Речевой этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:48, реферат

Краткое описание

Этикет (фр.etiquette-ярлык, этикетка)- совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2
2. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ…2-14
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………....14-17
4. ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 44.54 Кб (Скачать файл)

 

А.С.Пушкин ещё 200 лет назад горестно замечал:

 

Сокровища родного слова-

 

Заметят важные умы-

 

Для лепетания чужого

 

Пренебрегли безумно мы.

 

Мы любим Муз чужих  игрушки,

 

Чужих наречий погремушки,

 

А не читаем книг своих…

 

 

Первый враг чистоты речи- это слова – паразиты. Ими нередко люди пытаются как-то заполнить свою скудную речь и совершенно перестают замечать их. Всем знакомы выражения: значит, так сказать, ну, вообще, в общем, это, это самое, короче (говоря), вот, как бы, то есть, просто, как его, типа, конечно, в принципе, так сказать, однозначно, представь, понимаешь и т. д. У каждого есть свой «индивидуальный запас» подобных слов. Часть их – вводные слова, которые указывают на отношение говорящего к высказываемой мысли. Но, не к месту употребленные, они превращаются в слова-паразиты, не несущие никакую смысловую нагрузку. Говорящий бессознательно стремится заполнить ими образовавшуюся паузу или заменить какое-нибудь слово, которое не хочется вспоминать или выговаривать. Если всерьёз прислушаться к его репликам, то можно обнаружить странные психологические несоответствия. Человек, постоянно употребляющий слово «короче», так и стремится сократить свою речь, повторяющий слово «вообще» или «в общем» все время обобщает свои мысли, у человека с «как бы» все очень приблизительно, зыбко, а человек, говорящий «в принципе», очень принципиален и категоричен. «То есть»- непрестанно поправляет, «просто» - упрощает, а «это самое»- указывает на непонятно что.

 

Эту особенность нелитературной речи прекрасно подметил Н. В. Гоголь и дал блестящий образец её в «Повести о капитане Копейкине» ( 1 том «Мертвых душ»). В рассказе малокультурного почтмейстера находим такой отрывок: « Ну, можете представить себе, эдакой какой-нибудь, то есть капитан Копейкин, и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире. Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шахерезада. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете себе представить, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми! или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть, прикосновения – словом, Семирамида, судырь, да и полно!»

 

Второй опасный враг нашей  устной речи- это грубые просторечные и жаргонные слова. Просторечие с жаргонами составляют особую «неузаконенную» сферу разговорного языка и противопоставляются языку литературному – высшей форме существования национального языка. Для многих просторечий характерны экспрессивно сниженные оценочные слова с гаммой оттенков: от фамильярности до грубости, которым в литературном языке есть нейтральные синонимы: морда- лицо, шарахнуть- ударить, дрыхнуть – спать, драпануть – убежать. В словаре Ожегова для таких слов есть пометка: прост. Чрезмерное и нецелесообразное употребление просторечий делает речь человека вульгарной и убогой. Просторечия могут выявляться и в области ударения (про’цент, вместо проце’нт), в области произношения (чё вместо что, щас вместо сейчас, стока вместо столько), в области морфологии (выбора’, вместо лит. вы’боры, хочут вместо хотят), словоупотребления (ложить вместо класть, обратно в значении опять) и во многих видоизмененных формах слов (тапочек, опосля, здеся, нету).

 

Особенно некрасиво звучат в речи жаргонные выражения –  разновидность речи какой – либо группы людей, объединенных профессией, эмоциональный спектр: от шутливо  – иронического до грубо - вульгарного тона. Некоторые жаргонизмы пришли из других языков («чувак»- парень из цыганского, «хаер» - волосы из английского), из разных диалектов («берлять»- пить, «ухайдакать» - утомить). Многие жаргонизмы возникли благодаря переносному смыслу или ассоциациям, которые, однако лишены эстетического значения: рвануть – пойти, тачка – машина, лимон – миллион, косарь – тысяча рублей. Мало кто из любителей подобных выражений знает, что он говорит как уголовник. Ведь многие жаргонизмы пробрались в разговорный язык из языка деклассированных элементов (арго), распространенного в сфере преступного мира, который пользуется им с целью сокрытия предмета разговора, чтобы никто не догадался об их злоухщрениях: круто, шмон, беспредел, бакланить.

 

Молодежный сленг относится  к этому же разряду грубых слов. Главное в этом языковом явлении  – отход от обыденности, игра, маска. Рискованный, непринужденный молодежный жаргон стремится уйти от скучного мира взрослых. Подобно его носителям, он резкий, громкий, дерзкий. Это –  результат своеобразного желания  переиначить мир на иной манер, а  также знак «я свой». Среди юного  поколения часто считается модным и привлекательным употребление таких слов, которых не встретишь  ни в одном словаре. Ведь значение их никак не связано с самим  корнем, а примененные в речи, они служат как бы вычурным заменителем  и пошлым растворителем грамотного и красивого языка.

Клевый – произошло от слова «клевать», это тот, который клюет;

 

Крутой – значит горбатый;

 

Грузить - накладывать тяжелые  предметы на человека.

 

Что же можно сказать о  человеке, который в порыве гордыни  возглашает: а мне по барабану! Действительно, верхнюю часть туловища этого  человека трудно назвать головою.

 

Многие другие слова подобного  рода нелепы и бессмысленны, и смешон тот, кто любит покрасоваться  за их счет.

 

А вот слово «блин», без  которого некоторые и не мыслят своего языкового существования, помимо лексической  абсурдности носит вполне серьёзный, очень некрасивый подспудный смысл. Как отмечают исследователи, происхождение  этого слова связано с заменой  другого, нецензурного слова, начинающегося  на эту же букву. Стоит задуматься, что мы говорим!

 

Молодежный жаргон имеет  свои временные границы: с каждым поколением молодых (5-7 лет) меняется и  набор жаргонизмов. Никто сейчас уже не помнит таких своеобразных оценок: железно – «хорошо», пшено  – «плохо», так широко распространенных в 60-70 г.г. ХХ века. Жаргон – это своего рода язык в языке, эфемерное явление кризисного характера.

 

В свете всех этих размышлений  особенно удручающим явлением выглядит третий, самый безобразный, враг языка  – это нецензурная брань или  в простонародье матершинные слова. Само понятие «нецензурный» связано с явлением цензуры в языке. Конечно же, никаких людей и организаций, которые бы контролировали речь людей, отслеживали и наказывали бы виновных в ошибках, не существует. Но есть нравственный цензор – это совесть. Когда человек матерится он теряет всякий стыд и чувство человечности перед окружающими, идет против своей совести. Ведь нередко при появлении на людях разошедшегося матершинника многим бывает как-то не по себе, как будто каждый лично становится соучастником чего-то грязного, похабного. Поэтому среди культурных и грамотных людей нецензурщина немыслима.

 

Некоторые сегодня пытаются узаконить мысль, что мат –  глубоко русская традиция, национальная особенность и даже гордость народа. Эти невежды совершенно не знают истории, а пытаются таким образом оправдать перед собой и другими свой порок. На самом деле сквернословие на Руси примерно до середины ХIX века не только не было распространено даже в деревне, но и очень долго являлось уголовно наказуемым! Ещё при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче на Руси выматерившегося человека подвергали публичной порке. А народная мудрость утверждала и утверждает, что в семье сквернослова нет мира. Сама склонность к матерщине всегда сопровождается и другими пороками – начиная алкоголизмом и кончая всевозможными формами бытовой агрессии.

 

 

 

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Замечательный знаток русской  речи Владимир Иванович Даль (1801-1872) привел немало приветственных формул, которые  были приняты в России в прошлом. Здороваясь с заканчивающими жатву, говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!». Молотильщикам так же желали успешной работы: «По сту на день, по тысяче на неделю!». «Свеженько тебе!» – здоровались с девушкой, черпающей воду. «Хлеб да соль!» или «Чай да сахар!» – говорили едящим или пьющим.

 

С помощью словесных формул этикета мы выражаем отношения при  встрече и расставании, когда  кого-либо благодарим или приносим свои извинения, в ситуации знакомства и во многих других случаях. Каждый язык обладает своим фондом этикетных  формул. Их состав в русском языке  наиболее полно описан А. А. Акишиной и Н. И. Формановской – авторами многочисленных работ о современном русском речевом этикете.

 

 

Формулы

 

Употребление формул

 

До свиданья (- ия)

 

В любой ситуации

 

Всего хорошего!

 

Всего доброго!

 

В любой ситуации с оттенком пожелания

 

До встречи!

 

Вместо «до свидания», когда предполагается условленная встреча

 

Прощайте!

 

При прощании на длительный срок или навсегда

 

Спокойной ночи!

 

Доброй ночи!

 

Прощание на ночь

 

Счастливо!

 

Непринужденное, дружеское

 

Всего!

 

Привет!

 

Пока!

 

Дружеское, с оттенком фамильярности. Употребляется хорошо знакомыми, близкими людьми, чаще – среди молодежи

 

Бывай!

 

Будь!

 

Грубовато – сниженное, нелитературное

 

Разрешите попрощаться!

 

Позвольте попрощаться!

 

Официальное

 

Разрешите откланяться!

 

Позвольте откланяться!

 

Официальное, употребляют  люди старшего поколения

 

 

Этикетное общение играет большую роль в жизни каждого  из нас, но, конечно, человеческое общение  вовсе не сводится к одним только ритуалам. Этикетные ситуации составляют лишь некоторую часть общения. Не этикетное общение не менее важно.

 

Вся человеческая деятельность, в том числе и общение, отражает социальные условия, в которых она  протекает. И наша речь, несомненно, строится по – разному в зависимости от того, кто общается, с какой целью, каким образом, какие между общающимися отношения. Мы так привыкли менять тип речи в зависимости от условий общения, что делаем это чаще всего неосознанно, автоматически. Автоматически происходит и восприятие информации о человеческих отношениях, передаваемой особенностями речи. Но стоит допустить ошибку в выборе типа речи, как автоматизм восприятия нарушается и мы сразу замечаем то, что раньше ускользало от нашего внимания. Речь колеблется в такт человеческим отношениям – это и есть этикетная модуляция речи. Специальное этикетное общение совершается, как мы уже знаем, лишь время от времени, а вот видоизменения (модуляция) речевого и неречевого поведения под влиянием человеческих отношений происходит всегда. Значит, это одно из самых важных средств выражать этикетное содержание – средство, которое всегда в нашем распоряжении.

 

 

 

 

 

 

 

4.ЛИТЕРАТУРА

 

  • Гвоздарев, Ю. А. Язык есть исповедь народа. :Кн. Для учащихся. –М.: Просвещение, 1993-389с.
  • Скворцов, Л. И. Культура русской речи. Словарь – справочник. – М.: знание,1995-458с.
  • Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Секреты хорошей речи. – М.: Международные отношения, 1993-193с.
  • Энциклопедия для детей. Т. 10 Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта, 1998-252с.
  • Люстрова, З. Н., Скворцова, Л. И., Дерягин, В. Я. Беседы о русском языке. – М.: Знание, 1978-200с.
  • Смольянинов, И.Ф. О прекрасном говорить прекрасно. – Л.: Знание, 1974-345с.
  • Розенталь, Д.Э. А как лучше сказать? :Кн. Для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988-291с.
  • Максимов, В.И. Точность и выразительность слова. – Л.: Просвещение, 1968-196с.
  • Ладыженская, Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М.: Просвещение, 1986-543с.
  • Одинцов, В.В. Лингвистические парадоксы: Кн. Для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988-150с.

 


Информация о работе Речевой этикет