Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Содержание

Вступление. Срт.3
2 Формы государства. Стр.4
а) Формы правления. Стр.5
б) Форма государственного режима. Стр.6
3 Государственная власть в РФ. Стр.7
а) Президент. Стр.8
б) Законодательная власть. Стр.11
в) Исполнительная власть. Стр.11
г) Судебная власть. Стр.12
4 Заключение. (Государственная Дума РФ). Стр.15

Вложенные файлы: 1 файл

ref.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)


План работы:

1 Вступление. Срт.3

2 Формы государства. Стр.4

  а) Формы правления. Стр.5

  б) Форма государственного  режима. Стр.6

3 Государственная власть в РФ. Стр.7

а) Президент. Стр.8

б) Законодательная власть. Стр.11

в) Исполнительная власть. Стр.11

г) Судебная власть. Стр.12

4 Заключение. (Государственная Дума  РФ). Стр.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сейчас завершается  важный  этап  преобразования России в демократическое  государство.  На основе Конституции  формируется демократическая система  власти» - Б.Н.Ельцин.

 Реальные демократические преобразования  в праве  начались  со  второй  половины 80-х годов в годы перестройки,  особенно после поражения августовского  (1991г.) путча.  Получил общее признание  принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения,  стали  развиваться  демократическое (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена  на  утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы,  независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина,  исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита  прав  и свобод,  чести и достоинства человека – главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового  государства  предполагает  создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,  равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма государства:

       Типология государств  тесно связана с понятием формы  государства. Особенности каждого  конкретного типа государства  устанавливаются на основе анализа  его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

      Четкого соотношения между типом  и формой государства нет. С  одной стороны в пределах государства  одного и того же типа могут  встречаться различные формы  организации и деятельности государственной  власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.  Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

      Серьезное  влияние на форму государства  оказывает культурный уровень  народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер  взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

       Форма  государства -  сложное общественное  явление, которое включает  в   себя  три  взаимосвязанных  элемента: форму правления, форму  государственного устройства и  форму государственного режима.

       В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления 

       Форма правления представляет  собой структуру высших органов  государственной власти, порядок  их образование и распределение  компетенции между ними.

        Форма  государственного правления дает  возможность уяснить:

-    как создаются  высшие органы государства и  какого их строение;

-    как строятся  взаимоотношения между высшими  и другими государственными органами;

-    как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

  -    в какой  мере организация высших органов  государства позволяет обеспечивать  права и свободы гражданина.

   По указанным признакам  формы государственного правления  подразделяются на:

-   монархические (единоличные,  наследственные)

-   республиканские  (коллегиальные, выборные)

Форма государственного устройства

     Форма государственного  устройства  -  это национальное  и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

      В отличии  от форм правления организация  государства рассматривается с  точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

      Форма государственного  устройства показывает:

-   из каких частей  состоит внутренняя структура  государства;

-   какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

-   как строятся  отношения между центральными  и местными государственными  органами;

-   в какой государственной  форме выражаются интересы каждой  нации, проживающей на этой  территории.

      По форме  государственного устройства все  государства можно подразделить  на три основные группы:

  • унитарное;
  • федеративное;
  • конфедеративное.

     Формы государственного режима

     Формы государственного  режима  -  представляют собой   совокупность способов и методов осуществления власти государством.

       Государственный режим - важнейшая  составная часть политического  режима, существующего в обществе. Политический режим  -  понятие  более широкое, поскольку оно  включает в себя не только  методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

      Государственные  режимы могут быть демократическими  и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма  -  и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства  -  и тоталитаризм, и правовая демократия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Государственная  власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Конституция РФ ст.10

 

 Принцип разделения властей  становится одним из эпицентров  решения вопроса о демократическом  обустройстве общества Российского  государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация — одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.

  Идеальных демократических форм  государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

Органы государственной  власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека — обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации  власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации носителем  законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство  РФ. Правосудие осуществляют суды, а  судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.

 

 

ПРЕЗИДЕНТ. Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все  ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Президент Российской Федерации участвует  в осуществлении верховного представительства  страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может  занимать должность президента два срока подряд.

В сфере взаимодействия с парламентом  Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия. Он назначает выборы в  Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для  ограничения Президентского влияния на  Правительство введен ряд запретов.

Прежде  всего Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.

Так, если государственная  дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседания не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может не согласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечению трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход — отставка Правительства.

Механизм, заложенный в Конституции  Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной  и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент — арбитр в споре между властями — может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

Полномочия Президента. Президент  Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней  политики государства, он является Верховным  Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

В России не предусмотрена парламентская  ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может  заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. Надо сказать, что нынешнему президенту пытались выдвинуть импичмент, но эта попытки только показали, что это практически невозможно.

Информация о работе Формы государства