Этапы проведения сертификации продукции и их содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Своим происхождением и становлением сертификация обязана объединению фирм - потребителей одинаковой продукции в целях совместного контроля за качеством продукции поставщиков. Получая поддержку разных органов власти, от муниципальных до национальных, подобные объединения сформировали специальные центры по контролю за качеством продукции.
Если основу организационно-экономического механизма управления качеством продукции составляет стандартизация, выполняющая функцию нормативного обеспечения, то сертификация является оценкой, подтверждающей с необходимой достоверностью соответствие продукции требованиям государственных и международных стандартов, технических условий. Слово «сертификат» в переводе с латинского означает «сделано правильно».

Содержание

Введение............................................................................................... 3

1. Сущность, виды, цели и принципы сертификации....................... 4
Основными целями сертификации являются................................... 5
Принципы сертификации.................................................................... 5
Виды сертификации............................................................................. 5

2. Этапы проведения сертификации продукции и их содержание... 8
Цель аккредитации обычно формулируется следующим образом... 12
3. Сертификация как фактор повышения конкурентоспособности продукции, экономики и вступления России в ВТО.............................................. 14
Экономические преимущества сертифицированной продукции...... 14
Применение предприятиями в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества................... 15



Заключение.......................................................................................... 20
Список литературы..............

Вложенные файлы: 1 файл

СМиПС.docx

— 43.87 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение...............................................................................................    3

 

1. Сущность, виды, цели и принципы сертификации.......................    4

Основными целями сертификации являются...................................     5

Принципы сертификации....................................................................    5

Виды сертификации.............................................................................   5

 

2. Этапы проведения сертификации продукции и их содержание... 8

Цель аккредитации обычно формулируется следующим образом... 12

3. Сертификация как фактор повышения конкурентоспособности продукции, экономики и вступления России в ВТО.............................................. 14

Экономические преимущества сертифицированной продукции...... 14

Применение предприятиями в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества...................   15

 

 

 

Заключение..........................................................................................   20

Список литературы...............................................................................   21

 

 

 

 

 

Введение 

     Качество продукции в настоящее время заняло значимое место в торгово-экономической, предпринимательской и даже политической деятельности современного мира. Правительства многих стран считают, что неотъемлемым элементом взаимовыгодной международной торговли и экономического сотрудничества является сертификация продукции.

Своим происхождением и становлением сертификация обязана объединению фирм - потребителей одинаковой продукции в целях совместного контроля за качеством продукции поставщиков. Получая поддержку разных органов власти, от муниципальных до национальных, подобные объединения сформировали специальные центры по контролю за качеством продукции.

Если основу организационно-экономического механизма управления качеством продукции составляет стандартизация, выполняющая функцию нормативного обеспечения, то сертификация является оценкой, подтверждающей с необходимой достоверностью соответствие продукции требованиям государственных и международных стандартов, технических условий. Слово «сертификат» в переводе с латинского означает «сделано правильно». В России распространено следующее определение сертификации: сертификация - процедура, путем проведения которой третья сторона, то есть орган, не зависящий не от поставщиков (первая сторона), ни от покупателей (вторая сторона), как, например, испытательная лаборатория, сертификационный центр, представляет письменную гарантию в том, что сертифицируемая продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.

В данной работе определены основные принципы, цели и виды сертификации, этапы её проведения и влияния на конкурентоспособность промышленной продукции и экономики и вступления России в ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность, виды, цели и принципы  сертификации

 

     В условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции. Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации НТД является сертификация.

Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

     Многие зарубежные фирмы расходуют большие средства и время, чтобы доказать потребителю, что их продукция обладает высоким качеством. Так, например, по зарубежным источникам величина издержек на эти работы составляет около 1-2% всех затрат предприятий-изготовителей. Иногда эти затраты даже сопоставимы с затратами на достижение самого качества. Это делается не случайно, так как сертификация является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия на внешний и внутренний рынок сбыта, а также закрепление на них на достаточно длительный период времени. Все это и предопределило широкое распространение сертификации. Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны – устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты, как например, Закон "О защите прав потребителей", принятый в России, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества.

 

 

 

 

 

Основными целями сертификации являются:

1) Создание необходимых условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации и для участия в международном экономическом и научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

2) Содействие потребителям в компетентном выборе продукции.

3) Защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя).

4) Контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей.

5) Подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

6)  Содействие экспорту и повышение конкурентной способности продукции.

Принципы сертификации:

1) Обеспечение общественных и государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации об ее качестве.

2)  Добровольность или обязательность.

3)  Объективность (независимость от изготовителя и потребителя).

4)  Достоверность (использование профессиональной испытательной базы)

5) Исключение дискриминации в сертификации продукции отечественных и зарубежных изготовителей.

6) Предоставление изготовителю права выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории.

7) Разнообразие форм и методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характера производства и потребления.

Виды сертификации:

    Сертификация может осуществляться как в законодательно регулируемой сфере (обязательная сертификация), так и в нерегулируемой сфере хозяйствования (добровольная сертификация).

      Обязательная сертификация является методом государственного контроля за безопасностью продукции. Она осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия продукции, процесса или услуги требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Основным аспектом обязательной сертификации является безопасность и экологичность, поскольку обязательные требования нормативных документов относятся к безопасности, охране здоровья людей и охране окружающей среды. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на государственном уровне управления. Объекты обязательной сертификации из числа товаров народного потребления, работ и услуг, оказываемых гражданам, определяются в порядке, установленном Законом РФ от 05.12.95 "О защите прав потребителей" (ст. 7, п. 4).

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России. На этой основе сформулирована обязательная система сертификации – Система сертификации ГОСТ РФ. Применительно к ней сформулирована номенклатура продукции, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. В Системе сертификации ГОСТ РФ обязательной сертификации подлежат: — товары для личных (бытовых) нужд граждан; — продукция производственно-технического назначения; — строительная продукция; — выполняемые работы и оказываемые услуги.

     Сегодня номенклатура постоянно пополняется и периодически пересматривается по мере введения обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами. Среди них законы: об оружии; об информации, информатизации и защите информации; об охране труда; о космической технике; о связи; о пожарной безопасности; о безопасности дорожного движения; о ветеринарии; о санитарно-эпидемиологическом благополучии; о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции; о железнодорожном транспорте; об энергоресурсосбережении; о государственном регулировании в области добычи и использовании угля; о государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности; о погребении и похоронном деле. В настоящее время предусмотрено, что в целях осуществления государственного регулирования сертификации в стране общий перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждается Правительством Российской Федерации.

     Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции. Эта сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Этот вид сертификации могут проводить юридические лица, взявшие на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации, и знаки соответствия в Госстандарте России, а также органы по обязательной сертификации в пределах области своей аккредитации. Добровольная сертификация касается видов продукции, процессов или услуг, не включенных в обязательную номенклатуру и определяемых заявителем (либо в договорных отношениях). Как правило, развитие этого вида сертификации поддерживается государством. К сожалению, добровольная сертификация не сможет заменить обязательную сертификацию для товаров и услуг, подлежащих последней. Добровольная сертификация не является популярной из-за высоких расценок на сертификаты и значительные затраты времени на их получение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этапы проведения сертификации  продукции и их содержание

 

Этапы проведения сертификации

     Чтобы ввести в обращение продукцию, которая попадает в законодательно регулируемую область, требуется официальное подтверждение того, что она соответствует всем предъявленным законодательством требованиям. Одной из форм такого подтверждения является сертификация продукции, проводимая независимой третьей стороной (первая – изготовитель, вторая – потребитель). В случае получения положительного результата, в процессе сертификации выдается документ, называемый "сертификат соответствия", который подтверждает соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Данный документ является своеобразным пропуском на рынок в законодательно регулируемой области.

Продукция в законодательно не регулируемой области может перемещаться внутри рынка без всяких препятствий, и при этом, к ней официально не предъявлены требования по установлению соответствия. Тем не менее, в контрактной ситуации, потребитель может потребовать у поставщика доказательство соответствия продукции определенным требованиям, например, соответствия конкретному стандарту или группе стандартов, соответствия специфическим требованиям, предъявленным самим потребителем (и в том числе – соответствия условиям контракта). В этом случае, сертификация третьей стороной также может выступать, как подтверждение выполнения условий, что будет зафиксировано в сертификате соответствия установленным потребителем требованиям.

Поставщик в законодательно не регулируемой области может проводить сертификацию своей продукции по собственной инициативе. При этом он запрашивает подтверждение соответствия своей продукции характеристикам, выбранным на свое усмотрение. Поставщик может запросить установление соответствия своей продукции определенным стандартам, определенным техническим параметрам, содержанию паспорта или рекламного материала на изделие и т. д.

Общепринятые схемы сертификации в РФ приведены в приложении, которые отличаются объемом и способами проводимых органом сертификации работ, а также устанавливаемого инспекционного контроля. Причем, от этих параметров схем сертификации зависит степень доказательности результатов сертификации, уверенности органа по сертификации в надежности выданных сертификатов. При наличии нескольких органов по сертификации заявитель вправе направить заявку в любой из них. Если заявитель не располагает информацией о таких органах и порядке сертификации интересующей его продукции, то эту информацию он может получить в территориальном органе Госстандарта России. Наличие заявки и содержащаяся в ней информация являются формой доказательства уверенности руководства предприятия-заявителя о выпуске (поставке) продукции, соответствующей по обязательным требованиям действующим стандартам и нормативным документам. Заявитель может дополнительно представить в орган по сертификации документы о соответствии продукции установленным требованиям, выданные соответствующими органами государственного управления в пределах своей компетенции, а также протоколы испытаний, проведенных при разработке продукции и постановке ее на производство. По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение, и котором содержатся все основные условия сертификации, схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень испытательных лабораторий, проводивших испытания продукции, и перечень органов, которые могут провести сертификацию производств и систем качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Заявитель вправе выбрать конкретную испытательную лабораторию и орган по сертификации систем качества (производств).

Информация о работе Этапы проведения сертификации продукции и их содержание