3аконодательный процесс в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Законодательный процесс в Российской Федерации – деятельность по созданию закона и совершенствованию его в процессе реализации путем внесения изменений в ходе работы с законопроектом. Законодательному процессу характерны следующие признаки: состоит из структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности, последовательность и обязательность которых установлены, как правило, законами и иными принятыми в соответствии с иными нормативными актами; осуществляется специальными субъектами; результатом является создание акта высшей юридической силы – закона.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие законодательного процесса
Глава 2. Общие принципы взаимодействия палат Российского парламента
Глава 3. Субъекты законодательного процесса
Глава 4. Стадии законодательного процесса
Глава 5.Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой
Глава 6. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой
Глава 7. Роль Конституционного суда в законодательном процессе

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП курсовая Иванова ю361з.docx

— 53.28 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Уральский гуманитарный институт

Юридический факультет

 

 

 

Курсовая работа

по теории государства и права

на тему: 3аконодательный процесс в Российской Федерации

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса гр. Ю-361з

Иванова Е. Б.

Научный руководитель:

Доцент, к. ф. н. Cлукин  С. В.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

Введение

 

Глава 1. Понятие законодательного процесса

Глава 2. Общие принципы взаимодействия палат Российского парламента

Глава 3. Субъекты законодательного процесса

Глава 4. Стадии законодательного процесса

Глава 5.Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой

Глава 6.  Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой

Глава 7. Роль Конституционного суда в законодательном процессе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Законодательный процесс в Российской Федерации – деятельность по созданию закона и совершенствованию его в процессе реализации путем внесения изменений в ходе работы с законопроектом. Законодательному процессу характерны следующие признаки: состоит из структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности, последовательность и обязательность которых установлены, как правило, законами и иными принятыми в соответствии с иными нормативными актами; осуществляется специальными субъектами; результатом является создание акта высшей юридической силы – закона.

Происходящие в нашей стране процессы реформирования и совершенствования правоотношений во многих сферах государственной, общественной, экономической жизни вызвали необходимость создания адекватного им законодательства.

В последние годы Президентом и Правительством Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации и иными субъектами права законодательной инициативы проделана огромная работа по законодательному обеспечению политического, экономического, социального развития Российской Федерации, завершению оформления ее государственного механизма.

Сегодня мы являемся свидетелями процесса дальнейшего совершенствования федерального законодательства, направленного на решение задач по развитию важнейших сфер жизнедеятельности общества, в частности обеспечения эффективного функционирования государственных институтов, модернизации систем пенсионного обеспечения, образования и здравоохранения, развития агропромышленного комплекса, создания рынка доступного жилья, повышения качества жизни и др.

Вместе с развитием законодательства Российской Федерации развивается и законодательный процесс, или "правила парламентской процедуры", т.е. порядок принятия законодательных актов. В связи с этим задача по дальнейшему совершенствованию законодательного процесса в целом и его отдельных элементов как необходимой основы для эффективного законотворчества остается актуальной.

Принятие в 1993г. новой Конституции РФ положило начало формированию современной законодательной базы, отражающей глубокие перемены, происходящие во всех сферах жизни государства и общества, в том числе в экономике и социальной сфере. Институциональные изменения, происходившие в российской экономике в конце ХХ в., проведение беспрецедентных по своим масштабам и содержанию реформ в сфере собственности, бюджетного, налогового, административного управления привели к принципиальным изменениям в законодательстве РФ. На протяжении исторически короткого времени возникли новые сферы правового регулирования, ранее отсутствовавшие в нашей стране. В первую очередь это касается различных аспектов экономических отношений.

Особенности становления современного законодательства в Российской Федерации нельзя рассматривать в отрыве от общего контекста социально-экономических реформ в стране. Как известно, в начале 90-х гг. ХХ в. отсутствовали законы, соответствующие новым экономическим реалиям. Кроме того, не все необходимые экономические институты были сформированы. Поэтому развитие и совершенствование правового регулирования в этой сфере происходило неравномерно.

В начальный период реформирования российской экономики политические решения нередко опережали принятие законов, в результате многие вопросы вынужденно регулировались указами Президента РФ и актами Правительства РФ. После принятия Конституции РФ наступил период активного развития новой законодательной базы, гармонизации, систематизации и кодификации нормативных правовых актов. В настоящее время особое значение имеет "тонкая настройка" действующего законодательства в соответствии с современными реалиями, устранение противоречий и пробелов в нормативно-правовом регулировании, обеспечение антикоррупционной устойчивости существующих и вновь принимаемых актов.

Правительство РФ играет значительную роль в законодательном обеспечении социально-экономического развития России, являясь, по сути, уникальным субъектом права законодательной инициативы, в компетенцию которого входят полномочия не только по разработке и внесению на рассмотрение Государственной Думы проектов федеральных законов, но и по реализации принятых законодательных актов и контролю за их исполнением.

Исследование правовых основ и сложившейся практики участия Правительства РФ в законодательном процессе, анализ положительного опыта организации и осуществления законопроектной деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти позволяют разработать конкретные рекомендации, направленные на совершенствование законодательного процесса в целом, а также его отдельных этапов и элементов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие законодательного процесса

В демократическом правовом государстве каждая из ветвей власти выполняет свои функции, обладая в очерченном для нее конституционно-правовом пространстве собственными предметами ведения и конкретным объемом полномочий. Это, однако, не исключает существования пересекающихся сфер общественных отношений, где все три ветви власти, действуя на основе универсального по своему значению конституционного принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ), в то же время тесно взаимодействуют в рамках строго отведенных им полномочий для достижения единых конституционно значимых целей. Одной из таких сфер является законотворчество.

Законотворчество - юридическая форма государственно-властной деятельности посредством выявления, формирования и утверждения воли народа в виде общеобязательных (законодательных) правил. Необходимость адекватного и полного выражения воли народа в законе, обеспечение в нем должного баланса интересов различных социальных групп, публично-территориальных образований, учет всех возможных положительных и отрицательных последствий введения законодательного регулирования, формирование уже на стадии принятия законодательного решения условий для как можно более полного достижения его целей в последующей правоприменительной практике, защита от принятия произвольных (несправедливых, несоразмерных, непропорциональных) законов настоятельно требуют сотрудничества всех органов государственной власти в законодательном процессе при их подчиненности общим конституционным целям.1

В мировой практике известны два способа принятия законов - законодательным органом или путем референдума. Наибольшую научную разработку получило понятие законодательного процесса, в котором в роли законодателя выступает законодательный орган.

Конституция РФ характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган (ст. 94), в соответствии с чем законотворчество является основной функцией российского парламента. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права принимать федеральные и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным актам и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конституционное положение о том, что Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, обусловливает активную роль парламента в политическом и законодательном процессе.

В современной российской юридической литературе сложилось устойчивое определение понятия законодательного процесса. Приведем одну из таких достаточно исчерпывающих формулировок: "Законодательный процесс - регламентированный Конституцией, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов"2

В широком смысле законодательный процесс рассматривается как порядок деятельности Федерального Собрания РФ по принятию законов - федеральных и федеральных конституционных. В более узком смысле, с точки зрения конституционного права, законодательный процесс можно представить как конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. В первом случае усиливается роль парламента и одновременно от законодательного процесса отсекаются действия тех, кто подготовил и внес законопроект в парламент, а также тех, кто подписал и обнародовал закон. Такое понимание законодательного процесса представляется уязвимым, поскольку в нем исключаются из законодательной процедуры те шаги, без которых появление закона и его вступление в действие немыслимы.

Основными логико-хронологическими структурными компонентами организационно-процессуальной деятельности в ходе разработки законопроекта и продвижения его от замысла до того качественного состояния, которое позволяет считать проект закона собственно законом, вступившим в силу, являются этапы, стадии и процедуры.

Этап - совокупность логически связанных мероприятий, которые составляют содержание деятельности, позволяющей решать стратегически значимые задачи законопроизводства.

Стадия - составная часть этапа; образующие ее содержание мероприятия имеют характер тактических действий и решений, формирующих качества будущего закона.

Процедура - элементарное процессуальное действие, представляющее собой конкретные оперативные приемы и средства, которые обеспечивают выполнение тех задач, которые необходимо решать для достижения целей на соответствующих стадиях и этапах.

Таким образом, можно выделить следующие общие признаки законодательного процесса: состоит из структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности, последовательность и обязательность которых установлены, как правило, законами и иными принятыми в соответствии с иными нормативными актами; осуществляется специальными субъектами; результатом является создание акта высшей юридической силы – закона.

 

Глава 2. Общие принципы взаимодействия палат Российского парламента

Современная российская законотворческая практика складывается таким образом, что основная составляющая законодательной работы в ее содержательном плане выполняется Государственной Думой Федерального собрания РФ, соответственно ей принадлежит ключевая роль в законотворческой деятельности. Объясняется это тем, что Конституция РФ именно к компетенции этой палаты относит первоначальное рассмотрение законопроекта и принятие по нему законодательного решения, обеспечивая в то же время участие в законодательном процессе и верхней палаты. Обязательным признается: передача Совету Федерации принятого Государственной Думой закона, от рассмотрения которого Совет Федерации не вправе отказаться; получение согласия верхней палаты на принятие закона; преодоление в необходимых случаях ее отлагательного вето. По существу, заимствован мировой опыт практики законотворчества, в соответствии с которым в двухпалатном парламенте законодательный процесс сосредоточивается преимущественно в палате, формируемой путем прямых выборов и непосредственно представляющей все население страны, его интересы.

Примечательно, что концепция двухпалатности, предполагающая существование двух независимых палат парламента, получила также воплощение в практике законотворческой деятельности ряда субъектов РФ (Башкортостан, Саха (Якутия), Свердловская область). При всей спорности вопроса о целесообразности учреждения субъектами двухпалатной структуры парламента надо признать, что принципы, заложенные ими сегодня в основу построения такой структуры, вполне согласуются с современными стандартами парламентской практики. Вторая палата является органом регионального (территориального) представительства и в этом смысле служит полезным дополнением нижней выборной палаты. Она способна исправлять ее ошибки и позволяет более углубленно обсуждать вопросы законодательства. Очевидна общая тенденция Федерации и ее субъектов: наделить вторую палату парламента ролью органа, с одной стороны, обеспечивающего участие территориальных образований в государственном управлении, а с другой - способствующего принятию более взвешенных законодательных решений. Вторая палата действует сообразно своей специализации, имеет собственный руководящий орган и подчиняется при осуществлении законотворческих полномочий собственному регламенту.

При некотором разнообразии в правилах, определяющих принципы взаимоотношений палат парламентов регионального уровня, общим является то, что, по существу, эти парламенты, как и Федеральное Собрание РФ, принадлежат к парламентам с неравным статусом палат. Законопроект может быть внесен только в нижнюю палату, она и принимает закон. Функции верхней палаты состоят в рассмотрении принятых нижней палатой законов, их одобрении или отклонении. Однако любое несогласие верхней палаты с принятым нижней палатой законом нижняя палата вправе преодолеть, приняв закон повторно.  В такой ситуации возможности влияния верхней палаты на содержание принимаемого закона весьма ограничены. Фактически ее роль сводится к одобрению или неодобрению уже готового законодательного решения.

С целью оптимизации взаимодействия палат в процессе принятия федеральных законов Регламент нижней палаты федерального парламента несколько расширил полномочия верхней палаты, установив процедуры согласования с ней законопроектов на этапе их обсуждения Государственной Думой. Регламентом предусмотрено направление в Совет Федерации законопроекта, подготовленного к рассмотрению в первом, а затем во втором чтении. Этим обеспечена возможность верхней палаты вносить текстуальные изменения непосредственно в законопроект.

 

Глава 3. Субъекты законодательного процесса

В Российской Федерации Конституция устанавливает основы законодательного процесса и определяет круг субъектов законодательного процесса.

Информация о работе 3аконодательный процесс в Российской Федерации