Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 02:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Целью данного исследования является раскрытие понятия формы государства посредством раскрытия понятий формы правления, формы устройства государства и политического режима с позиции разных авторов-теоретиков.
Задачи исследования. Для преодоления вышеназванной цели необходимо преодолеть ниженазванные задачи исследования, т.к. задачи исследования – промежуточный этап работы, а цель – конечный результат. Задачи данного исследования следующие:
Определить понятия и виды формы правления, формы устройства политического режима;
Установить на каких основаниях форма правления, форма устройства государства и политический режим является составной частью формы государства.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП Форма государства.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                         2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность темы исследования. Проблема форы государства оставалась актуальной на протяжении многих столетий, как в зарубежной литературе, так и в отечественной. Но причины актуальности, естественно, всегда были разными. В “пореформенной” России и в ряде зарубежных стран этого периода проблема формы государства осталась актуальной в силу, как объективных причин, так и субъективных факторов. Среди объективных причин можно назвать естественное развитие форм государства вместе с самим государством. Среди субъективных факторов необходимо указать преднамеренное разрушение СССР заинтересованными внутренними и внешними силами, раскол и разрушение Югославии с помощью “гуманитарных” бомбардировок НАТО. Кроме отмеченных факторов об актуальности проблемы формы государства свидетельствуют и другие весьма многочисленные примеры возникновения проблем функционирования форм государства как в бывших социалистических, временно не стабильных (“неблагополучных”) странах, так и в высокоразвитых в промышленном отношении капиталистических (временно стабильных “ благополучных”) странах.

     Степень теоретической разработанности. В отечественной и зарубежной литературе проблемы, касающиеся форм государства, традиционно занимали значительное место и привлекали к себе особое внимание исследователей. Констатируя данное обстоятельство, Г. Еллинек не без обоснований писал, что “определение форм государств, родов государства является одной из старейших проблем государствоведения”.   Учение о формах государства играет уже “весьма значительную роль у Платона и Аристотеля, и, по всей вероятности, зачатки его относятся еще к более древней эпохе”1.

     За всю  историю развития государства  и права были выдвинуты десятки,  если не сотни различных теорий о форме государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Древнем Риме философы и юристы высказывали самые различные, порой весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует под формой государства, какие формы государства существуют, чем они различаются.

     Объект исследования. Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях, оно действует. Изучить же государство с точки зрения его формы – значит, в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

     Предмет исследования. Предметом данного исследования является анализ трудов, посвященных исследованиям по проблеме формы государства, в частности проблемам формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Проблема формы государства анализировалось посредством трудов таких теоретиков-историков как Л. Гумплович “Общее учение о государстве”, Г. Еллинек “Общее учение о государстве”, сочинений таких ученых как И. А. Ильин, М. Х. Гукежиоков. Проблемы форм правления исследовались посредством изданий таких теоретиков как Н. М. Коркунов “Лекции по общей теории права”, Ф. Кистяковский “Лекции по общему государственному праву”; диссертации Л. Б. Лукьяновой “Становление президентуры Российской Федерации: историко-теоретическое исследование”. Формы государственного устройства и проблемы, связанные с этим понятием, были исследованы посредством статьи В. Е. Сичкина “Модели современного федерализма: сравнительный анализ” публикации В. Н. Лысенко “Основные черты и тенденции развития федеративных отношений в России на современном этапе” и многих других. Проблема политического режима была изучена на основе диссертации С. А. Киреевой “Политический режим как элемент формы государства (теоретико-правовое исследование)”, труда М. Ориу “Основы публичного права” и др. Многие из вышеперечисленных предметов исследования являются универсальными, т.е. использованные при исследование каждой проблемы в отдельности.

     Цель исследования. Целью данного исследования является раскрытие понятия формы государства посредством раскрытия понятий формы правления, формы устройства государства и политического режима с позиции разных авторов-теоретиков.

     Задачи исследования. Для преодоления вышеназванной цели необходимо преодолеть ниженазванные задачи исследования, т.к. задачи исследования – промежуточный этап работы, а цель – конечный результат. Задачи данного исследования следующие:

  • Определить понятия и виды формы правления, формы устройства политического режима;
  • Установить на каких основаниях форма правления, форма устройства государства и политический режим является составной частью формы государства.

Методология. В данном исследовании использовались следующие методы познания:

  • формально-логический;
  • историко-правовой;
  • сравнительно-правовой;
  • метод системного анализа.

 

    

 

  1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА, ЕЕ СТРУКТУРА

 

 

Государство представляет собой систему власти в политически  организованном, демократическом обществе. Смысл такой организации – обеспечить нормальное, естественное развитие общества на основе экономических и духовных факторов. В соответствии с этим политическая власть должна быть цивилизованной. Должно быть обеспечено такое функционирование государства, когда бы оно, в полной мере сохраняя качества сильной дееспособной власти, не приводило к авторитарным и тоталитарным порядкам, раскрывался бы позитивный потенциал демократии, происходило нормальное развитие общества.

С этой точки зрения феномен  государства должен рассматриваться как прогрессивное явление цивилизации и культуры.

Государство – продукт  истории, выстраданной человечеством, ее опыта, проб и ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства  все более и более раскрывался. Отсюда в условиях демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов – единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества2.

Форма государства –  это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность3.

Традиционно считается, что под формой государства следует  понимать организацию политической власти в государстве, взятую в единстве трех ее основных элементов – формы правления, формы государственного устройства и политического режима. При этом под формой правления имеется ввиду организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями органов государства между собой и населением.

 Под формой государственного  устройства подразумевается административно-территориальная  организация государственного аппарата, соотношение территориальных частей  государства и их органов с  государством в целом. Под политическим  режимом понимается конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в государстве, или совокупность способов и методов осуществления диктатуры политических сил, стоящих у власти. Высказано также предложение добавить к указанным элементам четвертый – «политическую динамику», отражающий изменения в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Форму государства как  объективную реальность и как  понятие следует рассматривать с различных сторон, характеризующих в целом ее свойства:

  • форму правления, структурно отражающую способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования;
  • форму государственного устройства (государственного единства) – совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой;
  • политический режим (государственный режим) – совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе4.

Рассматривая формы  государства, необходимо учитывать  их динамическую изменчивость, чуткую реакцию на перемены, происходящие в социально-экономической и политической структуре общества.

 

 

II. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, МОНАРХИЯ, РЕСПУБЛИКА. ИХ ВИДЫ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ

 

     

 Форма  правления  -  организация  верховной   государственной  власти  и   порядок  ее  образования.  Характер  формы  правления,  в конечном  счете, зависит от  типа  общества.  В обществах,  не  связанных экономическими  узами обмена  и вынужденных   объединяться  посредством централизованной  государственной власти,  естественной  формой  правления представляется  монархия.  Там,  где  форма  правления  не  сопряжена  с  иерархической  системой  феодальной  собственности  на  землю  и  ее  верховным  собственником  в  лице  самого  монарха,  она  принимает  вид  деспотии.  Для  обществ, основанных  на  обменных  отношениях  между  свободными,  политически  равными  субъектами - собственниками,  характерна  республиканская  форма  правления.

       Форма   правления  обусловливается   также  конкретной  расстановкой  социально - политических сил   и  результатами  борьбы  между  ними              ( действие  этого фактора особенно  ярко  проявляется в революционные периоды,  доказательством чего  может быть  падение монархических режимов   в результате  Великой французской революции 1789 г.  или Февральской революции  1917 г. в России);  историческими  особенностями  отдельных  стран  (  вне  исторического  контекста  невозможно  объяснить  существование  в  современной  Великобритании  парламентской  монархии);  особенностями  культуры  народа,  аккумулирующей  исторический  и  политический  опыт,  обычаи  и  навыки  жизни  в  условиях  того  или  иного  государства  (например,  трудности,  которые  встречает,  на  своем пути  становление демократической формы правления в России  во  многом  могут,  быть  объяснены  спецификой  ее  общей  и  политической  культуры);  влиянием  в  стране  политических  процессов,  в  том  числе  военных  (смена  форм  правления  в  ряде  восточно-европейских  стран в результате.  Второй  мировой  войны  имело  своей  предпосылкой  присутствие  в  этом  регионе  Красной  армии).

       Политический  режим,  будучи  самообусловлен  теми  же  социальными  факторами,  влияет  на  форму  правления   более  опосредствованно,  определяет  те  ее  меняющиеся  черты,  которые   связаны  с  исторически  конкретными  политическими  ситуациями  в  государстве.

       Это   объясняет, почему   невозможен  прямой  перенос  политической  формы,  исторически  возникшей   в  одной  стране,  в   другие  страны,  хотя  вполне  возможно  использование  мирового  и частного  опыта отдельных народов с его последующей адаптацией  к конкретно - историческим  условиям  того  или иного государства.

       Теория  государства,  фиксируя  в  его   истории  реально  возникавшие   формы  правления,  выработала  несколько  их  классификаций.  Наиболее  распространенная  из  них  -   это   деление  форм  государства  по  числу  правящих  лиц.   Если  власть  принадлежит  одному  -  монархия,  если  многим  -  аристократия,  если  всем  -  демократия,  или  республика.  Существование  такой  классификации  отмечено  еще  Геродотом  в  его  повествовании  о  споре  между  Отаном,  Мегабизом  и  Дарием  о  том,  какую  форму  правления  следует  установить  в  Персии  после  убийства  Лже-Смердиса.  Также  и  критика  этого  деления  имеет  достаточно  давнюю  историю,  восходя  к  Платону  и  Аристотелю.  Первый  из  них  различал  формы  правления  в  зависимости  от  преобладания  в  государстве  трех  добродетелей:  мудрости,  мужества  и  умеренности,  второй  -  в  зависимости  от  соотношения  правильных  или  искаженных  видов  правления,   объявляя  правильными  те,  в  которых  личный  интерес  правителей,  кто  бы  они  ни  были,  подчинен  общему  интересу  государства,  и,  наоборот,   искаженными - те,  в  которых  преобладает  личный  интерес5.

       Существовали  и  другие  классификации.  Монтескье,  например,  обращал  внимание  на  различные  принципы - силы,  которые,  по  его  мнению,  движут  государственную  жизнь.  Он  полагал,  что  добродетель  воплощается  в  демократии  (республике),  умеренность  -  в  аристократии,  честь  -  в  монархии,  страх  -  в  деспотии.

       Как   бы  то  ни  было,  зафиксированное   Геродотом  деление  форм  правления  дошло  до  наших   дней.  Фишеровский  словарь  права  называет  его  классическим.  Правда  среднее  звено  геродотовской  триады  -  аристократическая  форма -  было  утрачено  в  ходе  развития  государственности,  а  стало  быть,  и   в  отражающей  это  развитие  теории.  В  результате  сегодня  идет  речь  о  различении  монархии  и  республики,  хотя  отдельные  элементы  аристократической  формы  правления  существуют  и  до  сих  пор  (например,  палата  лордов  в  английском  парламенте).

Информация о работе Форма государства