Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 19:53, реферат

Краткое описание

Форма государственного устройства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Изучить государство с точки зрения его формы – значит изучить его строение, основные составные части, внутреннюю структуру. При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и на прямую определяет объем и качество прав и свобод граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по политологии.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

 


 


                                 

 

                                      Введение

 

Проблема государства – одна из приоритетных в современной политической  теории. Это обусловлено тем, что государство является главным орудием политической власти в обществе, центральным элементом ее политической системы, средством установления и поддержания общественного порядка.

Однако ни одно государство невозможно  представить без территориально-организационной структуры, которая является формой его устройства.

Форма государственного устройства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Изучить государство с точки зрения его формы – значит изучить его строение, основные составные части, внутреннюю структуру. При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и на прямую определяет объем и качество прав и свобод граждан.

Вовремя и правильно решенные вопросы  государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование, напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.

Итак, в первой части своей работы я бы хотела рассмотреть три основные формы государства: унитарное государство, федерацию, конфедерацию. Во второй – остановиться подробнее на проблемах  федерации, наиболее близкой нам форме государственного устройства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Формы государственного устройства.

Территориальная организация государства – явление многоэлементное, сложное, которое означает определенный порядок устройства, выделение и взаимосвязь отдельных его составных частей. Речь идет о национально-государственном, административно-территориальном устройстве конкретного государства, разделении его на какие-либо экономические или специальные районы.

Форма государственного устройства представляет собой устройство государства,  его внутреннее деление на составные части – административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных его частей.

Формы государственного устройства могут быть различными. В политологии принято выделять такие, как унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация.

 

    1. Унитарное государство.

Унитарное (единое, от лат. «unus» - «один»)  государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

    • это государство с одним высшим органом представительной, исполнительной и судебной власти;
    • на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, кредитная и налоговая политика;
    • составные части унитарного государства (департаменты, провинции, округа, губернии и т. д.)  государственным суверенитетом не обладают;
    • унитарное государство, на территории которого проживают несколько национальностей, допускает автономию;
    • все внешние международные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
    • унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

В число современных унитарных государств входят Англия, Франция, Италия, Венгрия и некоторые другие страны.

Разновидности унитарного государственного устройства в зарубежных странах различают в зависимости от того, как юридически строятся отношения между центральными и региональными органами государства – на началах централизации или децентрализации.

Различают два вида унитарных государств:

    1. формально децентрализованные;
    2. открыто централизованные.

К формально децентрализованным относятся такие унитарные государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся как будто бы на началах децентрализации, хотя фактически и здесь деятельность региональных органов подчинена контролю центральных органов (Великобритания, Новая Зеландия, Япония).

К открыто централизованным относятся такие государства, в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Норвегия, Швеция, Финляндия). Так, например, в Финляндии управление административной единицей возглавляется губернатором, который назначается президентом.

Однако многообразие организаций местного самоуправления не колеблет главного в зарубежной унитарной форме государственного устройства – всевластия органов центральной администрации.

Необходимо также остановиться и на автономии в унитарном государстве.

По своему правовому положению автономное образование отличается от простой единицы административно-территориального  деления, но в то же время не признается государственным образованием. Ограничение самостоятельности автономного образования выражается в том, что: во-первых, его статус (акт, служащий правовой основой деятельности автономных органов) обязательно устанавливается или, по крайней мере, утверждается общегосударственным законом; во-вторых, региональные законы могут быть отменены центральными органами, если они противоречат общегосударственным интересам; в-третьих, автономные органы осуществляют свою деятельность под надзором центральных органов, которые, как правило, назначают для этого своего специального представителя (губернатора, комиссара и т. д.)

Чаще всего статус автономии предоставляется не всем, а только отдельным частям унитарного государства, которые отличаются от других по своему национальному составу и географическому положению. Так, в Финляндии – это Аландские острова, населенные шведами.

Достоинство унитарного государства состоит в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.

 

    1. Федеративное государство

Федеративным государствам в современном мире принадлежит особая роль, что вызывает оправданный к ним интерес. В их числе такие мощные в политическом и экономическом отношении государства, как США, Канада, ФРГ и Австралия, государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и среднем уровнем развития капитализма (Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия), развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, ОАЭ).

Федерация  (от лат. «fedus» - «союз») – это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач.

В состав современных федераций входит различное число субъектов: в РФ – 89, США – 50, ФРГ – 16 и т. д.

Федеративная форма воплощается в сложных государствах, состоящих из государственных образований (республик, областей, штатов, кантонов, провинций, земель) со своими законодательными, исполнительными и судебными органами.

Основные признаки федеративного государства:

    • территория государства состоит из территорий тех государственных образований, которые входят в состав федерации. В некоторых странах имеются федеральные территории (в США – федеральный округ Колумбия с г. Вашингтоном) или земли, не считающиеся субъектами федерации (союзные территории в Индии);
    • в большинстве стран субъекты федерации (кроме Индии, Пакистана, Нигерии) имеют свои собственные конституции;
    • государственная власть осуществляется как органами федерации, так и органами её субъектов. Однако за субъектами отрицается право свободного выхода из федерации, а также право на внешнеполитическое представительство. Тем самым даже с формальной точки зрения они не могут быть призваны суверенными государствами;
    • в большинстве федеративных государств закрепляется двойное гражданство: гражданство федерации и гражданство субъектов федерации. Некоторые федеративные государства (Индия, Малайзия, Нигерия) признают только гражданство федерации. Федеральный парламент по структуре двухпалатный, одна из его палат (Федеральное Собрание – РФ, Сенат – США, Бразилия, Совет кантонов – Швейцария и т. д.) является органом представительства субъектов федерации;
    • компетенция, или совокупность законодательно зафиксированных полномочий в различных сферах государственной деятельности в федерациях подразделяется на следующие основные виды:
      1. исключительная компетенция союза;
      2. исключительная компетенция субъектов федерации;
      3. совместная (или конкурирующая) компетенция союза и его членов;
      4. остаточная компетенция, т. е. полномочия по вопросам, не относящимся к указанным выше трем компетенциям и не нашедшим отражения в конституции.

В каждой федерации предметное размежевание компетенции между союзом и его членами имеет свои особенности. Общим, однако, является то, что к компетенции федерации повсеместно отнесены все важнейшие вопросы государственной жизни: оборона страны, руководство вооруженными силами, внешние сношения, денежное обращение, сбор важнейших налогов и пошлин, организация федеральных государственных органов, разрешение споров между союзом и его членами или между отдельными членами.

В компетенцию субъектов федерации входят обычно вопросы организации местного управления, охраны общественного порядка, культуры и образования и др. По-разному решается вопрос о гражданском и уголовном законодательстве: если в США штаты имеют свои собственные гражданские и уголовные кодексы, то в ФРГ, Австрии и Швейцарии действуют единые общефедеральные гражданские и уголовные кодексы.

Таким образом, федерация является более сложной формой государственного устройства, нежели унитарное государство.

 

    1. Конфедерация

Одной из важнейших, хотя и менее распространенных по сравнению с другими формами государственного устройства, является конфедерация.

Конфедерация  (от лат. «confederation» - «сообщество») – это постоянный юридический союз суверенных государств, созданный для защиты их общих интересов.

Для конфедеративной формы государственного устройства характерны следующие черты:

    • конфедерация образуется на основе соответствующих договоров;
    • субъекты конфедерации имеют право свободного выхода. В отличие от федерации, где попытка выхода рассматривается как мятеж, выход из состава конфедерации означает только расторжение договорной связи с союзом;
    • суверенитет в конфедерации принадлежит государствам, входящим к её состав. Никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия субъектов конфедерации;
    • в предметы ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов: вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, общей системы коммуникации, разрешения споров между субъектами конфедерации. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, входящих в состав конфедерации;
    • в конфедерациях образуются только те государственные органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам. В частности, нет судебных органов. Ограничен круг органов исполнительной власти;
    • парламент конфедерации формируется представительными органами её субъектов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям;
    • постоянно действующие государственные органы конфедерации лишены властных полномочий. Как правило, акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия: они адресованы не гражданам, а органам власти субъектов конфедерации;
    • субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, т. е. отказа в признании либо отказ в применении актов союзной власти;
    • бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов её субъектов;
    • субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг, капиталов;
    • воинские формирования набираются субъектами конфедерации;
    • в конфедерациях нет союзного гражданства.

Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории. Конфедерациями были Австро-Венгрия до 1918 года, Швеция и Норвегия до 1905 года, Швейцария до 1848 года (хотя термин «конфедерация» и употребляется в настоящий момент в наименовании швейцарского государства, но это не меняет природы его федеративного устройства). Попытки создания конфедерации предпринимались в различных регионах мира и в 20 столетии. Одной из них была Сенегамбия, объединившая в 1982 году два государства – Гамбию и Сенегал – в конфедеративный союз. Но через несколько лет она распалась.

Опыт истории конфедерации свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства. Совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое для её сохранения.

Однако ни одна из выше перечисленных форм государственного устройства не идеальна. Каждая из них сталкивается на практике с большим количеством проблем. Остановимся подробнее на проблемах Российской Федерации, наиболее близких нам.

 

 

 

       

 

 

 

Глава 2.  Проблемы российской федерации.

Разрушение СССР, отказ от прежней политической и социально-экономической системы породили  множество противоречивых проблем в вопросах государственного устройства.

Принятие новой Конституции Российской Федерации, закрепившей ее федеративное государственное устройство, не прекратило дискуссии по проблемам российского федерализма. Некоторые вопросы федеративных отношений приобретают еще большую остроту. К их числу относятся, прежде всего,  проблема суверенитета,  проблема разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами, проблема национальной или территориальной модели  устройства, равенства субъектов Федерации, проблема местного самоуправления.

 

2.1. Проблема суверенитета.

Согласно Конституции, Российская Федерация - это суверенное государство, обладающее всей полнотой власти на своей территории, и вопрос о суверенитете во всех федеративных государствах, о его субъектах решен одинаково: федерация суверенна, а её субъекты - нет.

Субъекты Российской Федерации обладают самостоятельностью только при решении вопросов своего предмета ведения. Термин суверенитет означает полную независимость, как во внутренних делах, так и во внешних отношениях, и субъекты Российской Федерации должны принимать только те правовые акты, которые не содержат норм, противоречащих Конституции и федеральному законодательству. Если бы республики в составе Российской Федерации действительно стали суверенными государствами, то это означало бы потерю суверенитета самой Федерации и превращение ее в конфедеративный союз.

Информация о работе Формы государственного устройства