуществлять расширение объемов производства. В этих условиях сохранялся чрезвычайно высокий спрос на бюджетные средства и, как следствие, росло число корыстных посягательств.

Все это в совокупности продемонстрировало отсутствие в стране гарантий соблюдения прав человека и, соответственно, обеспечения свободы экономического поведения для ее субъектов. В то же время высветились системные пороки современных экономических преобразований. В литературе справедливо отмечалось, что вся банковская система во главе с Центробанком России на практике служит не целям аккумулирования денежных средств для их последующего инвестирования в реальный сектор экономики, а задачам совершения спекулятивного «прокручивания» бюджетных и заемных средств, извлечения быстрых и легких сверхдоходов.

Кроме того, сверхвысокое налогообложение  отечественного товаропроизводителя при более льготном налоговом бремени посреднической деятельности, непропорциональный крен в сторону налогообложения фонда заработной платы, запутанность и нестабильность самого налогового законодательства и деятельности налоговых органов являются одной из причин криминализации экономики.

Серьезным криминогенным фактором экономики является коррумпированность государственного аппарата и руководящего управленческого звена в негосударственном секторе экономики. Бесконтрольный доступ государственных служащих и работников коммерческих организаций к обслуживанию и расходованию бюджетных средств становится все более значимым условием криминализации самой власти.

Причины возникновения  теневой экономики.

Причины теневой экономики различны для всех регионов мира, однако, комплекс причин существования теневого бизнеса при рынке будет более разнообразным, в особенности, если иметь в виду не самые устоявшиеся отрасли рыночной экономики.

Обычно выделяют три  группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики:

 

1. Экономические факторы: высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.); переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли); кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом; несовершенство процесса приватизации; деятельность незарегистрированных экономических структур.

2. Социальные факторы: низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности; высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом; неравномерное распределение валового внутреннего продукта.

3. Правовые факторы: несовершенство законодательства; недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности; несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью; незащищенность прав собственности; политическая нестабильность.

В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом причин существования теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью деформация морально этических требований.

2. Социально-экономические последствия теневой и криминальной

экономической деятельности

 

Теневая и криминальная экономика  является сегодня составным элементом  хозяйственной системы. Негативные последствия присущи всем видам и проявлением криминальной и теневой экономики. Однако в ряде случаев некоторые теневые процессы оказывают также и некоторое позитивное воздействие. Эти немногочисленные ситуации рассматриваются в последней части пункта.

Здесь рассматриваются преимущественно негативные последствия криминализованной теневой экономической деятельности, неразрывно связанной с совершением общественно вредных незаконных деяний. При определенных условиях криминальная экономика превращается в доминирующий, системообразующий сектор экономических отношений, определяющий направленность развития всей социально-экономической системы и создающий условия для своего функционирования. В наиболее сложных случаях криминализации подвергаются и государственные институты, органы власти и управления, демократические учреждения, контролирующая, правоохранительная система. Известны случаи, когда криминальная экономическая деятельность становится основой международной специализации, определяющей место страны в международном разделении труда. Конкретные социально-экономические последствия криминальной экономики крайне многообразны, как многообразна и разнопланова самая эта деятельность. Рассмотрим наиболее значимые ее последствия.

Негативные последствия  теневой и криминальной экономической  деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях:

  • деформация налоговой сферы;
  • деформация бюджетной сферы;
  • влияние на эффективность макроэкономической политики;
  • воздействие на кредитно-денежную сферу;
  • деформация структуры экономики;
  • влияние на экономический рост и развитие;
  • влияние на инвестиционный процесс;
  • влияние на состояние природной среды;
  • деформация структуры потребления;
  • влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма;
  • влияние на систему международных экономических отношений.

1. Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных расходов и деформация ее структуры.

Сокрытие экономической  деятельности от контроля и уклонение  от уплаты налогов приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности. Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений. Таким образом, сокрытие даже разрешенной законом экономической деятельности вызывает перераспределение доходов и собственности путем деформации налоговой политики и налоговых отношений.

2. Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры.

Сокращение  доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных  институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений.

3. Влияние на  эффективность макроэкономической  политики проявляется, прежде  всего, в возрастании ошибок макроэкономического регулирования. Оно связано, как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторе.

Информация о работе Экономическая оценка влияния преступности на общество