Абсолютизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:31, реферат

Краткое описание

В истории России есть отрезок времени, который должен заслуживать большего внимания, если мы говорим об абсолютизме. Так как, во второй половине XVII – первой четверти XVIII вв. – это период поднятия классовой борьбы, кризиса господствующей формы религиозной идеологии, острой борьбы за власть в верхах и, наконец, утверждения абсолютизма.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
1. Отмирание сословно-представительных учреждений и вызревание предпосылок абсолютизма......................................................................................4-7
2. Формирование мощного бюрократического аппарата и регламентирование всех проявлений общественной жизни..............................8-11
3. Публично-правовые принципы абсолютизма.......................................12-13
Заключение.........................................................................................................14
Список используемой литературы................................................................15

Вложенные файлы: 1 файл

абсолютизм.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Губернии в  1719  г.  были  разделены  на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем.  Провинции, в свою очередь, делились на уезды с воеводой и уездной  канцелярией.  Некоторое  время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров.  Его функции ограничивались сбором подушной  подати,  наблюдением за выполнением казенных повинностей,  задержанием беглых крестьян.  Подчинялся  земский  комиссар  провинциальной канцелярии.  В  1713  г.  местному  дворянству было предоставлено выбирать по  8-12  ландратов  (советников  от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в  них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали  проявления  недовольства  и  антифеодальные выступления. Роспись чинов 24 января 1722 г.,  табель  о  рангах, вводила новую классификацию служащего люда.  Все новые учрежденные должности - все с иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда:  воинский, статский и придворный,  с  разделением  каждого  на 14 рангов,  или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества,  ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к табели,  с ударением пояснено,  что знатность рода сама по себе,  без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут. Таким образом,  сложилась единая для всей страны  административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Во второй  половине  XVII  в.  общая тенденция развития государственной системы России заключалась в переходе от  самодержавия  с  Боярской  думой  и  боярской  аристократией,  от сословно-представительной монархии к «чиновничье-дворянской монархии», к  абсолютизму.  Абсолютизм  - это форма правления,  при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно  принадлежит монарху; он «издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением". В XVII в. изменился титул русских царей,  в котором появился термин «самодержец». В заключение данной части работы отмечу, что общий процесс  регламентации всех  областей  жизни и управления страной неограниченной властью монарха встретил протест со  стороны  русской православной церкви.  Она являлась крупнейшей феодальной организацией, владевшей несметными богатствами, тысячами крепостных  крестьян и огромными земельными угодиями.  Церковь с успехом отбивала попытки государственной власти  поставить под свой  контроль ее владения.  Но Петру удалось частично подчинить церковь государственной власти.

 

3. Публично-правовые  принципы абсолютизма.

«Переход к абсолютизму  знаменовался широким развитием  законодательства. При этом авторами законов часто были сами монархи. Особенно много внимания уделяли  законотворчеству Петр I и Екатерина II. Говорил даже о легисломании Екатерины II, то есть страсти к изданию законов».10

Петровское законодательство отличалось от предыдущего законодательства меньшей казуистичностью, более  высоким уровнем обобщения и  более четкой схемой и последовательностью.

Публично-правовые принципы абсолютизма – это основные начала абсолютизма, основы государственного строя. Переход к абсолютизму, как уже отмечалось выше, означал, прежде всего, отмирание сословно-представительных органов. Земские соборы уходят в прошлое. В начале своей реформаторской деятельности Петр I окончательно упраздняет Боярскую Думу. Но переход к абсолютизму не сводился лишь к освобождению царя от каких-либо сдерживающих сил. Переход к абсолютизму, его расцвет означали перестройку государственного аппарата. В связи с этим необходимо рассмотреть правовое положение императора как главы государства.

Один из принципов  абсолютизма – расширение полномочий императора. Императоры обладали более  широкими полномочиями, чем цари периода  сословно-представительной монархии. В законодательной области только императору принадлежало право издания законов. Он обладал высшей административной властью в стране и ему подчинялись все органы государственного управления. Император также был главой судебной власти. Все приговоры и решения судов выносились от его имени. Ему принадлежала высшая церковная власть, которую он осуществлял, через специально созданное учреждение – Синод. Должность главы русской православной церкви – патриарха была упразднена.

Петр I внес изменения в порядок наследования императорского престола. До него царский престол переходил от отца к сыну. В  XVII в., если не было законного наследника, то царя мог избрать Земский собор. Однако Петр считал такой порядок не соответствующим идее неограниченной монархии и полагал, что если наследник не достоин престола, император может назначить своим преемником другое лицо по своему усмотрению. Петр воплотил эту идею в «Уставе о наследовании престола». Поводом к изданию Устава было сопротивление царевича Алексея реформаторской деятельности Петра.

Итак, абсолютизм базировался, во-первых, на неограниченной власти монарха, а, во-вторых, коренным преобразованием  в абсолютистской традиции стал «Устав о наследовании престола».

 

 

Заключение

Итак, с середины XVII в. сословно-представительная монархия перерастает в абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую стадию. В эпоху позднего феодализма классовое деление общества оформляется как сословное. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма. Форма правления при абсолютизме остается прежняя – монархия, но содержание и внешние атрибуты ее меняются. Власть монарха становиться неограниченной, провозглашение его императором подчеркивает могущество как во внешней, так и во внутренних сферах.

Переход к абсолютизму характеризуется и заметными изменениями в государственном механизме. Отмирают и упраздняются сословно-представительные органы, создается сложная, разветвленная, дорогостоящая система органов, наполненных чиновниками-дворянами.

В период становления и упрочнения абсолютизма происходит существенное развитие права. Издаются многие крупные законы, производиться работа по систематизации законодательства. Хотя нового общего уложения подготовлено не было, впервые в истории русского права создаются кодексы – военно-уголовный, процессуальный.

Но говоря о становлении  абсолютизма в России, нельзя не заметить одну особенность: если в Европе упрочнение позиций абсолютной монархии вело к освобождению крестьянства от гнета, то в России наблюдались обратные процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. – М.,1988. - 214с.

2. История государства и права СССР (под ред. О.И. Чистякова, И.Д. Мартысевича). – Часть 1. – М.,1985. - 296с.

3. История отечественного государства и права (под ред. О.И. Чистякова). – Часть 1. М.,1996. - 250с.

4. Ключевский В.О. Собрание сочинений. – Том 3. – М.,1993. - 478с.

5. Платонов С.Ф. Лекций по русской истории. – М.,1996. - 582с.

6. Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства в XVI-XVII вв. – М.,1972. - 310с.

1 История государства и права СССР (под ред. О.И. Чистякова, И.Д. Мартысевича). – Часть 1. – М.,1985. – с. 95.

2 Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства в XV-XVII вв. – М.,1978. – с. 89.

3 Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. – М.,1988. – с. 71.

4 Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства в XVI-XVII вв. – М.,1972. – с. 91.

5 История государства и права СССР (под ред. О.И. Чистякова, И.Д. Мартысевича). – Часть 1. – М.,1985. – с. 100.

6 История отечественного государства и права (под ред. О.И. Чистякова). – М.,1996. – Часть 1. – с. 211.

7 Ключевский В.О. Собрание сочинений. – Том 3. – М.,1993. – с. 230.

8 Ключевский В.О. Собрание сочинений. – Том 3. – М.,1993. – с. 235.

9 Платонов С.Ф, Лекции по русской истории. – М.,1996. – с. 349.

10 История отечественного государства и права (под ред. О.И. Чистякова). – Часть 1. – М.,1996. – с. 228.


Информация о работе Абсолютизм