Церковь Саентологии: особенности идеологии, деятельности, организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:24, дипломная работа

Краткое описание

Произошедшие в конце XX века общественно-политические преобразования в Беларуси привели к изменению конфессиональной ситуации в стране, оказали существенное влияние на характер отношений государства и религиозных объединений. Демократизация общества, утверждение идеологического и политического плюрализма, переоценка основополагающих ценностей жизни вызвали необходимость осмысления взаимоотношений государства с религиозными образованиями, особенно новыми, имеющими отличные от традиционных религий вероучения и культовые практики.

Содержание

ОДЕРЖАНИЕ

Введение ...................................................................................................... 3
Историография проблемы…………………………...……………………..………5
Глава 1. ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЦЕРКВИ САЕНТОЛОГИИ ......................................................................................... 7
1.1. Рон Хаббард как религиозный тип............................................ 7
1.2. Церковь Саентологии в США, Европе и СНГ.......................... 9
Глава 2. СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ САЕНТОЛОГИИ........................................................................................ 13
Глава 3. РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТКРА............................................................................................... 24
Заключение ............................................................................................... 38
Список использованных источников .................................................. 40

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 82.74 Кб (Скачать файл)

-веру в существование  всемогущего Верховного Существа  и духов (тэтанов), выходящих за  границы чувственного восприятия;

-убежденность в переселение  душ (тэтан имеет много жизней, он переселяется из одной жизни  в другую);

- мифологическое представление  о создании Вселенной (тэтаны  и Верховное Существо создали  материю, энергию, пространство  и время);

- уверенность последователей  в достижении спасения путем  религиозных практик (духовного  очищения и религиозного обучения);

- принятие адептами догматических  основ и предписаний исповедуемого  вероучения за истину и веру  в них;

- наличие этических и  нравственных норм.

Кроме того, вероучение Церкви саентологии обладает отличительными особенностями от традиционных религий, к которым следует отнести:

- преданность и верность  культовому лидеру;

- отсутствие требования  отказаться от своего вероисповедания;

- обещание возможности  достижения желаемых результатов  при жизни, а не после нее;

- достижение духовной  свободы и счастья в посюстороннем  мире путем веры в учение  Хаббарда и его «слово».

Предметами культа в служебной  и обрядовой практике церкви являются: крест, треугольники АРО и ЗОК, буква  «S», означающей «саентология».

Крест-символ крест имеет четыре луча, исходящих по диагонали из центра. Все концы креста и лучи символизируют восемь динамик. Четыре конца креста указывают на четыре стороны света, символизируя, что духовное развитие распространяется во всех направлениях и охватывает всю полноту жизни. Горизонтальная и вертикальная перекладина заканчиваются геральдическими символами из листьев и цветов, символизирующих полный расцвет человека. Таким образом, символ саентологии показывает, что дух поднимается вверх, в конце концов, побеждая хаос во имя спасения.

Таким образом, исследование Церкви саентологии позволяет сделать  вывод о том, что в культовой  практике усматривается, особенные, характерные  черты, отличные от традиционных религий. К ним в частности следует  отнести:

1. Наличие своеобразной  формы исповеди - одитинга, целью  которого является прохождение  пути к полной духовной свободе  и достижение личного спасения;

2. Одитинг и обучение  есть средства, с помощью которых  индивид может влиять на свою  судьбу в этой и будущей  жизни;

3. Использование технических  средств (Е-метра) при проведении  исповеди (одитинга);

4. Отсутствие предметов  поклонения;

5. Преданность и верность  идеям религиозного лидера;

6. Существование особого  класса религиозных должностных  лиц, служащих в качестве хранителей Писания.

Таким образом, вероучение Рона Хаббарда произвольно синтезирует  некоторые положения традиционных религий с чертами, свойственными  религиям нового времени.

В учении соединены религиозно- мифологические воззрения с современном  прагматизмом, устремления людей  к материальному благополучию и  духовному, нравственному самосовершенствованию. На смену религиозным учениям  большинства традиционных религий  о фатальной греховности человека, его слабости, бессилия, заведомой  обреченности Л. Роном Хаббардом  предложена альтернативная установка: человек сам является творцом  своего существования и ответственен за свою судьбу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

 

религиозная деятельность и организационная  структкра

 

 

Саентология, как и любая  другая религия, имеет общинную жизнь  и церковную организацию. Структура  Церкви саентологии соответствует  классическому иерархическому типу церковной организации с присущей ей системой назначения на руководящие  посты, градационной формой обучения и  духовного просвещения.

Церковь саентологии осуществляет множество различных видов религиозной  деятельности, включая одитинг и  обучение, миссионерскую, издательскую, рекламную деятельность, церковное  управление.

В настоящее время саентологи объединены в мировое иерархическое  религиозное сообщество, которое  гарантирует своим организациям необходимую поддержку и руководство.

Высшая духовная власть в  Церкви саентологии принадлежит  Международной Церкви Саентологии (Лос-Анджелес, США). Она представляет собой высший орган управления. Саентологи часто называют ее «Материнской Церковью Саентологии».

Главной задачей Международной  Церкви Саентологии (МЦС) является координация  деятельности церквей, миссий, добровольных священников, которые составляют «приход» церкви, и осуществление надзора  за публикациями и распространением Писания. МЦС имеет два издательских центра, расположенных в Англии и  Дании, и так называемый внутренний отдел «Golden Era Production», который занимается производством фильмов, видеокассет, лазерных дисков на своей собственной  киностудии.

МЦС стремится к достижению религиозной цели, руководя, поддерживая  и координируя деятельность всей иерархии в вопросах, касающихся священнослужителей, распространения веры и церковного управления, общественно-полезной деятельности.

Церкви, в которых проводятся службы, сведены в многоуровневую иерархию.

На первом, самом низшем уровне организационной структуры  Церкви саентологии находятся внештатные священники (внештатные одиторы), дианетические  группы, миссии . Многие люди впервые  узнают о саентологии благодаря деятельности внештатных священников. В их функции входит предоставление вводных религиозных услуг для своих семей, друзей, соседей. Они проводят одитинг, консультации по вопросам брака, помогают преодолевать зависимость от наркотиков и справляться с повседневными жизненными проблемами.

Внештатные священники могут  объединяться в одиторские ассоциации или дианетические группы для  организации совместной деятельности по проведению лекций, семинаров и  другой общественно-полезной работы и  обретению новых последователей.

На этом же уровне структуры  находятся саентологические миссии. Цель миссий заключается в предоставлении вводных и начальных услуг105, включая начальные уровни одитинга и обучения. Именно на этом уровне разворачивается широкая миссионерская и просветительская деятельность саентологов. Любой саентолог может получить право открыть миссию.

Миссии организуют работу по изучению трудов Л. Рона Хаббарда, предоставляет  вводные и саентологические услуги. Гуманитарный Центр Хаббарда, кроме  того, выполняет роль континентального офиса связи по СНГ, т.е. отвечает за распространение саентологии  на территории Стран Независимых  Государств и численный рост ее последователей.

Миссии, добровольные священники, дианетические группы представляют собой основу иерархической структуры  Церкви саентологии.

На следующей ступени  иерархической лестницы находятся  более крупные саентологические организации - местные саентологические церкви класса V, которые предоставляют  религиозные услуги начального и  среднего уровня последователям церкви. Они получили такое название потому, что высшая ступень обучения одиторов достигает класса V по классификации  религиозных услуг. Эти церкви имеют  право осуществлять одитинг, который  позволяет человеку достичь состояния  «клир», а также готовить и рукополагать священнослужителей. Церкви класса V обычно намного крупнее, чем дианетические  группы и миссии. Они выступают  в качестве центров общин саентологов, где проводится обучение, одитинг, воскресные службы, свадебные и похоронные ритуалы, церемонии имянаречения, собрания и  празднование саентологических праздников. Некоторые центры «Класса V" называются "Центрами знаменитостей", которые  собирают деятелей искусств и общественных деятелей. В США в Центр знаменитостей  входят известные актеры Джон Траволта, Том Круз, Николь Кидман, Келли Престон.

К организациям более высокого уровня Международная Церковь Саентологии  относит организации Сент-Хилл и  Продвинутые организации. Они известны в саентологии еще, как «организации повышенного уровня». Организации  Сент-Хилл специализируется в предоставлении специального обзорного курса «Сент-Хилл»  прихожанам. Однако особенностью этих организаций является то обстоятельство, что они оказывают услуги по обучению одиторов до класса VII и проводят допуск к уровням ОТ людям, направленным церквями «Класса V», миссиями.

Продвинутые организации  и организации класса «Сент-Хилл»  в настоящее время располагаются  в Лос-Анджелесе, Ист-Гринстеде, Копенгагене  и Сиднее.

Каждая из организаций  повышенного уровня предоставляет  религиозные услуги саентологам, направленным только из закрепленных за ними территорий. Так, например, в продвинутой организации  Лос-Анджелеса обучаются саентологи из США, Канады, Мексики и Южной  Америки. Прихожане из Европы съезжаются в продвинутую организацию в  Копенгагене. Саентологи из Соединенного Королевства Великобритании получают религиозные услуги повышенного  уровня в Сент-Хилле (Англия, графство Сассекс)5. Стоимость одитинга в Продвинутой организации Сент-Хилл составляет от 5,0 до 14,5 тысяч долларов 106.

На следующем, более высоком  уровне религиозной иерархии саентологии  находится обслуживающая организация "Флаг" 107.

Обслуживающая организация "Флаг" находится в г. Клируотер, штат Флорида. Это самая крупная  Церковь саентологии в мире, которая  предоставляет наивысший уровень  подготовки одиторов до класса XII и  одитинги от ОТ 1 до ОТ VII, организует интернатуру108 для священников из церквей и миссий. Церкви "Класса V" и миссии регулярно направляют туда своих представителей для специального обучения и профессиональной подготовки одиторов. Для саентологов обслуживающая организация "Флаг" является духовным центром, «меккой». Каждый саентолог в мире стремится приехать на «Флаг» и делает все, чтобы это его желание сбылось. Кроме того, обслуживающая организация "Флаг" финансирует различную благотворительную деятельность.

На следующем уровне иерархии находится обслуживающая организация  «Флагманский корабль» (ООФК), 110 которая предоставляет услуги самого высокого уровня саентологического одитинга ОТ VIII, а также предлагает специальные саентологические курсы, недоступные другим структурным подразделениям Международной Церкви саентологии. Эта церковь оказывает услуги на борту 440-футового лайнера «Фривиндз» («Вольные ветры»), базирующегося в Карибском море. Службой внутренних доходов США она признана некоммерческой организацией и освобождена от налогов. По мнению саентологов, корабль представляет собой идеальное место для прихожан, которые завершают свое духовное совершенствование, достигают высшие уровни Моста, приходят к полному осознанию собственного бессмертия.

Все центры и миссии церкви управляются преданными, профессионально  обученными саентологами. Наиболее ревностными  служителями Церкви саентологии  являются члены Морской организации112. Эти люди - «клиры» или достигшие уровня ОТ, принимают на себя обет служения саентологии на протяжении биллиона лет, что свидетельствует об осознании ими своей бессмертной духовной сущности. По сведениям саентологов, Морская организация насчитывает более 5 тысяч членов в разных странах мира113.

Члены Морской организации  посвящают себя единственной цели: дать всем людям духовную свободу, которая  достигается путем точного применения технологии  Рона Хаббарда. Характерной  чертой члена Морской организации  является компетентность и умение профессионально  работать в команде. Члены этой организации  занимают в саентологии важные посты, постоянно работают со средствами массовой информации и официальными лицами в  правительственных кругах. В Морской  организации «лучший технический  персонал, лучшие одиторы и кейс-супервайзеры, которые не только предоставляют  религиозные услуги самого высокого уровня, но и следят за строгим соблюдением  технологии Л. Рона Хаббарда». Церковь  обеспечивает членов Морской организации  жильем, питанием, формой, медицинским  обслуживанием. Каждый день они посвящают  несколько часов обучению и одитингу, а остальное время - порученной им работе. Члены Морской организации  подписывают трудовой контракт с  церковью и подотчетны руководству  этой церкви. Основное требование при  приеме на работу - полное посвящение себя служению целям саентологии. Во всем мире саентологи относятся к членам Морской организации, именуемым  в саентологии «братством», с  огромным уважением.

 Международная Церковь  Саентологии сформирована как  структура, объединяющая и координирующая  деятельность не только ряда  внутренних, но и дочерних не религиозных организаций, таких как: «Нарконон», «Криминон», фонд «Дорога к счастью» и т.д. 114.

Эти организации имеют  самостоятельный юридический статус и связаны с Церковью саентологии  соглашениями, предусматривающими распространение  учения, реализацию общественно-полезных программ, технологий Л.Рона Хаббарда в строгом соответствии с Писанием.

Защиту чистоты технологий, обеспечение ее правильности и этической  трансформации структурным звеньям  Церкви осуществляет Центр религиозной  технологии, который был создан в 1982 году.

Во всех спорах относительно доктрины церкви ЦРТ является апелляционным  судом последней инстанции, как  Ватикан и его конгрегации  в римском католицизме. ЦРТ расследует любые отклонения от стандартного управления в системе саентологических церквей  и обеспечивает восстановление основ  Церкви. Он следит также за тем, чтобы  ни один человек и ни одна группа не могли предоставлять искаженную технологию, называя ее дианетикой или саентологией.

Информация о работе Церковь Саентологии: особенности идеологии, деятельности, организации