Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 11:47, контрольная работа

Краткое описание

Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.
Унитарное государство - это целостное централизованное государство, административно - территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция. Органы административно - территориальных единиц находятся в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении - центра и местных представительных органов

Содержание

Вопрос 1…………………………………………………………….………………...2
Вопрос 2………………………………………………………………………………5
Вопрос 3…………………………………………………………………………..…11
Вопрос 4……………………………………………………………………….…….14
Список использованной литературы……………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)
 

Содержание  работы 
 

Вопрос 1…………………………………………………………….………………...2 

Вопрос 2………………………………………………………………………………5 

Вопрос 3…………………………………………………………………………..…11 

Вопрос 4……………………………………………………………………….…….14 

Список  использованной литературы……………………………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 1. 

    Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

    Унитарное государство - это целостное централизованное государство, административно - территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция. Органы административно - территориальных единиц находятся в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении - центра и местных представительных органов1.

    Существует 2 разновидности унитарных государств:

    1. Децентрализованные (такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децетрализации. Пример: Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия.)

    2. Централизованные (относятся государства,  в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра. Пример: Нидерланды, Казахстан, Узбекистан.)

    Федеративное  государство (федерация) - сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. Входящие в состав федерации государственные образования. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы. Способы разграничения полномочий, применяемые в различных федерациях различные, наиболее распространенные:

    1.Конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов (США, Канада, Бразилия, Мексика и др.);

    2. Кроме вышесказанного конституции предусматривают сферу действия совместной компетенции федераций и ее субъектов (ФРГ, Индия и др.)

    В зависимости от роли национального  фактора в определении структуры федерации различаются:

    1.На территориальной основе (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Бразилия, Мексика).

    2.На национальной основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан).

    3.На смешанной национально - территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада).   В ТГП также иногда проводится различие между конституционными федерациями (США, Канада, Бразилия), конституционно-договорными (РФ) и договорными (Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты).

    Составные части федерации могут быть симметричными (состоят из однопорядковых составных частей, например, США - 52 штата) и ассиметричными (состоят из различных составных частей, например, России: 21 республика ,6 краев, 49 областей, 2 города, 1 автономная область и 10 автономных округов, всего 89 субъектов).

    3. Конфедерация (от латинского confoederatio – «сообщество») представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Например, страны Европейского союза прежде всего преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества.

    Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов.

    Конфедерация  в основном носит временный характер. История знает несколько примеров конфедерации. Например, союз Севера с Югом после гражданской войны в США с 1776 г. по 1787 г., союз кантонов в Швейцарии в 1815 - 1848 гг. На сегодняшний день конфедераций так таковых не существуют, но есть союзы, обладающие определенными признаками конфедерации (Европейский союз).

    В современной юридической литературе выделяют и содружество как форму  объединения государств (СНГ). Содружество  так же, как и конфедерация, создается  для достижения определенных целей.

    Истории известна также такая форма государственного устройства, как империя - сложное государство, созданное насильственным путем в результате завоеваний и присоединения отдельных территорий. Империи существовали с глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала XX в. (Великобритания, дореволюционная Россия). Однако единого государственно-правового статуса у составных частей империй никогда не было.

    Конституция Российской Федерации 1993 года в главе 1 «Основы конституционного строя» закрепляет основные признаки государственного устройства Российской Федерации. Статья 1 устанавливает, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это значит, что Россия по форме государственного устройства - федерация, которая состоит из субъектов федерации2.

    Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.

    Россия  знает две формы государственного устройства - унитарную и федеративную, причем унитарная Россия со своим своеобразием существовала с момента образования государства (862 год) до 1 сентября 1917 года (Временное правительство провозгласило Россию республикой).

    Главной особенностью государствообразования России является то, что на протяжении более десяти столетий она формировалась как унитарное государство. На всем протяжении этого периода с разной степенью интенсивности развивались процессы децентрализации (входящие в состав России народы приобретали возможность своего самоуправления при усилении самодержавного начала в государственном управлении). В итоге Россия к началу революционных потрясений 1917 года накопила богатейший опыт децентрализованного государственного управления, при котором в определенной степени гармонично учитывались исторические, национальные, экономические, культурные и другие особенности различных территорий. И происходило это в условиях унитарного государства. На сегодняшний день Россия является федеративным государством.  

Вопрос 2.  

    Если  исходить из общераспространенного  значения термина «источник», то в сфере права под ним следует понимать силу, создающую право: власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

    Наряду с этим источником права следует признать форму выражения государственной власти, форма в которой содержится правовое решение государства.

    Выделяют  следующие источники права: правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных  органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты.

    Важным  источником римского права были деловые  обыкновения, представляющие собой  правила, вырабатывавшиеся повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для  романо-германской правовой семьи характерным  источником права считалась и считается правовая доктрина.

    В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран - священная книга ислама, Сунна, или традиции, связанные с посланцем Бога, иджма, или «единое соглашение мусульманского общества» и кияс, или суждение по аналогии.

    Формы (источники) права варьируются в зависимости от особенностей правовых систем. Например, Великобритания - 3 основных источника права: статутное право, возникающее в результате законодательной деятельности парламента; делегированное законодательство, исходящее от всех 3 государственных органов, которым частично делегируется законодательная власть со стороны парламента,  обычное право, которое появляется в результате правотворческой деятельности различных судебных инстанций.

    Австралия имеет 4 основных источника права: обычное право, статутное право, делегированное законодательство и обычай.

    Япония: Конституция (Мейджи), акты Парламента, Правительственные указы, ордонансы (принимаются местными представительными органами, имеющие  право на установление санкций за их нарушение в виде тюремного заключения или штрафа); правила процедуры судопроизводства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления  судебными делами; правовой обычай и юридические прецеденты.

    Все источники могут быть классифицированы на 2 группы:

    1.Нормативно-правовые акты - выражение в письменной форме решения компетентных государственных органов, содержащие общеобязательные юридические нормы. В числе нормативно-правовых актов можно выделить:

    Законы (специфические особенности): 1. Принимается только высшими органами государственной власти. 2. Обладает высшей юридической силой. 3. Должен отражать волю и интересы всего общества и народа. 4. Издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. 5. Принимаются, изменяются и дополняются в особом законодательном порядке, декреты, указы, постановления правительства, приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.

    Особенности нормативно-правового акта: 1. Дифференцирован. 2. Иерархизирован - нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить. 3. Конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

    Преимущества: 1. Может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет быстро отреагировать на социальные процессы. 2. Систематизирован, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа. 3. Позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм. 4. Поддерживаются государством, им охраняются.

    Иные источники права ненормативного характера (правовой обычай, судебные прецеденты и решения):

    1. Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе, в результате его многократного и длительного применения. По мнению Г.Ф. Шершеневича, правовой обычай должен отвечать следующим требованиям: 1. Содержать в себе нормы, которые основываются на правовом убеждении и проявляются в более или менее частом применении. 2. Не противоречить разумности. 3. Не нарушать добрых нравов. 4. Не иметь в своем основании заблуждения.

    Судебный  прецедент – это решение судебных органов по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных  дел. Существует 2 вида прецедентов: судебный и административный.

    Огромное  количество принимаемых нормативных  правовых актов (в том числе и  законов) создает иллюзию правового  регулирования общественных отношений. Приходится констатировать, что многие нормы законов остаются бездействующими. Процесс реализации закона начинается не с момента принятия закона, а именно с действия закона. Только реально действующий закон может служить базой любой хозяйственной и административной деятельности.

Информация о работе Формы государственного устройства