Юридические основы страхования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:45, контрольная работа

Краткое описание

Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течении 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течении того же срока сообщить страховой организации о причине отказа.
В случае необеспечения финансовой устойчивости страховых операций Департамент страхового надзора может потребовать от страховой организации повышения размеров фондов в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор

Вложенные файлы: 1 файл

gotovo.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Кафедра Финансы и кредит

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету страхование на тему:

«Юридические основы страхования в РФ»

 

 

 

 

 

 

                                      Преподователь: Кабирова А.С.

                                             Работу выполнил:

                                                          4курс 1 поток БУАиА

                                          № зачетной книжки

 

 

 

 

Уфа 2009

План:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Началом возникновения  современного российского страхового бизнеса можно считать 1989 г., когда  появились первые страховые кооперативы.

Важную роль в становлении и развития страхования  в РФ сыграл Закон РФ от 27.11.1992 г. №4015-1 «О страховании», который заложил  основы современного страхового дела.

В дальнейшем развитие страхового дела связано с принятием  ГК РФ (гл. 48 «Страхование»), который четко определил термины страхования (что понимать под страхованием имущества, неполным имущественным страхованием, страхованием ответственности за причинение вреда и тд.).

С 31.12.1997 г. (ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ РФ «О страховании») ФЗ РФ «О страховании» носит название «Об организации страхового дела в РФ».

Страхование расположенных  на территории РФ имущественных интерсов юридических лиц и физических лиц – резидентов РФ– может  осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ.

Лицензирование  страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, производит Департамент страхового надзора  Министерства финансов РФ. При обращении  страховой организации в Департамент за получением лицензии, необходимо документальное подтверждение, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивают проведение планируемых видов страхования и выполнения принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования.

Для получения  лицензии страховщик, прошедший регистрацию, должен представить следующие документы:

Программу развития страховых операций на 3 года, включающую виды и объемы намеченных операций, максимальную ответственность по каждому риску, условия организации перестраховочной защиты;

Правила или  условия страхования по видам  операций;

Справки банков и иных учреждений, подтверждающие наличие уставного, резервных или  аналогичных фондов. С 1 июля 2007 года уставный капитал страховых организаций должен был составлять в соответствии со статьей 25 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» не менее 30 млн руб. для осуществления страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и (или) имущественного страхования, 60 млн руб. – для осуществления страхования жизни, 120 млн руб. – для осуществления перестрахования;

Статистическое  обоснование применяемой системы  тарифов.

Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в  течении 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течении того же срока сообщить страховой организации о причине отказа.

В случае необеспечения  финансовой устойчивости страховых  операций Департамент страхового надзора может потребовать от страховой организации повышения размеров фондов в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор

 

 

 

 

 

 

 

1 Правовая база страховой деятельности в РФ. Общее и специальное законодательство. Ведомственные нормативные документы

 

Правовую основу страховой деятельности составляют законодательные и подзаконные  акты по страхованию:

1. Конституция Российской Федерации - правовой документ, имеющий наивысшую юридическую силу (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.);

2. правовые документы, имеющие высшую юридическую силу:

- ГК. РФ, часть вторая, глава 48 «Страхование» (принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г., введен в действие 1 марта 1996 г.);

- Федеральный закон от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 28 июня 1991 г. № 1500-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 2 апреля 1993 г. №4741-1);

- Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. №2-ФЗ и от 17 декабря 1999 г. М212-ФЗ);

- указы Президента Российской Федерации;

3. законодательные и нормативные правовые акты, постановления Правительства РФ и положения:

- «О Федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью» (Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ — Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177);

- нормативные методические материалы, издаваемые Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью:

1) условия лицензирования  страховой деятельности на территории  Российской Федерации от 12 декабря 1992 г. № 02-02/4 (с изменениями и дополнениями от 22 января 1993 г.);

2) Методика расчета  нормативного размера соотношения  активов и обязательств страховщиков  и Инструкция о порядке применения  Методики расчета нормативного размера соотношения активов и обязательств страховщиков, утвержденные приказом Росстрахнадзора от 30 октября 1995 г. №02/02;

3) правила размещения  страховщиками страховых резервов, утвержденные приказом Минфина  России от 22 февраля 1999 г. №  16н (с изменениями от 16 марта 2000 г.);

4) постановление  Правительства РФ от 16 мая 1994 г.  № 491 «Об особенностях определения  налогооблагаемой базы для уплаты  налога на прибыль страховщиками» (с изменениями от 7 июля 1998 г);

5) рекомендации  по аудиторской проверке страховщиков от 13 марта 1995 г.;

6) методики расчета  тарифных ставок по рисковым  видам страхования (утв. распоряжением  Росстрахнадзора от 8 июля 1993 г. №  02-03-36) и др.

4. Юридические документы: договор страхования; лицензия на страхование; страховое свидетельство (полис или сертификат); условия (Правила) страхования; учредительные документы страховщика (устав, Правила страхования по видам и др.).

Конституция РФ декларирует основные стратегические направления развития страны, порядок  формирования органов государственной власти и местного самоуправления; определяет полномочия законодательной, исполнительной и судебной властей, правовой статус Президента РФ, органов федерального, регионального и местного (муниципального) самоуправления.

Гражданский кодекс Российской Федерации, являясь основным законом рыночной экономики, своими нормами охватывает и сферу страхования. В ГК РФ (часть вторая, глава 48 «Страхование») сформулированы общие положения о формах страхования (обязательной и добровольной), договорах страхования, правах и обязанностях субъектов правовых отношений; об интересах, страхование которых не допускается; о последствиях наступления страхового случая; об основаниях по освобождению страховщика от выплаты страхового обеспечения и страхового возмещения; о перестраховании, взаимном государственном страховании и др.

Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечивать развитие национальной системы страхования и действенный контроль страхового сектора экономики. Законодательная база правового регулирования национального страхового рынка заложена в Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27.11.1992 в ред. ФЗ № 172-ФЗ от 10.12.2003 с изм. От 07.03.2005 № 12-ФЗ, в Законе РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» 1993г. и в документе «Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации», введенном  в действие с 1 ноября 1992 г., в Гражданском и Налоговом кодексам РФ.

Государственный надзор за деятельностью субъектов  страхового дела (страховой надзор) осуществляется согласно ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами на принципах законности, гласности и организационного единства.

В 1992 году был  создан Росстрахнадзор- Федеральная  служба России по надзору за страховой  деятельностью, которой были даны контрольные  функции за отечественным страховым  рынком. В 1996 году Росстрах надзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. Согласно Указу Президента РФ от 09 марта 2004 г. №314 государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой страхового надзора Министерства финансов РВ (ФССН) и ее региональными инспекциями.

2 Основные функции и права  федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью

 

Для выполнения поставленных задач Департамент  страхового надзора наделен в нормативном порядке соответствующими полномочиями. Так, он имеет право запрашивать и получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, а также информацию (документы, материалы) от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан.

К основным  функциям Департамента страхового надзора  относятся:

  1. Выдача страховщикам лицензий;
  2. Осуществление лицензирования аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
  3. Организация проведения аттестации на право аудита страховщиков;
  4. Ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
  5. Осуществление контроля за обоснованностью тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
  6. Установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
  7. Установление нормативных размеров соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщиков;
  8. Разработка и утверждение нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законом к ее компетенции, обязательных для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, участвующими в организации и проведении страхования и перестрахования;
  9. Обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании и т.п.

Департамент страхового надзора имеет право:

- устанавливать  требования по платежеспособности  с учетом особенностей осуществляемых  страховщиками операций;

- по согласованию с Минфином РФ, Госкомстатом РФ устанавливать план счетов и отчетности страховщиков, а также сроки публикации страховщиками годовых балансов, отчетов о прибылях и убытках. Важное значение для деятельности страховых компаний имеет норма, предусмотренная Законом  РФ «Об организации страхового дела в РФ», согласно которому Департамент страхового надзора правомочен производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ и достоверности представляемой ими отчетности;

- осуществлять  контроль за создаваемыми в  страховых организациях необходимыми  резервами для обеспечения соответствия между принятыми страховыми организациями обязательствами и имеющимися у них средствами;

- контролировать  размещение страховыми организациями  временно свободных средств с  целью определения степени капиталовложений  и ликвидности активов этих организаций и т.п.

При выявлении  фактов нарушения законодательства, регулирующего страховые отношения, недостоверности представленной отчетности Департамент имеет право давать страховщикам предписания по устранению указанных нарушений, а в случае невыполнения соответствующих предписаний – приостановить или ограничить действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принять решение об отзыве лицензий.

Нормы Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» конкретизирует Положение о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории РФ, утвержденное приказом № 52Н от 17.07.2001 Согласно указанному Положению предписание – это письменное указание МФ РФ или территориального органа страхового надзора, обязывающее страховщика устранить выявленное правонарушение в установленный строк.

Предписание дается страховщику за нарушения требований Закона, в том числе в случае:

  1. осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;
  2. несоблюдения страховщиком страхового законодательства в части формирования и размещения средств страховых резервов, иных гарантирующих осуществление страховых выплат фондов;
  3. несоблюдения страховщиком установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;
  4. нарушения субъектом страхового дела установленных требований о предоставлении в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган установленной отчетности;
  5. непредставления субъектом страхового дела в установленный строк документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора в пределах компетенции органа страхового надзора;
  6. установление факта представления субъектом страхового дела в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган неполной и (или) недостоверной информации;
  7. непредставления субъектом страхового дела в установленный срок в орган страхового надзора информации об изменениях и о дополнениях, внесенных в документы, послуживших основанием для получения лицензии с приложением документов, подтверждающих такие изменения и дополнения.

Информация о работе Юридические основы страхования в РФ