Понятие и структура досудебного (предварительного) производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:15, контрольная работа

Краткое описание

Прежде чем суд сможет рассмотреть уголовное дело и вынести приговор, необходима особая предварительная подготовка: собирание доказательств, применение мер принуждения, предварительное определение позиции стороны защиты. Этим задачам и служит досудебное производство - та часть уголовного судопроизводства, которая начинается с момента получения сообщения о преступлении и заканчивается направлением прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу (п. 9 ст. 5 УПК). Термин "досудебное" означает, что судопроизводство ведется еще не судом, а органами публичного уголовного преследования: прокурором, следователем, дознавателем

Вложенные файлы: 1 файл

1Понятие и структура досудебного.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

1Понятие и структура досудебного (предварительного) производства

Прежде чем суд сможет рассмотреть уголовное дело и  вынести приговор, необходима особая предварительная подготовка: собирание  доказательств, применение мер принуждения, предварительное определение позиции стороны защиты. Этим задачам и служит досудебное производство - та часть уголовного судопроизводства, которая начинается с момента получения сообщения о преступлении и заканчивается направлением прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу (п. 9 ст. 5 УПК). Термин "досудебное" означает, что судопроизводство ведется еще не судом, а органами публичного уголовного преследования: прокурором, следователем, дознавателем. Эти органы выполняют функцию обвинения (уголовного преследования), что позволяет законодателю называть их стороной обвинения (п. 47 ст. 5). Однако собственно стороной они будут лишь перед лицом независимого суда, т. е. в судебном производстве. Пока прокурор, следователь и дознаватель ведут уголовное дело - они "должностные лица, осуществляющие уголовное (вернее - досудебное) судопроизводство". Поэтому прокурор, следователь и дознаватель в досудебных стадиях выполняют не только функцию обвинения, но еще и отдельные элементы судебной по своей изначальной природе функции рассмотрения и разрешения дела126 (собирание судебных доказательств; принятие окончательных решений, влекущих прекращение уголовного дела и т. д.), а также функции защиты (в виде обеспечения прав подозреваемого и обвиняемого - ч. 1 ст. 11), которые практически сливаются в их деятельности в единую функцию расследования. Последняя, как было показано ранее (см. § 2 гл. 3, § 1, 3 гл. 5 учебника), есть наследие розыскного типа уголовного процесса. Об осуществлении органами предварительного расследования и прокурором функции обвинения в "чистом виде" можно, на наш взгляд, говорить только в тех случаях, когда они участвуют в судебных заседаниях, в том числе, по рассмотрению и разрешению судьей в порядке судебного контроля вопросов о применении мер, или совершении ими действий (бездействия), ограничивающих конституционные права граждан (ч. 2 ст. 29, ст. 108, 125, 165).

Таким образом, в современном  российском уголовном судопроизводстве досудебное производство осуществляется не только по состязательной, но и по розыскной модели, в которой в единой функции расследования сливаются направления деятельности по обвинению, защите и разрешению дела. Называя производство "досудебным", законодатель невольно подчеркивает, что оно частично еще и несостязательное. В целом, наше предварительное расследование можно определить как смешанную форму, сочетающую розыскные и состязательные элементы.

 

Однако, по сравнению  с прежним процессуальным законодательством, новый УПК закрепляет тенденцию  возрастания роли суда в досудебных стадиях (ст. 29), которая лежит в русле развития уголовного процесса стран континентального права. В силу укрепляющего свои позиции принципа состязательности, досудебные стадии перестраиваются таким образом, чтобы они также делались судебными. Положение "хозяина процесса" (dominus litis - лат.) от прокурора постепенно переходит к суду. В результате существует перспектива упразднения деления стадий на досудебные и судебные.127

В связи с этим, вместо досудебного и судебного производства в системе стадий публично-состязательного уголовного процесса более правильно, на наш взгляд, выделять предварительное и окончательное производство. Термин "предварительное" производство точнее отражает его смысл - подготовительные для судебного разбирательства меры - и не противоречат принципу состязательности.

К предварительному производству относятся возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, предание суду.

 

2Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела - это многогранное понятие. Возбуждение уголовного дела рассматривается в правовой литературе как: 1) уголовно-правовой институт, т.е. совокупность процессуальных норм, устанавливающих порядок разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела; 2) собственно процессуальный акт, с которого начинается предварительное расследование; 3) самостоятельная стадия уголовного процесса Михайленко А.Р. Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе. Саратов, 1975. С. 5. .

В содержание стадии возбуждения  уголовного дела входят такие действия правомочных органов и должностных лиц, как: а) прием ими информации о преступлении, ее надлежащее оформление и регистрация; б) рассмотрение этой информации и, в случае необходимости, проведение проверки для уточнения фактических данных о наличии преступления; в) принятие в соответствии с законом решения о начале производства по деду, об отказе в возбуждении уголовного дела либо о направлении заявления (сообщения) о преступлении по подследственности или по подсудности Учебник уголовного процесса. М., 1998. С. 134..

Возбуждение уголовного дела, как и другие самостоятельные  стадии процесса, имеет свои конкретные задачи, которые вытекают из общих  задач уголовного судопроизводства. Эти задачи заключаются в приеме, рассмотрении, а в необходимых случаях и в дополнении нужными сведениями первичных материалов о преступлении с целью установления законности повода и достаточности оснований для возбуждения уголовного дела. В этой стадии подлежат выяснению и обстоятельства, исключающие производство по делу, а также стоит задача по предотвращению или пресечению преступления, по закреплению его следов в определенной процессуальной форме. Возбуждение уголовного дела, подчеркивал Н.Н. Полянский, имеет своей задачей констатировать только наличие правового основания для той деятельности, перед которой будет стоять задача расследования уголовного дела См. Полянский Н.Н. Очерк развития советской науки уголовного процесса. М., 1960. С. 124.. Эта стадия создает лишь необходимые условия для реализации задачи по установлению лица, совершившего преступление, на следующем этапе процесса.

Немаловажное значение имеет законный и обоснованный отказ  в возбуждении уголовного дела, который, нередко снимает с граждан  незаслуженное подозрение в совершении преступления, предотвращает судебные ошибки, избавляет следственных, судебных и прокурорских работников от ненужной работы. В этой связи особо нетерпимыми являются факты, когда отдельные компетентные лица при наличии предусмотренных законом решений, и в частности, не возбуждают в необходимых случаях уголовных дел и не отказывают в этом. Нарушением закона является также и несвоевременное принятие необходимого решения по заявлению или сообщению о преступлении.

Невозбуждение или несвоевременное  возбуждение уголовного дела, как  правило, приводит к сокрытию преступлений, и утрате доказательств, без которых осложняется или становится невозможным установление истины по делу, а также к несвоевременному принятию мер по розыску лиц, совершивших преступление. Такие лица могут продолжать преступную деятельность. Ущемляются права и законные интересы пострадавших от преступления лиц.

 

Нарушением закона, порождающим  волокиту при решении вопроса  о возбуждении уголовного дела, является также неосновательное направление материалов о преступлении по подследственности или подсудности.

Уголовно-процессуальное значение стадии возбуждения уголовного дела заключается в том, что только после принятия в установленном  законом порядке решения о  возбуждении уголовного дела допускается  производство всех следственных действий, применение принудительных мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. В этом плане возбуждение уголовного дела является правовой предпосылкой для предварительного расследования преступления, а по делам частного обвинения - предпосылкой для судебного рассмотрения этих дел. Кроме того, в стадии возбуждения уголовного дела определяется место производства расследования преступления, а иногда устанавливается и персональный признак подследственности, что также имеет важное процессуальное значение.

Возбуждение уголовного дела имеет и уголовно-правовое значение. По делам о преступлениях, требующим предварительного расследования, до вынесения постановления о предъявлении обвинения нет иного документа, кроме постановления, определения о возбуждении уголовного дела, в котором бы излагались обстоятельства общественно опасного деяния и давалась квалификация преступления. Именно процессуальный акт о возбуждении дела определяет, хотя и предварительно, какое преступление совершено и подлежит расследованию», чем дает направление производству по делу на первых этапах следствия.

До возбуждения уголовного дела не могут совершаться следственные действия, кроме осмотра места  происшествия в случаях, не терпящих отлагательства (ст. 178 УПК).

Осуществление задач  в стадии возбуждения уголовного дела достигается путем совершения определенных процессуальных действий, сопровождающихся возникновением и развитием уголовно-процессуальных отношений между лицам являющимися участниками этой стадии уголовного судопроизводства.

Понятие и система поводов к возбуждению  уголовного дела

Для того чтобы обоснованно  принять решение о начале производства по уголовному делу, необходимо наличие  законного повода и достаточного основания.

Под поводом к возбуждению уголовного дела понимается установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которого компетентные органы и должностные лица получают информацию о преступлении, что обязывает их разрешить вопрос о возбуждении дела

По своей сути своей  повод - это предусмотренная законом  процессуальная предпосылка, обусловливающая начало уголовно-процессуальной деятельности.

Известно, что юридическим  фактом может быть деяние (действие или бездействие), событие или  состояние. О поводе же к возбуждению  дела можно говорить только как об определенной деятельности. Следовательно, понятие юридического факта шире понятия повода. Юридическим фактом могут быть не только заявления, сообщения о преступлении, но и другие обстоятельства, состояния. Заявить же, сообщить о преступлении - это значит совершить определенные действия. Заявитель должен внешне проявить свою волю в отношении того или нового правонарушения.

Деятельность как внешнее  выражение воли присуща не только отдельным лицам, но и коллективам, которые могут выражать волю всех его членов либо некоторого его числа, что имеет прямое отношение к таким поводам, как, например, сообщение учреждений, предприятий, организаций.

Для повода к возбуждению  дела характерна тесная связь между  деятельностью заявителя и прокурорско-следственных или судебных органов, ибо они обязаны принять заявление, сообщение о преступлении и разрешить его по существу. Указанные органы могут и сами обнаружить признаки преступления.

Поводы к возбуждению  дела нельзя определять первичными данными, обстоятельствами или же сведениями о преступлении, ибо это ведет к смешению понятий повода и оснований для возбуждения дела. Кроме того, такое определение повода может привести к неверному выводу о признании непосредственного обнаружения признаков преступления первичными данными, обстоятельствами, сведениями о преступлении, а иначе доказательствами или его источниками. Получается, что прокурорские, следственные, судебные органы сами создают основания для возбуждения дела и доказательства по нему.

Правовое значение повода к возбуждению дела заключается в том, что он вызывает публичную деятельность органов дознания, следователя, прокурора или суда, судьи, требует, что бы эти органы соответствующим образом реагировали на каждый сигнал о готовящемся или совершенном преступлении. Не будь повода к возбуждению дела - общественно опасные деяния оставались бы без внимания. Именно повод к возбуждению дела вызывает осуществление и применение уголовного закона. В этом плане повод является первым связующим звеном между уголовным правом и процессом.

Сущность повода к возбуждению уголовного дела определяют действия граждан, общественных организаций, учреждений, предприятий, организаций или должностных лиц по заявлению или сообщению о преступлении или же собственная деятельность органов дознания, следователя, прокурора, суда, приведшая их к непосредственному обнаружению признаков преступления. В основе повода к возбуждению дела всегда лежит активное начало как со стороны заявителя, так и со стороны компетентных органов, которым адресуются сведения о преступлении. Вне деятельности лица не может быть осуществлено сообщение, заявление о преступлении. Под сообщением всегда понимается передача информации, воспринятой и психически переработанной человеком, а такая передача мыслима только в активном поведении заявителя. С другой стороны, повод к возбуждению уголовного дела является важным условием, предпосылкой, побудительным началом уголовно-процессуальной деятельности компетентных органов по разрешению вопроса о возбуждении дела и возможности ведения расследования.

В УПК (ст. 108) предусмотрены  следующие поводы к возбуждению  уголовного дела: 1) заявления и письма граждан; 2) сообщения общественных организаций; 3) сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных  лиц; 4) статьи, заметки и письма, опубликованные в печати; 5) явка с повинной; 6) непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.

 

Наиболее распространенными  поводами к возбуждению уголовных  дел являются заявления и сообщения  физических и юридических лиц о совершенных или подготавливаемых преступлениях. Заявления граждан (физических лиц) могут быть устными или письменными. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и правомочным должностным лицом, принявшим заявление. Письменное заявление должно быть подписано заявителем, от которого оно исходит. При этом заявителю должна быть разъяснена уголовная ответственность за заведомо ложный донос по ст. 180 УК, о чем делается отметка в протоколе, удостоверяемая подписью заявителя.

Заявления и письма должны исходить от граждан, фамилии, имена, отчества, адреса местожительства и другие данные о которых известны соответствующим  субъектам уголовно-процессуальной деятельности. Наличие в распоряжении компетентного должностного лица сведений об источнике информации о преступлении обеспечивает законность и обоснованность возбуждения уголовных дел.

Анонимные, т. е. не подписанные  или подписанные от имени вымышленного лица, заявления и письма согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 г. не являются поводами к возбуждению уголовных дел. Однако, в соответствии с указанием Генпрокуратуры СССР № 13/20 от 4 марта 1988 г. они могут быть проверены органом дознания путем оперативно-розыскной деятельности либо прокурором в процессе осуществлении общего надзора за исполнением законов. Если в результате такой проверки будут установлены признаки преступления, то уголовное дело подлежит возбуждению на основании непосредственного обнаружения признаков преступления соответствующим органом или должностным лицом

Информация о работе Понятие и структура досудебного (предварительного) производства