Экономически активное население

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы является рассмотрение общего понятия ЭАН и трудовых ресурсов, проблемы занятости и безработицы, особенности распределения ЭАН по секторам экономики, регулирование рынка труда МОТ и рынок труда РФ.
Задачи моей курсовой работы:
- изучить содержание понятий ЭАН, занятости и безработицы;
- изучить методы регулирования МОТ рынка труда;
- рассмотреть на примере стран «G8» особенности распределения ЭАН по секторам экономики.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Экономически активное население 4
1.1 Общее понятие экономически активного населения и трудовых ресурсов 4
1.2 Проблемы занятости и безработицы в странах мира 7
1.3 Особенности функционирования рынка труда 9
Глава 2. Особенности распределения ЭАН по сферам мирового хозяйства 16
2.1 Основные сферы мирового хозяйства и доля в них ЭАН 16
2.2 Регулирование рынка и условий труда МОТ 18
2.3 Рынок труда в РФ 25
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 104.71 Кб (Скачать файл)

Хорошим примером того, как регулирование может способствовать улучшению положения рабочих, являются коллективные переговоры. Исследования показывают, что в странах с хорошо скоординированными системами индустриальных отношений коллективные переговоры могут быть частью инновационных регулирующих рамок, которые обеспечивают соблюдение эффективных трудовых стандартов, в то же время предоставляя социальным партнерам пространство для переговоров и адаптации положения рабочих к условиям конкретного предприятия. Примером может быть время работы. В рамках этих регулирующих рамок профсоюзы и наниматели в ряде европейских стран смогли заключить коллективные соглашения, которые уравновешивают заинтересованность предприятий в гибком рабочем графике и заинтересованность рабочих в осуществлении большего контроля в отношении своего рабочего графика.

Вместо создания препятствий на пути гибкой адаптации предприятий к требованиям рынка, коллективные переговоры могут быть средством, способствующим такой адаптации при обеспечении защиты интересов рабочих, полагают эксперты МОТ[21]

Сотрудничество России и МОТ

Членство в МОТ — одной из старейших и ведущих международных организаций — позволяет России изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство — профсоюзы — предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в том числе малых предприятий, решению проблем занятости.

Взаимодействие Российской Федерации с МОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, определяющими его основные направления.

МОТ оказывает России консультативную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрении в практику концепции социального партнерства, модульной системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда.

Важным шагом на пути к сближению нашего законодательства с международными правовыми нормами стало подписание 8 февраля 2003 г. Президентом Российской Федерации Федерального закона «О ратификации Конвенции о запрете и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182)». С принятием этого закона Россия стала участницей всех восьми основополагающих конвенций МОТ, регулирующих сферу социально-трудовых отношений.

С 1959 г. в Москве действует отделение МОТ. В начале 90-х гг. оно было преобразовано в региональное бюро по странам СНГ. В сентябре 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Организацией было подписано Соглашение о Бюро МОТ в Москве, предусматривающее формирование на его основе многопрофильной группы экспертов для оказания содействия в решении социально-трудовых проблем. Деятельность Бюро распространяется на 9 стран СНГ (за исключением Украины и Молдавии).

Придание Бюро МОТ в Москве региональных функций имеет для России существенное практическое значение, поскольку этот статус позволяет ему более широко и с большей степенью самостоятельности заниматься организацией конкретных проектов технического содействия российским регионам, более эффективно координировать деятельность МОТ в России и странах СНГ.

Россия активно участвует в работе Всемирной комиссии по социальному измерению глобализации, созданной по инициативе МОТ в 2002 г. (член Комиссии от России — В. И. Матвиенко). В сентябре 2004 г. в Санкт-Петербурге состоялось заседание Национального круглого стола, в котором участвовали представители деловых кругов, организаций охраны труда, государственных структур, законодательных органов власти и общественных организаций. Данный форум был приурочен к опубликованию доклада Всемирной комиссии «Справедливая глобализация: создание благоприятных возможностей для всех».[12]

МИД России, отвечая за внешнеполитические аспекты взаимодействия нашей страны с МОТ, координирует работу российских ведомств и общественных организаций на этом направлении. Представители МИД, Минздравсоцразвития, Координационного совета объединений работодателей России и Федерации независимых профсоюзов России участвуют в работе руководящих органов МОТ, в конференциях по актуальным вопросам трудовой и социально-экономической политики, проводимых в России Московским Бюро МОТ.

Поддерживаются регулярные контакты с руководством МОТ. В 2002 г. Генеральный директор Международного бюро труда (МБТ) Х.Сомавиа посетил Москву с официальным визитом, в ходе которого, в частности, встречался с Министром иностранных дел России И. С. Ивановым. Особое значение имела встреча Х.Сомавиа с заместителем Министра здравоохранения и социального развития А. Ю. Левицкой в Женеве во время 95-й сессии МКТ (июнь 2006 г.). В ходе этой встречи была подписана Программа сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2006—2009 гг., которая включила в себя такие направления, как совершенствование законодательства, развитие социального диалога, решение вопросов нелегальной миграции и др. В рамках данной программы в мае 2007 г. состоялся визит в Женеву Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике во главе с Председателем Комитета А. К. Исаевым.

Организация оказала содействие при подготовке встречи министров труда «восьмерки» в Москве в октябре 2006 г. Был, в частности, подготовлен информационный документ МБТ «Экономический рост и достойный труд: усиление взаимосвязи».

Россия заинтересована в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ в целях содействия осуществлению российских экономических реформ. В то же время представляется целесообразным полностью отказаться от технической помощи МОТ и подключиться к участию во внебюджетном финансировании представляющих для нас интерес проектов, прежде всего на пространстве СНГ.

Россия внимательно следит за работой контрольных органов МОТ и сотрудничает с ними. В мае-июне 2005 г. в связи с поступившими жалобами российских профсоюзов на заседаниях Комитета МКТ по применению конвенций и рекомендаций и Комитета Адмсовета по свободе объединения состоялось рассмотрение ситуации с выполнением Россией конвенций МОТ № 87 и 98 (о свободе объединений и праве на ведение коллективных переговоров). Контрольные органы МОТ пришли к заключению о наличии некоторых проблем с практикой применения трудового законодательства в России и высказали ряд рекомендаций.

В настоящее время, несмотря на благоприятную, в целом, ситуацию, сохраняется ряд конвенций, о выполнении которых России следует своевременно предоставлять отчеты с целью избежания вынесения обсуждения этих вопросов на более высокий уровень. К таким конвенциям относятся следующие:

Вышеупомянутые № 87 и № 98 (среди рекомендаций МОТ — необходимость снятия запрета на забастовки работников почтовой и железнодорожной служб, предоставление более полной информации относительно мер, принятых по отношению лиц, виновных в дискриминации профсоюзов);

Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (требуется реализация постоянного контроля и усиления уголовного и административного наказания за нарушения в данной области);

Конвенция № 100 «О равном вознаграждении» (МОТ интересует статистика по уровню заработной платы мужчин и женщин в частном и государственном секторах экономики);

Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятости» (рекомендуется пересмотреть список о запрете женского труда в 38 промышленных секторах);

Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (МОТ запросил дополнительную статистику по уровню занятости, а также относительно мер правительства для обеспечения полной занятости);

Конвенция № 138 «О минимальном возрасте» (рекомендация по дополнительной защите несовершеннолетних, работающих без оформления трудового договора);

Конвенция № 182 «Об искоренении наихудших форм детского труда» (необходимость принятия срочных мер для пресечения торговли детьми и наказания виновных). [21]

Придавая большое значение контрольным функциям МОТ, Россия в то же время исходит из того, что рассмотрение подобных вопросов следует вести максимально объективно, не политизируя дискуссию, в строгом соответствии с мандатом организации и установленными процедурами.

2.3 Рынок труда в РФ

 

В современных условиях одной из основных проблем, стоящих перед Россией, является повышение социально-экономической стабильности, поиск и выявление ресурсов и факторов ускорения экономического развития. В этом процессе должны быть задействованы все сферы и сектора современной экономики.

Экономическое развитие России вплоть до недавнего времени характеризовалось тенденцией роста, сопровождающегося увеличением количества трудовых ресурсов и повышением занятости во всех секторах экономики и видах экономической деятельности. Однако возникший в мировой экономике финансовый кризис привел к росту безработицы, снижению реальных доходов занятого населения, развитию скрытой занятости и многим другим негативным последствиям.[11]

Развитие институциональной структуры занятости населения в трансформационной экономике характеризуется кардинальными сдвигами в распределении работающих между предприятиями и организациями различных форм собственности. В настоящее время на частных предприятиях работают более половины занятых в экономике. Если в 1992 г. доля занятых в государственном секторе составляла 69,1%, а удельный вес работающих в частном секторе только 19,3%, то в 2008 г. ситуация радикально изменилась. Доля государственного сектора в структуре занятых сократилась до 33,1%, а частного увеличилась до 55,4%.

Важной характеристикой трансформационной экономики выступает изменение структуры распределения трудового потенциала по видам занятий. [16]

Динамика и структура занятости населения России по видам экономической деятельности представлена в табл. 2

Таблица 2[19] Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности, %

Показатели

Тыс. человек

В % к итогу

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

1

2

3

4

5

Всего занято в экономике

70792

75717

100

100

Из них по видам экономической деятельности:

Сельское х-во, охота и лесное хозяйство

7381

7106

11,1

10,6

Рыболовство, рыбоводство

138

133

0,2

0,2

Добыча полезных ископаемых

1051

1036

1,6

1,5

Обрабатывающие производства

11506

11255

17,2

16,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1912

1917

2,9

2,9

Строительство

4916

5075

7,4

7,6

Оптовая и розничная торговля

11088

11315

16,6

16,9

Ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

1163

1183

1,7

1,8

Гостиницы и рестораны

5369

5423

8,0

8,1

Транспорт и связь

858

928

1,3

1,4

Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда

4879

4936

7,3

7,4

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение

3458

3579

5,2

5,3

Образование

6039

6014

9,0

9,0

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

4548

4603

6,8

6,9

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2460

2492

3,7

3,7


 

Из таблицы 2 видно, что большая часть населения занята в обрабатывающем производстве, оптовой и розничной торговле, сельском хозяйстве.

В условиях интенсификации и углубления экономического кризиса очень важно всесторонне проанализировать аспекты занятости как явления в российской экономике.

Итак, первый феномен современной сферы занятости населения, к которому должно адаптироваться трудоспособное население, – это само по себе наличие безработицы. Время поколебало достаточно абстрактное и отдающее эйфорией либерализма мнение, что безработица – это плата за эффективный труд и в то же время фактор повышения эффективности труда.

Следующая особенность сферы занятости населения кризисного периода, вытекающая из наличия безработицы, – это диктат работодателя, который ряд исследователей называют монопсоническим. Самая значительная выгода, к которой приводит работодателя его монопсоническое положение в сфере занятости, – это возможность опускать цену рабочей силы ниже прожиточного минимума.[15]

Неотъемлемой чертой сферы занятости в эпоху кризиса является сочетание жесткой конкуренции при подборе персонала с корпоративно-личными связями, тенденция к усилению которых проявляет себя при росте напряженности рынка труда.

Одним из изменений в сфере занятости, требующих адаптации является также то, что сами государственные службы занятости переживают в настоящий момент не лучшие времена. Если руководствоваться сугубо официальной статистикой, то можно сделать вывод, что Россия на протяжении последних двух лет переживает период экономического подъема, позволившего уменьшить численность регистрируемых безработных до уровня 1995 г. и даже еще ниже. А между тем, «благополучные» цифры отнюдь не всегда свидетельствуют о том, что произошли значительные сдвиги. Снижение уровня регистрируемой безработицы явилось не результатом каких-либо эффективных и продуманных шагов властей, а прямым следствием дефицита фондов занятости и сокращения по этой причине возможностей службы занятости оказывать помощь безработным.

Следующая по важности и по существу особенность сферы занятости – это наличие конкуренции рабочей силы, что зачастую сопряжено с конкурсами на вакантное рабочее место. [14]

Подводя итог, можно отметить, что основная масса занятого населения работают на частных предприятиях, при этом большая часть населения занята в обрабатывающем производстве, торговле и сельском хозяйстве.

 

Заключение

В данной работе я попытался дать представление такого основополагающего элемента рынка труда, как ЭАН. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Информация о работе Экономически активное население