Анализ процесса управления Благовещенской таможни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление и обоснование основных направлений совершенствования управления персоналом таможенной службы России.
Объектом исследования является деятельность Благовещенской таможни по управлению кадрами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ: ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ АСПЕКТЫ 7
1.1 Процесс управления. Структура, понятие и функции 7
1.2 Процесс управления в системе таможенных органов 11
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОВЕЩЕНСКОЙ
ТАМОЖНИ 19
2.1 Общая характеристика Благовещенской таможни 19
2.2 Кадровая обеспеченность Благовещенской таможни 21
2.3 Диагностика проблем в организации процесса управления 26
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Вложенные файлы: 1 файл

Markelova_Kursovaya.docx

— 385.33 Кб (Скачать файл)

Без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации или предприятия, поэтому изучению и анализу функций управления нужно уделять достаточное внимание.

1.2    Процесс управления в системе таможенных органов

Современное таможенное дело – это сложная динамическая система, управление которой можно определить как непрерывный целенаправленный социально-экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов. Как совокупность способов гармонизации всего процесса таможенной деятельности они являются взаимосвязанной системой, правильное сочетание элементов которой определяет эффективность внешнеэкономической деятельности РФ. Статья 3 Федерального закона РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года (далее – ФЗ РФ N 311) определяет, что «общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации». Термин «общее руководство» конкретно в таможенном деле включает в себя выбор стратегии и тактики осуществления таможенного дела, определение его основных направлений, конкретных составных частей, координацию и контроль их развития, акцентирование внимания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельности, имеющих значение для экономического Суверенитета и экономической безопасности России.

Таможенные органы имеют четырехуровневую систему управления и включают в себя: Федеральную таможенную службу; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты. В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, обеспечивающие деятельность таможенных органов (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Система таможенных органов РФ

Важным компонентом управления является процесс управления. Процесс управления – это деятельность органов и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.

Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты8.

Реализация процесса управления происходит поэтапно и в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого решения. Это является методологическим аспектом.

Реализацию общих функций управления в определенной последовательности обеспечивает функциональный аспект.

Экономический аспект – это деятельность управляющей системы, которая связана с оценкой использования ресурсов и установлением потребности управляемой системы в них.

Что касается организационного аспекта, то он заключается в использовании организационно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность.

Участием человека во всех этапах процесса управления определяется социальным аспектом. Он выражается в последовательности человеческих операций.

А информационный аспект – это определенная последовательность операций по преобразованию информации в процессе управления.

Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших социально-экономических и внешнеэкономических программ и планов. Главная цель управления в системе таможенных органов – это обеспечение государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Чтобы достичь этой цели, требуется решить соответствующие задачи.

В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов управления9. В таможенных органах наиболее часто применяются «ситуационное управление», «программное управление» и «целевое управление».

Ситуационное управление затрагивает все уровни  управления в таможенных органах. Оно строится по складывающимся ситуациям. Здесь цель не имеет большого значения.

Программное управление представляет собой тщательную разработку заданной программы с ее делениям по уровням и указанием последовательности выполнения.

Этот тип управления просматривается в решении фискально-контрольных задач по формированию доходной части федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управлений, создании и оборудовании сети автомобильных пунктов пропуска через таможенную границу и других.

Основополагающую роль цель играет в целевом управлении, она определяет ход и характер управленческой деятельности.

Содержанием целевого управления являются его исключительно высокая аналитичность при определении проблемы управления; предельно строгое и четкое формирование цели управления; структуризация проблемы управления, построение «дерева целей»; строгое согласование «дерева целей» с «деревом задач»; достаточно высокая корреляция между «деревом целей», «деревом задач» и организационной структурой управления; каждое звено организационной структуры системы управления должно объединяться с другими звеньями более высокого порядка10.

В целевом управлении прогнозирование имеет наибольшую значимость.

На практике, чаще всего, можно наблюдать сочетание данных типов. Наиболее эффективным сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления (программно-целевой тип).  Для таможенных органов этот тип управления имеет наиболее важное значение.

Что касается функций управления, то они играют важную роль в управлении таможенными органами, раскрывая сущность управленческой деятельности  ее содержание.

Функции управления в системе таможенных органов можно разделить на общие (отражают стадии процесса управления) и конкретные (управление конкретными видами оперативно-служебной деятельности).

Общие функции управления универсальны. К ним относятся: анализ и прогнозирование оперативно-служебной обстановки, планирование, организация, регулирование, учет и контроль.

Чтобы реализовать какую-либо функцию управления, нужно выполнить ряд операций (управленческих работ). Под операцией в данном случае понимается совокупность устойчиво повторяющихся действий, необходимых для реализации функции управления, но недостаточных для обеспечения управляемости объекта управления11.

Реализация каждой конкретно взятой общей функции управления осуществляется путем выполнения строго определенного количества специфических только для этой функции управленческих работ.

Анализ и прогнозирование таможенной оперативно-служебной обстановки неразрывно связаны с изучением, познанием и предвидением развития совокупности условий на том или ином участке таможенной деятельности и определением их влияния на результаты таможенного дела, а также в целях принятия обоснованных решений и составления планов.

Планирование – это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности.

Планирование в таможенных органах осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможни, таможенные посты).

Сущность функции организации состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.

В таможенных органах данная функция реализуется посредством выполнения таких операций как постановка задач по выполнению решений и разработанных планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.

Посредством функции регулирования возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.

Реализация ее включает исполнение таких операций как анализ результатов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования.

Чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы результаты их выполнения и условия, существует контроль.

Контроль – функция управления, благодаря реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.

Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.

Контроль ведется в двух направлениях: с одной стороны, начальник таможенного органа контролирует работу своих заместителей и непосредственно подчиненных начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой – совместно с ними по единому плану проверяет деятельность структурных подразделений.

Для реализации функции «контроль» требуется выполнить такие управленческие работы как определение объектов, сроков, методов контроля; определение исполнителей контроля и их подготовка; подготовка объекта контроля; осуществление контроля; обработка данных контроля и их реализация. Контроль необходим при рассмотрении результатов исполнения управленческих решений, и для анализа и оценки управления.

Все функции неразрывно связаны и являются единым целым.

К специфическим функциям управления в таможенных органах относятся следующие функции:

1. функция управления таможенной деятельностью (управление таможенным оформлением и таможенным контролем, правоохранительной деятельностью, экономической деятельностью, деятельностью по правовому регулированию и научно-техническому развитию);

2. функция управления финансово-экономической деятельностью (управление финансовой деятельностью и управление бухгалтерской деятельностью);

3.   функция управления социальной деятельностью (управление кадровой, трудовой и психолого-педагогической деятельностью, а также социальным обеспечением);

4.    функция управления административно-хозяйственной деятельностью (управление административной деятельностью; управление развитием таможенной инфраструктуры и капитальным строительством; управление всесторонним материально-техническим обеспечением)12.

Таким образом, управление в таможенных органах – это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2       АНАЛИЗ  ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В БЛАГОВЕЩЕНСКОЙ        

         ТАМОЖНЕ

 

 

2.1   Общая характеристика Благовещенской таможни

Благовещенская таможня была образована в соответствии с приказом ГУ ГТК при СМ СССР от 27.01.1989 № 19, штатной численностью 22 человека, на базе Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни.

В настоящее время Благовещенская таможня является структурным подразделением Дальневосточного таможенного управления, начальник – Михаил Владимирович Сорокин. Её деятельность охватывает территорию Амурской области и Республики Саха (Якутия), которая является самым крупным административным субъектом Российской Федерации. Благовещенской таможни.

На территории Амурской области расположено 9 городов: Белогорск, Благовещенск, Завитинск, Зея, Райчихинск, Свободный, Сковородино, Тында и Шимановск. На территории Республики Саха (Якутия) расположено 12 городов: Алдан, Верхоянск, Вилюйск, Ленск, Мирный, Нерюнгри, Нюрба, Олёкминск, Покровск, Среднеколымск, Томмот, Удачный, Якутск.

Амурская область имеет речную границу с КНР. Границей является фарватер реки Амур. Протяженность границы Амурской области с Китайской Народной Республикой и зоны ответственности Благовещенской таможни составляет 1255 км.

В регионе деятельности Благовещенской таможни функционируют следующие пункты пропуска:

- воздушный пункт пропуска  «Аэропорт Благовещенск»;

- воздушный пункт пропуска  «Аэропорт Якутск»;

- грузопассажирский с  возможностью пропуска автомобильного  и речного транспорта пункт  пропуска «Благовещенск – Хэйхэ»;

- грузопассажирский с  возможностью пропуска автомобильного  и речного транспорта пункт  пропуска «Поярково – Сюнькэ»;

- функционирует ЛЭП ВЛ – 220 «Благовещенск – Сириус», как пункт пропуска для таможенного контроля за перемещением электроэнергии;

Информация о работе Анализ процесса управления Благовещенской таможни