Анализ стадий уголовного судопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследований стадий уголовного процесса.

Задачи курсовой работы:
Изучить соотношение уголовного процесса и уголовного судопроизводства.
Рассмотреть назначение уголовного судопроизводства.
Исследовать возбуждение уголовного дела как стадию уголовного процесса.
Выявить особенности предварительного расследования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и назначение уголовного судопроизводства 5
1.1. Соотношение уголовного процесса и уголовного судопроизводства 5
1.2. Назначение уголовного судопроизводства 10

Глава 2. Анализ стадий уголовного судопроизводства 13
2.1. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса 13
2.2. Предварительное расследование 17
2.3. Назначение судебного заседания 20
2.4. Судебное производство в суде первой инстанции 21
2.5. Производство в суде второй инстанции 25
2.6. Исполнение приговора 34
Заключение 37

Вложенные файлы: 1 файл

Стадии уголовного судопроизводства.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст.46 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В составе назначения уголовного судопроизводства прямо не названа охрана государства, общества (в том числе, подчеркнем, гражданского общества), она тоже является назначением отечественного уголовного судопроизводства.

Основанием для такого вывода наряду с п.1 ч.1 ст. 6 УПК РФ является содержание ст. 2 УК, поименованной "Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации". Среди них: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

 В соответствии с  п.2 ч.1 ст. 6  УПК РФ эта защита  должна осуществляться так, чтобы  гарантировать от необоснованного  обвинения, осуждения, ограничения  прав и свобод личности, вовлекаемой  в уголовное судопроизводство.

Обращает на себя внимание формулировка ч. 2 ст. 6 УПК РФ: уголовное судопроизводство в равной мере служит как назначению виновному справедливого наказания, так и реабилитации каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

В соответствии с ч.2 с.6 УПК РФ представляется, что оправдание виновного в такой же мере есть отступление от назначения уголовного судопроизводства, как и наказание невиновного14.

 

Глава 2.  Анализ стадий  уголовного  судопроизводства

2.1. Возбуждение уголовного  дела  как   стадия   уголовного процесса

 

Процессуальная деятельность, связанная с решением вопроса о возбуждении уголовного дела, обладает всеми необходимыми признаками самостоятельной стадии уголовного процесса (уголовного судопроизводства).

а) Она имеет четко выраженные начальный и конечный моменты. Эта деятельность (и, соответственно, сама стадия) начинается с момента официальной фиксации органом дознания, следователем, прокурором первичной информации о преступлении, которой УПК придает значение формального повода к возбуждению уголовного дела (например, регистрация в милиции заявления лица, пострадавшего от преступления). Заканчивается же стадия вступлением в законную силу решения о судьбе производства, вызванного этим поводом (о возбуждении уголовного дела либо об отказе в таком возбуждении).

б) Уголовно-процессуальная деятельность на данном отрезке подчинена своим собственным задачам: а) установить наличие или отсутствие законного повода и основания к возбуждению уголовного дела; б) закрепить следы преступления; в) предотвратить готовящееся, пресечь начатое, но еще не оконченное преступление.

в) Круг участников, осуществляющих эту деятельность, и соответственно круг субъектов складывающихся в связи с нею уголовно-процессуальных правоотношений специфичен, неповторим ни в одной другой стадии уголовного процесса. Здесь нет еще того многообразия участников и ролей, которое наблюдается на стадиях предварительного расследования и судебного разбирательства (свидетелей, потерпевших, подозреваемого, обвиняемого, понятых, переводчика и др.). Основное правоотношение образуется и развивается между заявителем о преступлении, с одной стороны, и органом дознания, следователем, прокурором — с другой. Названные органы государства и должностные лица могут также вступать в правоотношения с учреждениями, организациями и предприятиями в связи с истребованием материалов, необходимых для ответа на вопрос о наличии или отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела, а также с гражданами по поводу дачи ими объяснений в тех же целях, но и только.

г) Специфична и сама уголовно-процессуальная деятельность, связанная с решением вопроса о возбуждении уголовного дела. Здесь еще нет следственных действий по собиранию, проверке и оценке доказательств (исключение составляет осмотр места происшествия), словом, нет еще уголовно-процессуального доказывания. Наличие  или отсутствие законного повода и основания устанавливается путем производства проверочных действий (истребование письменных материалов и объяснений, назначение документальной проверки или ревизии), которые на практике получили наименование доследственной проверки.

д) Несомненной и очевидной спецификой обладают и итоговые уголовно-процессуальные акты, венчающие стадию возбуждения уголовного дела. Это — постановление дознавателя, следователя, прокурора о возбуждении уголовного дела или об отказе в таком возбуждении15.

Возбуждение уголовного дела осуществляется путем вынесения соответствующего постановления органом дознания16.

Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.

Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела. Поводом для возбуждения уголовного дела служит установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которых компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или готовящемся преступлении.

Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, который обязывает прокурора, следователя, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и вынести соответствующее решение. На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности:

1) в случаях, когда преступление  совершено в условиях неочевидности  и нет подозреваемого лица, пострадавшим  нередко отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, а принятые — не регистрируются и не рассматриваются;

2) уголовно наказуемые  деяния квалифицируются как административные  проступки, а при очевидных признаках  состава преступления принимаются  незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок;

3) нарушаются установленные  законом сроки рассмотрения и  разрешения сообщений о преступлениях  и т.д.

В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуроров, ответственных за правильность ведения учетно-регистрационной документации, обеспечить своевременную и полную регистрацию заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Прокуроры должны систематически проверять состояние делопроизводства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах.

Ответственность за организацию этой работы возложена лично на прокуроров городов и районов.

Осуществляя надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела, прокуроры обязаны обращать внимание и на соблюдение установленной уголовно-процессуальным законом формы поступившего повода для возбуждения уголовного дела.

При наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокурор должен выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

Особое внимание при осуществлении надзора за исполнением законов в этой стадии прокурор должен уделить срокам проверки поступившего повода для возбуждения уголовного дела. В соответствии с положениями УПК прокурор, следователь и дознаватель обязаны проверить поступивший повод для возбуждения уголовного дела и в течение трех суток принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом.

Продлить срок проверки до 10 суток может только руководитель следственного органа или начальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя.

Дальнейшее продление срока проверки недопустимо. Все проверочные действия, проводимые следователем, дознавателем после истечения 10 суток, признаются нарушением закона.

Однако при необходимости проведения ревизий или документальных проверок руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки поступившего сообщения о преступлении до 30 суток.

Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Представляется вполне оправданным в этой стадии уголовного процесса истребовать предметы и документы, опрашивать граждан относительно обстоятельств, имеющих значения для разрешения поступившего в компетентные органы повода для возбуждения уголовного дела, назначать и проводить ревизии, инвентаризации, проверки документации, необходимые исследования с привлечением специалистов и т.д.17

2.2. Предварительное расследование

 

Следующая за возбуждением уголовного дела стадия в российском уголовном судопроизводстве называется предварительным расследованием. Уголовно-процессуальная деятельность на этой стадии подчинена решению следующих задач: путем производства следственных действий по собиранию доказательств раскрыть преступление; объективно установить фактические обстоятельства дела, сформулировать и обосновать обвинение, обеспечив надлежащие условия защиты от него; создать предпосылки для привлечения виновного к уголовной ответственности; обеспечить возмещение причиненного преступлением ущерба, а также выяснить условия, способствовавшие совершению преступления, приняв меры по их устранению; подготовить материалы уголовного дела к судебному разбирательству. При наличии предусмотренных законом оснований эта деятельность может закончиться и прекращением уголовного дела с реабилитацией невиновного. Предварительным такое расследование называется потому, что оно ведется до суда и для суда. Предварительный характер расследования не означает, что орган расследования по результатам своей работы по уголовному делу может ограничиться приблизительными, недостоверными, мнимыми выводами. Предварительное расследование должно быть таким, чтобы у суда были все возможности правильно разрешить уголовное дело, вынести законный, обоснованный, мотивированный и справедливый приговор.

Стадию предварительного расследования в обязательном порядке проходят почти все уголовные дела (исключение составляют дела частного обвинения). Как и любая другая, названная стадия уголовного судопроизводства имеет не только свои собственные задачи, но и свое специфическое содержание, свое начало и окончание, особый круг участников уголовно-процессуальной деятельности и завершается особым уголовно-процессуальным документом. Она начинается с момента возбуждения и принятия уголовного дела к производству конкретным органом расследования, а заканчивается, когда будут установлены основания для составления обвинительного заключения или обвинительного акта либо постановления о прекращении уголовного дела. Ее основное содержание заключается в собирании, проверке и оценке доказательств, иначе говоря, в уголовно-процессуальном доказывании, составляющем стержень любого уголовного дела. Доказывание по уголовному делу связано с применением мер процессуального принуждения. На стадии предварительного расследования неизбежны задержания, аресты, обыски и выемки, наложение ареста на имущество и другие меры государственного принуждения, применяемые в целях достижения задач, стоящих перед этой стадией и перед уголовным процессом в целом. Здесь предельно широк круг участников уголовно-процессуальных отношений. Именно на стадии предварительного расследования появляются центральные фигуры - подозреваемый и обвиняемый, вокруг которых концентрируется главная обвинительная версия, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, свидетели, эксперты и другие участники, как имеющие в деле собственный интерес, так и не имеющие такового.

Предварительное расследование имеет важное юридическое значение: результаты уголовно-процессуальной деятельности на этой стадии являются необходимыми условиями осуществления правосудия по конкретному уголовному делу и реализации установленной законом уголовной ответственности или же реабилитации невиновного.

УПК РФ различает две формы предварительного расследования:

а) дознание. Оно осуществляется органами дознания и дознавателями, а в ряде случаев - НОД, НПД;

б) предварительное следствие. Оно производится, следователем, а в ряде случаев - РСО18.

Основной из двух названных форм является предварительное следствие, главным признаком которого является то обстоятельство, что оно производится процессуально самостоятельным должностным лицом - следователем. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приводится в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК. Прокурору предоставлено право ограничиться дознанием и по другим делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не передавая дело следователю. Такое решение прокурора должно носить письменный характер. Оно представляет собой препроводительное письмо соответствующему органу дознания, которому направляется уголовное дело. Указание прокурора о производстве дознания (вместо предварительного следствия) обязательно для органа дознания (в подавляющем большинстве случаев имеется в виду милиция). И наоборот, по письменному указанию прокурора уголовные дела, которые относятся к подследственности органов дознания, могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК). При принятии решения по указанным вопросам прокурор исходит из объема и сложности предстоящей работы по уголовному делу и времени, необходимого для ее выполнения, а также из презумпции того, что следователь является более квалифицированным работником, нежели дознаватель.

Производство предварительного расследования как в форме следствия, так и в форме дознания подчиняется совокупности общих "сквозных" правил - требований, закрепленных в УПК, которые призваны обеспечить единообразие досудебной уголовно-процессуальной процедуры и достижение задач предварительного расследования. Их принято называть общими условиями предварительного расследования (гл. 21 УПК РФ так и называется)19.

2.3. Назначение  судебного  заседания

 

До рассмотрения по существу уголовного дела, поступившего в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом, оно подлежит единоличному изучению судьей. По результатам такого изучения по нему должны быть выполнены определенные действия и приняты определенные решения, общий смысл которых заключается в том, чтобы, ни в коем случае не решая и не предрешая главного вопроса о виновности обвиняемого, проверить достаточность фактических и юридических оснований для судебного разбирательства, а также подготовить судебное заседание, организовать его.

Информация о работе Анализ стадий уголовного судопроизводства