Аффект. Диагностические признаки аффекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:52, контрольная работа

Краткое описание

Точное представление о том, почему мы поступаем так, а не иначе, дает нам возможность лучше понять свою жизнь и более сознательно управлять ею. Судья и следователь, прокурор и защитник, администратор и воспитатель исправительной колонии должны быть вооружены психологическими знаниями, позволяющими правильно ориентироваться в сложных и запутанных отношениях и конфликтах, в которых им приходится разбираться. Бесспорно, знание психологической науки необходимо каждому, кто имеет дело с людьми, кто призван воздействовать на них, проводить воспитательную работу.

Содержание

Введение.
Аффект. Диагностические признаки аффекта.
Факторы, влияющие на формирование показаний свидетеля и потерпевшего.
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

юрид.психология.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Уральская  государственная юридическая академия»

 

Факультет сокращенных образовательных программ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

Предмет «Юридическая психология»

Студента 113 группы 2 курса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

                                                   Вариант 7.

  1. Аффект. Диагностические признаки аффекта.
  2. Факторы, влияющие на формирование показаний свидетеля и потерпевшего.

 

 

                                              План.

  1. Введение.
  2. Аффект. Диагностические признаки аффекта.
  3. Факторы, влияющие на формирование показаний свидетеля и потерпевшего.
  4. Заключение.
  5. Литература.

 

 

 

                                                   Введение.

Юридическая психология включает в себя различные области  научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены специфической человеческой деятельностью в сфере правового регулирования. Право всегда связано с нормативным поведением людей. Являясь активным членом общества, человек совершает поступки, действия, которые подчиняются определенным правилам. Эти правила, называются нормами поведения и устанавливаются самими людьми в интересах всего общества, либо отдельных групп, классов. Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что цент тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности.

Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая  психология исследует человека в  правонарушителе, свидетеле, потерпевшем и т.д..

       Психические состояния, так же как и устойчивые особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развиваются и протекают, подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения для установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения и возможности нарушения правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей. Следователь, ведя предварительное следствие, и суд, разбирая дело в судебном заседании, выясняют сложные переплетения человеческих взаимоотношений, порой трудно поддающееся учету психологические качества людей и мотивы, толкнувшие человека на преступление. При этом судья, прокурор, следователь, работник органов дознания имеют дело не только с преступниками, но и с самыми различными людьми, выступающими в качестве свидетелей, потерпевших, экспертов, понятых. Личность каждого из них сложилась в определенных условиях общественной жизни, индивидуальны стили мышления, неодинаковы их характеры, своеобразны их отношения к себе, к окружающему миру.

       Точное представление о том, почему мы поступаем так, а не иначе, дает нам возможность лучше понять свою жизнь и более сознательно управлять ею. Судья и следователь, прокурор и защитник, администратор и воспитатель исправительной колонии должны быть вооружены психологическими знаниями, позволяющими правильно ориентироваться в сложных и запутанных отношениях и конфликтах, в которых им приходится разбираться. Бесспорно, знание психологической науки необходимо каждому, кто имеет дело с людьми, кто призван воздействовать на них, проводить воспитательную работу. Наука о психической жизни и деятельности человека, изучающая такие процессы, ощущение и восприятие, память и мышление, чувства и воля, свойства личности с индивидуальными особенностями, не может не иметь самого прямого отношения к раскрытию и расследованию преступлений, рассмотрению дел в суде.

                    Аффект. Диагностические признаки аффекта.

В словаре русского языка “аффект” определяется как  состояние сильного возбуждения  и потери самоконтроля. 

В психологии аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) понимается как сильное и относительно кратковременное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов.

Аффект лишает человека обычной рассудительности и воли. Он является противоположностью спокойствия духа, обозначает всякую вызванную чувством приостановку или  затруднение в обыкновенном, нормальном течении представлений. 

Считается, что  аффект возникает в ответ на уже произошедшее событие, а в его основе лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта. В психологической литературе отмечается, что аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций.  
 Поводами аффекта могут выступать самые разнообразные обстоятельства, под влиянием которых внезапно меняется психическое, душевное состояние человека.

Субъект переживаемого  аффекта может испытывать чувства от приятных—неприятных до ошеломляющих, оказывающих сильнейшие воздействие, причиняющих, например, паралич и даже смерть.  
Особенностью состояния аффекта является то, что происходит сужение сознания. Внимание субъекта целиком поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными ими действиями. “Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта — завершиться потерей сознания и полной амнезией”. 

Аффект всегда сопровождается выраженными двигательными  и вегетативными проявлениями: изменениями  в движениях, речи, внешнем виде и  т. д. Как правило, аффект возникает  в неожиданных стрессовых ситуациях  как “аварийный” способ реагирования. Главное в характеристике аффекта то, что он наступает внезапно, стремительно и быстро овладевает психикой человека. 

В психологии, как  правило, выделяют два вида аффекта: аффект, происходящий как непосредственная реакция на внешний раздражитель, его еще называют “классическим”, и аффект “кумулятивный” или “аккумулятивный”. Аккумуляция аффекта — это процесс продолжительного накопления незначительных по силе отрицательных эмоций с последующей разрядкой в виде бурного и мало управляемого аффектированного взрыва, наступающей без видимых причин. И тот и другой вид аффекта в настоящее время находят отражение в диспозиции ст.ст. 107 и 113 УК РФ. 
По своей природе аффект бывает физиологическим и патологическим.

Патологический  аффект исключает вменяемость, а значит, и уголовную ответственность, так как человек во время патологического аффекта не осознает, что он делает. При совершении деяния в состоянии физиологического аффекта сознание резко “суживается”, но не “отключается” совсем. Поэтому уголовная ответственность в таких случаях не исключается, но физиологический аффект, если он был вызван противоправным или аморальным поведением потерпевшего, обязательно учитывается уголовным законом или как обстоятельство, смягчающее ответственность, или как обстоятельство, смягчающее наказание. 

Аффект необходимо отличать от фрустрации. Фрустрация —  это сложное мотивационно-эмоциональное  состояние, являющееся результатом  продолжительного блокирования целенаправленного  поведения. Возникает она в тех  случаях, когда человек в своей жизни сталкивается с препятствиями, которые воспринимаются им как непреодолимые. Иногда фрустрацию называют “аффектом неадекватности”, поскольку длительное состояние фрустрации приводит к формированию и закреплению отрицательных черт характера, таких как обидчивость, подозрительность, раздражительность, склонность к негативизму и агрессивным реакциям.  
Имеются отличия между аффектом и трансом: аффект вызывается ситуационными факторами, а транс — болезненными изменениями психики. В состоянии транса человек может совершать какие-либо действия, которые он не помнит. Кроме того, аффект — это внешне очень бурно протекающая реакция, заканчивающаяся психическим и физическим истощением. В состоянии транса человек внешне может выглядеть спокойным, но совершать неадекватные ситуации действия, вызванные психическими расстройствами. Общее между ними то, что и в состоянии аффекта, и в состоянии транса нарушается сознательный волевой контроль поведения. 

Аффект необходимо отличать от эмоционального возбуждения, или напряжения, сопровождающегося изменениями волевой и интеллектуальной сфер. Под ним понимаются изменения сознания и воли, не достигшие состояния физиологического аффекта. 

Состояние аффекта не относится  к состоянию невменяемости, так  как действия при аффекте хотя и импульсивны, но не случайны. Будет совершено преступление в состоянии аффекта или нет, зависит, в конечном счете, от морально-нравственных, волевых и иных жизненно важных установок личности. В каких-то ситуациях человек готов контролировать свои импульсы, а в каких-то по собственной воле становится их “пленником”. 

Нельзя признать состояние  аффекта и психическим расстройством, не исключающим вменяемости, в смысле ст. 22 УК РФ, т. е. ограниченной, уменьшенной  вменяемостью. Основаниями аффекта  являются внешний раздражитель и психо-эмоциональное состояние человека, в то время как ограниченная вменяемость вызывается исключительно его психическими аномалиями. Не исключено, что преступление в состоянии аффекта может совершить лицо с ограниченной вменяемостью. Однако это не повлияет на квалификацию содеянного как преступления, совершенного в состоянии аффекта. Состояние же психического расстройства будет учитываться при назначении наказания. 

При аффекте  происходят нарушения не только эмоциональной  сферы, но также сознания и воли, изучение которых — прерогатива психиатрии. В силу этого аффект предлагается рассматривать не только как психологическое понятие, но и как понятие психиатрическое, так как ему присущи определенные психические аномалии, такие как неадекватность реакции, искажение оценки происходящего, необходимость использования специальных познаний для его установления . Поэтому следует в случае необходимости назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.  
Вряд ли данное предложение может вызвать какие-то принципиальные возражения, если это будет способствовать справедливому правосудию.  
В психологии выделяют, условно, три этапа в развитии аффекта:  
1) дезорганизация психической деятельности, нарушение ориентации, психическое перевозбуждение; 

2) перевозбуждение  переходит в резкие, плохо контролируемые  действия большой силы и значительного  количества, что может создать  иллюзию совершения преступления с особой жестокостью; 

3) спад нервного  напряжения, возникновение состояния  резкой слабости и депрессии,  которое может перейти в состояние  сна. 

 

Факторы, влияющие на формирование показаний  свидетеля и потерпевшего.

          Показания свидетеля — это его устное сообщение об известных ему обстоятельствах, подлежащих установлению по уголовному делу, сделанные им на допросе во время предварительного расследования или в суде и запротоколированные в предусмотренном законом порядке.

          По сравнению с другими видами доказательств, показания свидетелей и потерпевших являются наиболее распространенными, ибо практически не бывает уголовных дел, расследование и рассмотрение которых происходит без их участия.

         Круг лиц, привлекаемых в качестве свидетелей, весьма широк. В силу ст. 72 УПК в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу. Важно при этом, чтобы это лицо отвечало двум основным условиям: во-первых, правильно воспринимало явления действительности и, во-вторых, правильно отражало их в своих показаниях.

При определении  круга лиц, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, не имеет значения ни возраст, ни национальность, ни его близкие или служебные отношения с участниками процесса.

Свидетель как  процессуальное лицо “порожден” самим  фактом преступления и потому он незаменим, ибо только он располагает полученной лично им информацией, необходимой  для выяснения обстоятельств  дела. Из этого следует, что необходимость допроса данного лица в качестве свидетеля исключает его участие в этом же деле в качестве судьи, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, общественного защитника, обвинителя, общественного обвинителя, представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, переводчика, эксперта, специалиста и секретаря судебного заседания (ст. 59—671 УПК). Исключение из правила о недопустимости совмещения процессуального положения свидетеля с иными процессуальными функциями допускается в отношении родителей или других законных представителей несовершеннолетнего обвиняемого (ст. 399 УПК). В соответствии со ст. 55 УПК эти же лица могут быть привлечены к делу в качестве гражданских ответчиков в случаях причинения действиями несовершеннолетнего имущественного ущерба потерпевшему. Это не исключает возможности их допроса в качестве свидетелей.

Закон возлагает  на свидетеля ряд обязанностей. Свидетель, в частности, обязан своевременно явиться  по вызову на допрос к лицу, производящему дознание, следователю, прокурору и суду (судье) и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.

В тех случаях, когда обязанность свидетеля  дать показания приходит в противоречие с установленной для него законом обязанностью хранить в тайне те или иные сведения (служебная, государственная, врачебная, нотариальная, банковская и др.), допрос свидетеля по поводу этих сведений должен производиться лишь после получения соответствующего разрешения. Свидетель может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих установлению по уголовному делу, в том числе о личности обвиняемого, потерпевшего и о своих взаимоотношениях с ними (ст. 74 УПК).

Информация о работе Аффект. Диагностические признаки аффекта