Ранние формы религий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 16:50, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении сотен тысячелетий первобытный человек не знал религии. Религия могла возникнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы. Наблюдая смену дня и ночи, времен года, жизнь растений и животных и многое другое, первобытный человек не мог понять эти явления. Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяла в сознание наших далеких предков тревогу и ужас. Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений.

Вложенные файлы: 1 файл

рилигии народов мира.docx

— 26.41 Кб (Скачать файл)

 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  города Москвы

«Московский государственный  институт индустрии туризма»

 

 

Кафедра истории и философии  науки

Религии народов  мира

 

 

Контрольная работа на тему:

Ранние формы религий

Тимониной И.А.

 

 

по специальности 100400.62. Туризм

профиль: Технология и организация  туроператорских и турагентских

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

На протяжении сотен тысячелетий  первобытный человек не знал религии. Религия могла возникнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы. Наблюдая смену дня и ночи, времен года, жизнь растений и животных и многое другое, первобытный человек не мог понять эти явления. Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяла в сознание наших далеких предков тревогу и ужас. Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений.

Одной из самых ранних форм религии был тотемизм -- представление, что все члены рода происходят от определенного животного -- тотема. Иногда тотемом считалось растение или какой-либо предмет. Люди верили, что они неразрывно связанны со своим тотемом. По их представлению, тотемное животное, если оно того захочет, может превратится в человека. Причину смерти видели в перевоплощении человека в тотема. Животное, которое считалось тотемом -- было священно -- его запрещалось убивать. Впоследствии тотемное животное разрешалось убивать, но голову, печень и сердце есть запрещалось. Убивая тотема, люди просили у него прощения или старались возложить вину на другого. Пережитки тотемизма встречаются в религиях многих народов древнего Востока. В древнем Египте, например, покланялись быку, шакалу, козлу, крокодилу и другим животным. С глубокой древности и по сей день в Индии священными животными считают тигров, обезьян, коров. Коренные жители Австралии в пору открытий европейцами также верили в родство с каким-либо животным, которое считалось тотемом. Если австралиец принадлежал к тотему кенгуру, то он говорил об этом животном: «Это мой брат». Род принадлежавший к тотему летучей мыши или лягушки назывался родом Летучей мыши, родом Лягушки.

Другой формой первобытной  религии была магия или колдовство. Это была вера в то, что человек  якобы может воздействовать на природу  различными «чудодейственными» приемами и заклинаниями. В пещере Монтеспан, открытой в 1923 г. в Пиренеях, обнаружена вылепленная из глины фигура медведя без головы. Фигура изрешечена круглыми дырками. Вероятно, это следы дротиков. Вокруг него на глиняном полу сохранились отпечатки босых человеческих ног. Подобная находка была сделана и в пещере Тюк д'Одюбер (Франция). Там обнаружены две глиняные скульптуры бизонов, а вокруг них точно так же уцелели отпечатки босых ног.

Ученые предполагают, что  в этих пещерах первобытные охотники совершали магические танцы и  заклинания, чтобы околдовать животное. Они верили, что околдованное животное само позволит убить себя. Такие  же магические обряды совершали и  североамериканские индейцы племени  манданов. Перед охотой на бизонов в течении нескольких дней они использовали магические пляски -- «танец бизона. Участники танца, держа в руках оружие, надевали на себя бизоньи шкуры и маски. Танец изображал охоту Время от времени одни из танцоров делали вид, что падают, тогда другие пускали в его сторону стрелы и бросали копья. Когда таким образом «поражали» бизона, все окружали его и, размахивая ножами, делали вид, будто снимают с него шкуру и расчленяют тушу.

Постепенно развивалась  новая форма религии -- культ природы Суеверный страх человека перед грозной природой вызывали желание как-то умилостивить ее. Человек стал поклонятся солнцу, земле, воде огню. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от лат. Слова -- «анимус» -- дух). Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли уходом духа. (души) из тела. С анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом говорят погребения: вместе с покойником в могилу клали его личные вещи -- украшения, оружие и запасы пищи. По представлению первобытных людей эти вещи должны были служить покойнику в его загробную жизни.

 

Тотемизм, анимизм, первобытная мифология и первобытная  религия

Тотемизм возник из веры той или иной группы людей в  их родство с определенным видом  животных или растений, скорее всего, первоначально именно тех, что составляли основу пищи данного коллектива. Постепенно он превратился в основную форму  религиозных представлений возникающего рода[8]. Члены родовой группы (кровные  родственники) верили в то, что они  произошли от предков, сочетавших в  себе признаки людей и их тотема (т. е. полулюдей-полуживотных, полулюдей-полурастений, различного рода фантастических существ и монстров). Тотемная родовая группа обычно носила имя своего тотема и свято почитала его.

Тотемные представления  сыграли огромную роль в процессе формирования родового общества: именно они более всего способствовали отграничению группы сородичей от остальных, возникновению четкого представления  о своих, т. е. принадлежавших к данному тотему, на которых строго распространялись уже выработанные веками нормы и обычаи, и чужих, не принадлежавших к этому тотему и тем самым как бы стоявших вне всех принятых норм и обычаев данного коллектива. Эта важная социальная роль тотемизма сказалась и на характере эволюции тотемистических представлений.

Наконец, возникло представление  о реинкарнации, т. е. о возможном  перевоплощении человека (в частности, умершего предка) в его тотем и  обратно. Все это вело, с одной  стороны, к усилению культа мертвых  предков и веры в их сверхъестественные возможности, а с другой - к изменению  отношения к тотему, в частности  к появлению запретов на употребление тотема в пищу. Возникла система  запретов-табу, важнейший из которых  относился к запрещению употреблять  в пищу тотем, за исключением тех  случаев, когда потребление мяса тотема носило ритуальный характер приобщения к нему и тем напоминало о древних  нормах и правилах

Возникший вместе с тотемизмом обычай табуирования стал в условиях первобытной родовой общины важнейшим  механизмом регулирования социально-семейных отношений. Так, половозрастное табу разделило  коллектив на строго фиксированные  брачные классы и тем самым  исключило половые связи между  близкими родственниками. Пищевое табу не менее строго регулировало характер пищи, которая предназначалась вождю, воинам, женщинам, детям и т. п.

Как-то, уже в сравнительно недавнее время, один из племенных вождей в Новой Зеландии оставил остатки  обеда, которые подобрал и съел член его племени. Когда последний  узнал, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, что было табуировано, он стал корчиться в  мучительных судорогах и вскоре умер. Примеры подобного рода далеко не единичны, причем все они свидетельствуют  о том, что закрепленные в табу запреты почитались первобытным  человеком в качестве священных  и непреложных, нарушение которых  неизбежно каралось смертью. Сам  факт осознания нарушения табу парализует волю нарушителя, способность его  организма к жизнедеятельности, внушает ему необходимость умереть.

 

Анимизм - это вера в существование  духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества. Зачатки анимистических представлений возникли в глубокой древности, возможно, еще до появления тотемистических воззрений, до формирования родовых коллективов, т. е. в эпоху первобытных орд. Однако как система достаточно осознанных и устойчивых взглядов религиозного характера анимизм формировался позже, практически параллельно с тотемизмом.

В отличие от тотемизма, ориентированного на внутренние потребности данной родовой  группы, на отличия ее от других, анимистические представления имели более широкий  и всеобщий характер, были понятны  и доступны всем и каждому, причем воспринимались вполне однозначно. Это и естественно: первобытные люди обожествляли и одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т. п. Даже отдельное заметное дерево, крупный камень-валун, небольшой пруд - все это в представлении первобытного дикаря имело душу, разум, могло чувствовать и действовать, приносить пользу или вред. А раз так, то ко всем этим явлениям природы, горам и рекам, камням и деревьям следовало относиться со вниманием, т. е. приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды, культовые церемонии

Восходящая к анимизму вера в то, что души людей, прежде всего покойников, продолжают свое существование главным образом  именно в бестелесной форме, служила  как бы соединяющим звеном между  групповыми тотемистическими и всеобщими  анимистическими верованиями и  обрядами. Воздавая должное душам  покойных предков, первобытные люди тем самым надеялись на защиту и покровительство покойников в  гигантском мире потусторонних сил.

Таким образом, анимистические и тотемистические верования  и обряды сливались в практике первобытного коллектива в единый не расчленяемый комплекс, в рамках которого суровые реалии повседневного быта и нелегкой борьбы коллектива за существование  находили свое отражение. Это отражение  было иллюзорно-фантастическим, причем функция приведения его в соответствие с реальной жизнью выпадала на долю магии.

Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении тысячелетий. Обычно магическими обрядами занимались специальные люди - колдуны и шаманы, среди которых, особенно в глубокой древности, видимо, преобладали женщины. Эти колдуны и шаманы, люди обычно нервного, а то и истеричного склада, искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды коллектива, интерпретировать их волю. Сам магический обряд приобщения к духам (шаманское камлание) состоял в том, что посредством определенных ритуальных действий, в каждом случае особых, шаман с бормотанием, пением, плясками, прыжками, со звуками бубна, барабана или колокольчика доводил себя до состояния экстаза (если обряд совершался публично, до состояния экстаза вместе с ним обычно доходили и следившие за его действиями зрители, становившиеся как бы соучастниками ритуала). После этого шаман нередко впадал в транс, ничего не видел, не слышал - считалось, что именно в этот момент и происходит его контакт с миром духов

В целом магия как серия  ритуальных обрядов была вызвана  к жизни реальными потребностями  общества, которые в силу определенных непредсказуемых обстоятельств  бытия диктовали такого рода путь связи с миром сверхъестественных сил. Однако в то же время магия  сыграла немалую роль в закреплении  в сознании людей пралогического мышления, что сыграло важную роль в процессе формирования религиозного сознания. Ведь по мере развития магического мышления человеку стало казаться все более очевидным и само собой разумеющимся, что желаемый результат зависит не столько от целенаправленного действия, сколько от привходящих обстоятельств, окутанных магией сверхъестественного. А это вело к тому, что многие конкретные явления и даже отдельные предметы начинали восприниматься в качестве носителей магической силы.

Возник первобытный фетишизм, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий  и получение желаемого результата. Возникло представление о фетише как вредоносном (таковым считался труп, чем и были вызваны заботы о захоронении, табуирование трупа, обряд очищения после обряда похорон  и т. п.), так и полезном.

Фетишами называют предметы или живые существа, которым люди приписывают сверхъестественные свойства. Фетишем может стать любой  предмет, если люди этому предмету припишут свойства помогать им, выполнять их желания, защищать от неприятностей. Из археологических и этнографических  источников видно, что фетишами служили например, следующие предметы: обрубки дерева, камни причудливой формы, глиняные черепки, рога, раковины, перья птиц, тыквенные бутылки, засушенные мухи, зашитый в кожаный мешок пчелиный рой, черепа и кости умерших родственников. Фетиши, изготовленные в форме человеческих фигур, называют идолами.

Фетишизм возник тогда  же, когда возникла магия, т.е. сто  тысяч лет назад, в период формирования родового строя. Фетишизм существует и  сейчас. Те, кто не верят, что предметы могут обладать сверхъестественными  свойствами, называют фетишизм (как  и магию) суеверием. Люди, которые  верят, что предметы со сверхъестественными  свойствами реально существуют, называют фетишизм одним из видов оккультизма (наряду с магией).

Фетишизм проявился в  создании идолов - предметов из дерева, глины и иных материалов и различного рода амулетов, талисманов. В идолах и амулетах видели опредмеченных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков и тотемов. С фетишами такого рода нередко имели дело колдуны-шаманы, когда они воздействовали на подобие объекта согласно приемам контактной и имитативной магии.

Заключение

В самом деле, анимизм  с его одухотворением природы  и предков и тотемизм с его  культом тех же мертвых предков  и тотемов означали, что в сознании первобытных людей появилось  представление о существовании  наряду с миром реальных вещей  мира иллюзорного, сверхъестественного, причем в рамках этого второго  мира при всей бесплотности его обитателей ум первобытного человека видел ту же бесспорную реальность, что и в первом. Практически это означало, что ответственность за действия и события, не обусловленные очевидными причинно-следственными связями и зависевшие от воли случая, первобытный коллектив возлагал на потусторонние силы сверхъестественного мира. Для общения с этим миром, привлечения его сил на свою сторону первобытные люди обращались к помощи магии, опора на которую сильно укрепила в их сознании сектор пралогического, магического мышления. И, наконец, появление фетишей показало, что магическая сила не только имеет свойство перемещаться во времени и пространстве, но и может оказаться в предметах реального мира.

Информация о работе Ранние формы религий