Актуальные проблемы классификации преступления оставление в опасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование и анализ наиболее значимых и дискуссионных вопросов уголовной ответственности за оставление в опасности лиц, находящихся в беспомощном состоянии, на современном этапе.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи, отражающие ключевые аспекты исследования:
- выявление и формулирование общего понятия «оставление в опасности» на основе выделения признаков данного акта человеческого поведения;
- уяснение содержания конкретных видов оставления, в опасности исходя из особенностей возникновения опасного состояния потерпевшего и характера обязанности по предоставлению ему помощи, возлагаемой на ограниченный круг субъектов;
- определение специфики причиняемого данными посягательствами вреда личности, обществу и государству;
- анализ норм уголовного закона, непосредственно предписывающих оказывать помощь лицам, находящимся в опасном для жизни или здоровья состоянии и не способным принимать меры к самосохранению, изучение элементов и признаков соответствующих составов преступлений.

Содержание

Введение……………………………………………………….…..…….……….. 3
Глава I. Оставление в опасности: понятие и виды ……..…….…………….. 5
1.1. Понятие и виды оставления в опасности …..……………………....... 5
1.2. Объективная и субъективная сторона преступления оставления в опасности …………………………………………………………………………
15
Глава II. Актуальные проблемы классификации преступления оставление в опасности …………………………………………………………
19
2.1. Оставление в опасности ………….…………………………………… 19
2.2. Неоказание помощи больному……..……………………..................... 23
2.3. Неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие ……….. 34
Заключение ……………………………………………………….…..…..…..… 41
Библиографический список ………………………………………………….. 42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по УП.docx

— 79.90 Кб (Скачать файл)

 

Резюмируя сказанное, под неоказанием помощи больному следует понимать непредставление медицинской помощи больному или иному лицу, нуждающемуся в ней, в пределах обязанностей медицинского работника в объеме, требуемом состоянием потерпевшего.

Кроме того, субъектом преступления, заключающегося в неоказании помощи больному, следует считать не только медицинских работников, но и иных лиц, в чьи профессиональные обязанности входит оказание медицинской помощи.

 

2.3. Неоказание капитаном  судна помощи, терпящим бедствие 

Несмотря на то, что рассматриваемый состав преступления является одним из видов преступного оставления в опасности, социальная обусловленность его криминализации несколько отличается и связана с развитием еще одной, самостоятельной группы общественных отношений. Названное деяние совершается в специфической области деятельности человека - в сфере так называемых морских отношений, которым придается особое значение во многих странах, где традиционно высоко развито судоходство. Думается, именно по данной причине в уголовных кодексах целого ряда государств оно имеет схожие черты и почти одинаковую конструкцию.

В теории уголовного права исследуемое общественно опасное деяние принято рассматривать как международное преступление [35, с. 73]. Оно содержится не только в уголовном законодательстве большинства государств, но упоминается и во многих нормативных актах международного права, в том числе в различных конвенционных соглашениях [43, с. 584].

Названные обстоятельства требуют максимального сплочения человеческих усилий и объясняют необходимость оказания взаимной поддержки людей в вопросах деятельности по освоению водных пространств.

Природа происхождения рассматриваемого преступления, которое включено в УК РФ, с одной стороны, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья человека, а с другой стороны, - обеспечения безопасности в сфере отношений, связанных со специфической деятельностью человека на море, с судоходством, порождает множество споров по поводу определения его непосредственного объекта, а также места этого деяния в системе Особенной части уголовного законодательства.

Хотя в ст. 270 УК РФ и идет речь о водном транспорте, тем не менее, как обоснованно утверждают многие авторы, правил безопасности движения и эксплуатации этого транспорта капитан судна не нарушает [16, с. 117]. Описанная в законе ситуация не связана непосредственно с движением морских или речных судов. Здесь даже не упоминается о какой-либо аварии, что можно было бы признать основанием для установления факта нарушения правил безопасности движения. Из текста закона следует, что капитан судна нарушает только правила, обязывающие его оказать помощь людям, терпящим бедствие на водном пути, при наличии такой возможности. Получается, что неоказание помощи в подобных случаях по существу ничем не отличается от неоказания помощи в иной обстановке.

Непосредственным объектом данного преступления являются жизнь и здоровье людей. Однако, учитывая специфику исследуемого деяния, эта формулировка, на наш взгляд, требует некоторого уточнения. Во-первых, надо иметь в виду, что в ст. 270 УК РФ называются особые признаки потерпевшего, говорится о людях, терпящих бедствие. Во-вторых, следует учитывать, что неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие является специальным видом оставления в опасности. Поэтому под объектом этого посягательства, на наш взгляд, следует понимать общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья лиц, не способных принимать меры к самосохранению.

Отношения же, которые предлагали рассматривать в качестве основного объекта анализируемого деяния сторонники противоположной точки зрения, выступают, по нашему убеждению, ни чем иным, как дополнительным объектом преступления, предусмотренного ст. 270 УК РФ.

Смысл отношений, о которых говорят сторонники признания неоказания капитаном судна помощи, терпящим бедствие транспортным преступлением, заключается не в обеспечении безопасности движения транспортных средств на воде. Такое определение охватывает слишком узкий круг отношений, связанных с освоением человеком морского пространства. По сути, оно касается лишь использования судна как более сложного в управлении и обслуживании вида транспорта, обращение с которым требует гораздо больших затрат человеческих сил и средств, чем, скажем, наземного транспортного средства, и большей осторожности.

К названной группе общественных отношений следует относить общественные отношения, обеспечивающие нормальное судоходство. Они, думается, более точно отражают суть исследуемого преступления, позволяют раскрыть их социальную направленность, механизм причинения вреда указанными деяниями. Оказание взаимопомощи при ситуации SOS, вменяемое в обязанность капитанам судов, по смыслу как раз выступает одним из неотъемлемых элементов названных отношений, одной из традиционных норм поведения моряков в рейсе [32, с. 54].

Таким образом, можно сказать, что неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие является двухобъектным преступлением, основным непосредственным объектом которого, как и в других составах оставления в опасности, выступают отношения, обеспечивающие безопасность лиц, не способных принимать меры к самосохранению. Дополнительным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное судоходство.

Именно дополнительный объект стал причиной выделения в отдельную статью УК РФ этого специального вида оставления в опасности, и включение данной нормы в уголовное законодательство.

Под бедственной ситуацией понимается ситуация, при которой существует обоснованная уверенность, что судно или человек подвергаются серьезной и непосредственной опасности и нуждаются в немедленной помощи. Законодатель не указывает причины ее возникновения; он называет лишь ее признаки, что, думается, вполне рационально, поскольку бедствие может возникать ввиду самых разных обстоятельств и иметь различный характер. Описание же всех случаев и их видов объективно не представляется возможным или потребует создания слишком громоздкого перечня.

Как следует из ст. 270 УК РФ и вытекает из международных конвенций, капитан обязан оказывать помощь на водных путях даже если бедствие терпит всего один человек. Возможный существенный ущерб его экономическим интересам в этом случае не берется во внимание, что еще раз подтверждает более высокую ценность человеческой жизни по сравнению с другими благами. Потерпевшим в рассматриваемом преступлении является любое лицо, как гражданин России, так и иностранный гражданин и лицо без гражданства, независимо от его расовой принадлежности, национальности, социального положения и т.д., т.е. независимо от каких-либо социально-демографических признаков его состояния.

Объективная сторона преступления состоит в неоказании помощи капитаном судна лицам, находящимся в бедственной ситуации. Учитывая специфику деятельности капитана морского или речного судна, для уяснения содержания признаков этого элемента состава преступления необходимо обращаться к нормативным актам иных отраслей законодательства. Характер помощи, которую должен оказывать капитан судна терпящим бедствие, более подробно раскрывается в актах международного права.

Так, согласно ст. 2.1.9. Конвенции 1979 г. при возникновении бедственной ситуации капитан обязан принимать все меры для оказания любой возможной помощи. О том, какие действия должен предпринимать капитан в ситуациях подобного рода, более конкретно сказано в ст. 5.3.3. данной Конвенции. В соответствии с ней при объявлении стадии бедствия капитан обязан: если он узнал об этом из сообщения, незамедлительно следовать в зону бедствия; если он находится на месте происшествия - приступить к действиям, используя для спасения людей все имеющиеся у него ресурсы, проинформировать находящиеся рядом спасательные центры, уведомить капитана корабля, терпящего бедствие, запросить любую помощь от летательных аппаратов, судов или служб, которая может быть ими оказана.

Невыполнение перечисленных выше действий и образует состав неоказания помощи, предусмотренный ст. 270 УК РФ.

С позиции уголовного права не так важно, выполнил ли капитан корабля указанную в законе последовательность действий в точном соответствии с возложенными на него обязанностями. Для уголовного права имеет значение одно обстоятельство - была ли фактически оказана помощь терпящим бедствие. Например, если капитан судна отдал приказ подобрать тонущих и поднять их на борт, но при этом никому не сообщил о случившемся, то он не будет нести уголовную ответственность за содеянное, поскольку главная цель данной операции - спасение человеческой жизни - была достигнута.

В рассматриваемой статье законодатель, как и в других статьях об ответственности за оставление в опасности, сделал акцент на условиях оказания помощи. Так, ответственность капитана судна исключается, если он не оказывает помощь при наличии серьезной опасности для своего судна, членов его экипажа или пассажиров. Такое положение дел вполне естественно, поскольку никто не обязан приносить себя в жертву ради других людей.

Конструкция объективной стороны исследуемого посягательства предполагает совершение его только в определенном месте - на море или на ином водном пути. Содержание этого признака вытекает из различных нормативных актов, регулирующих морское и речное судоходство.

Определение содержания субъективной стороны неоказания капитаном судна помощи, терпящим бедствие вызывает некоторые разногласия среди ученых и практиков. В основном между собой конкурируют две точки зрения. Представители первой полагают, что это преступление может совершаться только с умышленной формой вины. Сторонники второй, которых большинство, считают, что рассматриваемое деяние может совершаться как с умыслом, так и по неосторожности.

Даже если капитан судна знает о бедственном положении других людей, нельзя с уверенностью сказать о том, что он не может относиться к своему бездействию иначе, как с прямым или косвенным умыслом. Осознание необходимости предоставления помощи терпящим бедствие и непредставление ее еще не говорит о том, что капитан судна не может самонадеянно рассчитывать на предотвращение последствий бедствия.

Разработчики УК РФ не указали на форму вины в описываемом преступлении каким-либо признаком, и здесь совершенно справедливо замечание А.С. Горелика о том, нельзя вводить ограничение ответственности по формам вины, если закон таких ограничений не содержит [16, с. 245].

Это верное в целом замечание не применимо к рассматриваемому деянию. Учитывая характер деятельности капитана судна и его функциональных обязанностей, трудно допустить, что оно может стать проявлением человеческого легкомыслия. Должность капитана предполагает наличие специальной подготовки и достаточно большого опыта, позволяющего четко оценивать характер происшествий на водном пути и в полной мере осознавать опасность положения людей, терпящих бедствие. Капитан судна по уровню своей квалификации не может не понимать, что шансы на спасение людей, потерпевших крушение на море в отсутствие посторонней помощи практически равны нулю.

Утверждение о невозможности совершения исследуемого преступления по неосторожности вытекает и из содержания обязанностей капитана. Обязанность по оказанию помощи терпящим бедствие - одна из основных обязанностей капитана судна. Она, как уже отмечалось, достаточно подробно отображена в нормативных правовых актах, должностных инструкциях и предполагает выполнение четкой последовательности конкретных действий, что по своей сути исключает проявление какой-либо самонадеянности. Таким образом формальные составы данного преступления предполагают лишь умышленную форму вины.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 270 УК РФ, является капитан судна или лицо, исполняющее его обязанности. Полномочия капитана судна устанавливаются специальными нормативными актами. В России ранее они были закреплены Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР, а сейчас предусмотрены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ) [4, ст. 2207], а также некоторыми должностными инструкциями.

Учитывая, что вся власть на судне концентрируется у одного лица, на такое лицо вполне закономерно ложится и вся полнота ответственности за общую судовую деятельность, за вверенное судно, людей и грузы. Данное положение в полной мере распространяется и на оказание помощи людям, терпящим бедствие. Неправомерно устанавливать наказание за невыполнение указанных действий для каких-либо иных субъектов, кроме капитана или исполняющего его обязанности, т.к. другие лица на судне не обладают необходимой свободой волеизъявления, полномочий принимать соответствующие решения и возможности действовать самостоятельно.

 

Таким образом, следуя принципу гуманизма, признаваемому сегодня одним из основополагающих принципов построения развитого общества, каждое цивилизованное государство стремится проявлять максимальное внимание к тем гражданам, которые в силу различных причин лишены возможности заботиться о себе самостоятельно. На данный момент эта задача реализуется через систему отношений, в которых как на государство, так и на граждан вполне справедливо возлагаются определенные обязанности по оказанию помощи людям, оказавшимся в опасном для жизни и здоровья состоянии и не способным принимать меры к самосохранению, и устанавливается ответственность за их невыполнение.

.

 

 

Заключение

Исследование социальной природы оставления в опасности показывает, что его общественная опасность состоит в нарушении нормального функционирования общественных отношений по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, относящихся к категории беспомощных.

С позиции различных общественных связей данный акт поведения человека может иметь неодинаковое значение, и потому в рамках разных социальных регуляторов его необходимо рассматривать дифференцировано. Особенно это касается уголовного права, которое имеет целью обеспечение наиболее важных общественных отношений и устанавливает ответственность только за деяния, характеризующиеся признаками общественной опасности.

Преступным типом оставления в опасности считается не всякое неоказание помощи нуждающимся в ней, а лишь ее непредоставление потерпевшему, не способному предпринимать меры к самосохранению, лицом, обязанным заботиться о последнем в соответствии с нормативными предписаниями или в силу родственных или семейных отношений, если это не связанно с риском для жизни и здоровья самого бездействующего.

Все закрепленные в уголовном законодательстве составы оставления в опасности образуют однородную группу посягательств, в которой родовым является оставление в опасности, предусмотренное ст. 125 УК РФ, Остальные преступления, т.е. неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ) и неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ), выступают по отношению к нему специальными составами.

Информация о работе Актуальные проблемы классификации преступления оставление в опасности