Философия православия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:27, реферат

Краткое описание

Долгое время Православие не имело того мирового значения, той актуальной роли в истории, какие имели Католичество и Протестантизм. Оно оставалось в стороне от страстной религиозной борьбы ряда столетий, столетия жило под охраной больших империй (Византии и России) и хранило вечную истину от разрушительных процессов мировой истории.
О православии написано множество книг как самими священнослужителями, так и философами, историками. Тема по сей день остается актуальной, так как именно о самом православии есть множество письменных источников, так как с древности велись протоколы Соборов, писались трактаты.

Содержание

Введение
1. Православие: причины, история формирования, количественные показатели и география распространения
2. Особенности вероучения, культовой деятельности и организации Православной Церкви
3. Философия православия
3.1 Академическая философия
3.2 Метафизика всеединства
3.3 Новое религиозное сознание
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

православие.docx

— 56.86 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Украины

Донецкий национальный технический  университет

Кафедра философии

 

Реферат

по религиоведению

Православие

Выполнила:

Зимогляд Светлана Александровна

студентка II курса

факультета экологии и  химической технологии

гр. ЭП - 09

Проверил:

Федосов Анатолий Сергеевич

Донецк - 2010

 

Содержание

Введение

1. Православие: причины,  история формирования, количественные  показатели и география распространения

2. Особенности вероучения, культовой деятельности и организации  Православной Церкви

3. Философия православия

3.1 Академическая философия

3.2 Метафизика всеединства

3.3 Новое религиозное сознание

Заключение

Список литературы

Введение

Долгое время Православие  не имело того мирового значения, той  актуальной роли в истории, какие  имели Католичество и Протестантизм. Оно оставалось в стороне от страстной  религиозной борьбы ряда столетий, столетия жило под охраной больших  империй (Византии и России) и хранило  вечную истину от разрушительных процессов  мировой истории.

О православии написано множество  книг как самими священнослужителями, так и философами, историками. Тема по сей день остается актуальной, так  как именно о самом православии  есть множество письменных источников, так как с древности велись протоколы Соборов, писались трактаты. Многие талантливые историки и философы прошлого были талантливыми богословами. Может потому так богата и ярка наша культура. Но есть и другая, отрицательная  сторона православия, - оно никогда  не способствовало прогрессу. То есть, для истинного православного  смыслами жизни прогресс или достижение богатства никогда не являлись.

Целью данной работы является: раскрыть и понять причины возникновения  православия, как оно формировалось. Узнать какие существуют особенности  вероучений, как организовывается Православная церковь. Какова философия православия.

 
1. Православие:  причины, история формирования, количественные  показатели и география распространения

Христианство в форме  православного вероучения и культа официально было признано государственной  религией Киевской Руси в 988 г. Конкретным актом принятия православия явилось  знаменитое Крещение на Днепре населения  города Киева князем Владимиром. Однако проникновение православия в  Киевскую Русь началось гораздо раньше. Исторические источники утверждают, что бабка князя Владимира  княгиня Ольга была христианкой/Христианами  были и некоторые видные деятели  дружины князя Владимира. Православные источники связывают проникновение  христианства на территорию Киевской Руси с миссионерской деятельностью  апостола Андрея Первозванного в  первом веке новой эры, который якобы  после смерти, воскресения и Вознесения Иисуса Христа отправился проповедовать  его учение в Византию, а затем, "прошел Черным морем до Днепра, и  Днепром вверх до Киева, а от Киева  даже до Великого Новгорода.".

Исторических источников, подтверждающих версию о миссионерской  деятельности апостола Андрея не существует. Однако существуют источники, что христианство на Руси имело свои корни и ' до знаменитого  крещения. Киевская Русь жила не изолированно. Ее население вступало в контакт  с окружающим миром, в том числе  и с Византией в процессе торговли или завоевательных походов. Однако /перед историками всегда стоял вопрос: почему же Русь выбрала именно православие? По этому поводу выдвигаются две  версии: богословская, церковная и  светская, научная.

В соответствии с церковной  версией, принятию православия Киевской Русью предшествовала процедура "испытания  вер" Согласно летописному повествованию, прежде чем принять византийский вариант христианства. князь Владимир выслушал приверженцев различных религий: иудаизма, ислама (мусульманства) и  христианства. Затем он направил своих  послов в те страны, где эти религии  утвердились. Выполнив задание Великого князя, послы возвратились в Киев и сообщили Владимиру и его  окружению следующее: "Ходили де к болгарам, смотрели как они молятся  в храме, то есть в мечети, стоят  там без пояса: сделав поклон, сядет  и глядит туда и сюда, как бешеный  и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон  их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали, на небе или на земле мы: ибо на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и службы их лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Наряду с этим описанием "выбора вер" качестве причины принятия христианства церковь выдвигает версию о сверхъестественном озарении, которое снизошло на князя Владимира во время посещения им храма Св. Софии в Константинополе.

Светская, научная интерпретация  этого значительнейшего события  в Русской истории связана  с истолкованием социальных процессов, происходивших на Руси в Х веке: К середине Х века Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем развития духовной и материальной культуры, ремесла  и торговли, военного дела и т.д. Старая славянская религия - языческий политеизм - уже не удовлетворяла духовных потребностей населения. Тем более  он не способствовал упрочению становящейся новой общественной системы, в которой  значительное место должна была занять централизация управления населением на основе великокняжеской власти.

Все древнеславянские верования  были связаны с родоплеменными богами. Боги одних племен не имели никакого значения для других племен. В новых  условиях они утратили способность  быть социальными интеграторами  и регуляторами. Нужна была объединяющая идея для всех племен и народностей - идея единого Бога. Этим требованиям  соответствовало христианство, с  его учением о едином Боге - спасителе  всего человечества.

Правящие слои тогдашнего Русского общества осознавали необходимость  принятия новой цивилизованной формы  религии, для того, чтобы обрести  идейное единство с Византией  и Западной Европой, для которых  они являлись варварами. Это единство благоприятствовало развитию контактов  с цивилизованным миром, благоприятствовало торговле, заключению военных союзов и т.д. Конкретный же выбор византийского  православия, помимо прочих общих соображений, был продиктован наиболее тесными  контактами с Византией, а также  династическими амбициями князя  Владимира, который через брак с  сестрой Византийского императора Анной, хотел породниться с ним.

Князь Владимир был крупным  государственным деятелем своего времени. Он проявил понимание исторической необходимости принятия христианства, а также достаточную волю для  осуществления этой нелегкой миссии. Всякое новое воспринимается с трудом, тем более, что связано с вековыми обычаями и традициями. Исторические источники свидетельствуют, что  установление христианства на Руси не исчерпывалось актом знаменитого  Крещения. Потребовались многие годы борьбы, просвещения и увещевания, прежде, чем новая религия укоренилась  на территории Русского государства.

В каноническом отношении  Русская православная церковь долгое время находилась в полной зависимости  от Константинопольской патриархии. После принятия христианства, уже  при сыне Владимира Ярославе Мудром (ок.978-1054) в Киеве была создана  митрополия во главе с присланным греком - митрополитом Леонтием. До татарского нашествия высшее духовное лицо в  России - Киевский митрополит прямо  назначался из Константинополя. 'Только два раза 1051 и 1147гг. русские попытались посвятить себе митрополитов (Иллариона  и Клима) сами, собором русских  епископов. Константинополь не утвердил этих назначений сославшись на то, что "нет того в законе, чтобы епископы ставили митрополита. Патриарх ставит митрополита". И русские в конце  концов вынуждены были признать власть патриарха Константинопольского.

Только со времени нашествия  татар на Русь отношения русской церкви к патриарху начали изменяться. Этому способствовало то, что Византия в результате наплыва тюрков из Азии, попала в руки крестоносцев четвертого похода. Эта двойная неурядица - в России и на Балканском полуострове - привела к тому, что русские митрополиты все чаще стали посвящаться дома, а в Константинополь ездили только за утверждением. Так продолжалось два века - до середины XV столетия. В 1448 г. русская церковь объявила себя автокефальной.

В 1455 г. Константинополь захватили  турки. Разрушение Византийской империи, интересы укрепления авторитета российского  государства, а также возросшее  влияние Русской православной церкви за рубежом привели к тому, что  в 1589г. была создана московская патриархия и митрополит Иов на Поместном  соборе был избран первым русским  патриархом. Сделав Русского патриарха  независимым от Константинопольского, собор вместе с тем поставил его  в зависимость от царской власти; согласно соборному уложению, патриарх после избрания на Поместном соборе, утверждался царем.

Дальнейшее укрепление власти церкви в государстве было проведено  патриархом Никоном в середине 17 века. Никон провел ряд реформ, последствием которых явился раскол в Русской  православной церкви - возникло старообрядчество. Мы не имеем сейчас времени рассматривать  причины этого раскола. Мы их рассмотрим при изучении соответствующей темы. Здесь же отметим, что Никон в  своей реформаторской деятельности стремился утвердить приоритет  духовной власти над светской, стремился  стать над царем. Но в борьбе с  самодержавием Никон потерпел поражение. В результате Поместный собор 1667 года осудил Никона, лишил его сана и подтвердил необходимость подчинения церкви царской власти. Окончательное  подчинение церкви государству произошло  в период управления Петра I. В 1721 г. Петр I ликвидировал патриаршество  и учредил Святейший синод - коллективный орган, члены которого назначались  царем. Главой церкви стал сам царь, а синодом должен был управлять  царский чиновник обер-прокурор. Церкви вменялось в обязанность исполнение ряда функций государственной власти: запись актов гражданского состояния, руководство начальным образованием, наблюдение за политической благонадежностью граждан. Православие верой и  правдой служило самодержавию в  течение последующих двух веков, вплоть до свержения династии Романовых  и ликвидации монархии в результате Февральской революции 1917 года. Самодержавие характеризовалось православным духовенством как народная святыня - "сокровище, какого нет у других народов". "Кто осмелится говорить об ограничении  его, тот наш враг и изменник" - утверждалось на страницах официального органа Русской православной церкви "Церковные ведомости".

На начальном этапе  Февральской революции между  церковью и Временным правительством установилось взаимопонимание и  тесное сотрудничество. Временное правительство  для проведения своей политики нуждалось  в поддержке церкви. Поэтому оно  предприняло ряд шагов, направленных на установление добрых отношений. Церковь  получила крупные ассигнования на содержание храмов и клира. Временное правительство  запрещало конфискацию земельных  землевладений. Руководство Временного правительства высказывало знаки  уважения к церкви. Так на открытии Поместного собора присутствовал и  выступил с приветствием тогдашний  руководитель Временного правительства  А. Керенский. В свою очередь, православные священники стремились оказать поддержку  Временному правительству, обосновать законный характер новой власти. "Отрекшись  от престола бывший наш государь передал  законным порядком власть своему брату, в свою очередь отрекшемуся от власти до окончательного решения Учредительного собрания брат государя законным же порядком передал власть Временному правительству  и тому правительству постоянному, которое будет дано России Учредительным  собранием. Итак, мы теперь имеем вполне законное Временное правительство, которое является властью предержащей, так называет ее слово Божье. Этой власти ныне единой, верховной и  всероссийской мы обязаны повиноваться по долгу религиозной совести, обязаны  за нее молиться, обязаны повиноваться и власти местной, от нее поставленной".

Временным правительством в  порядке обеспечения свободы  совести был проведен ряд реформ, основной смысл которых заключался в том, чтобы уравнять в правах все религии России, отделить школу  от церкви и т.д. В школах было отменено обязательное преподавание закона божьего, церковноприходские школы передавались из-под юрисдикции церкви Министерству школ. Все эти мероприятия вызвали  в церковных кругах недовольство Временным правительством. Церковные  круги не могли отрешиться от старых амбиций, а может быть и не хотели признать, что революция требует  принципиальных изменений в церковно-государственных  отношениях. Большинство было склонно  думать и требовать, чтобы государство  сохранило свои обязательства по отношению к православной церкви и только освободило ее от стеснительной  опеки. Церковь представлялась им как  самостоятельная сила, стоящая как  бы над государством. Подобные настроения нашли свое отражение в ряде документов церкви, в том числе и в решениях Поместного собора, который начал  свою работу 15 августа 1917 года. Таким  образом в управлении Русской  православной церковью, а значит и  в ее отношениях с государством произошло  эпохальное событие. Собор был призван  восстановить патриаршество Русской  православной церкви, определить ее дальнейшие пути развития на долгосрочный период. В ноябре 1917 года жребием из трех кандидатов патриархом Московским и  всея Руси был избран Тихон (Белавин  Василий Иванович (1865-1925)].

В период работы Поместного собора состоялся Октябрьский переворот. Власть от Временного правительства  перешла в руки большевиков. Началась Великая Октябрьская социалистическая революция, которая сопровождалась гражданской войной. Патриарх Тихон  сразу после своего избрания занял  позицию резко враждебную по отношению  к Советской власти. В своем  новогоднем обращении к пастве патриарх Тихон сравнивал начавшиеся в  России социалистические преобразования с вавилонским строительством и  предрекал, что их ожидает та же участь, что и замысел вавилонян [2. Стр.102-106].

В настоящее время насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Румынская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Автокефальные церкви имеют в  различных странах экзархаты, епархии, благочиния, подворья, миссии. Например, Русская православная церковь имеет  экзархаты в Средней и Западной Европе, епархию в Бельгии, благочиния в Австрии, Японии, Венгрии, подворья в Белграде, Бейруте, Софии и т.д. В свою очередь, другие автокефальные  православные церкви имеют свои представительства  на территории России и стран СНГ [2. Cтр.97-98].

Информация о работе Философия православия