Проблема влияния религии на общественную структуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 05:45, реферат

Краткое описание

Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. Таких определений множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: - «Вера в Бога».
Слово «религия» буквально обозначает - связывание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э.

Содержание

Введение.
Возникновение и эволюция.
Функции религии
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

Дать точное и однозначное определение понятия  религия невозможно. Таких определений множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: - «Вера в Бога».

Слово «религия»  буквально обозначает - связывание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это  выражение обозначало привязанность  человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые  было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).

Слово «религия»  вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.

Религия - очень  сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы.

1. Изначальным  элементом всякой религии является  вера. Вера всегда была и остается важнейшим свойством человеческого сознания, важнейшим способом и мерой его духовной жизни.

2. Наряду с  простой чувственной верой может  существовать и более систематическая,  специально разрабатываемая для  данной религии совокупность  принципов, идей, понятий, т.е. ее учение.

3. Религия не  может существовать без какой-либо религиозной деятельности. Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи сочиняют научные труды, преподаватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности -- это культ (с лат. возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.

Любой из перечисленных  элементов культа - храм, предметы культа - может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть практически незаметен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно велика: люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обмениваются эмоциями и информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи, слушают молитвенную музыку, священные тексты. Все это на порядок увеличивает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении высшей духовности.

4. В процессе  создания культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в значении церковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат. прилагательного - церковный, вероисповедальный). В русском языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят, например, «человек православного вероисповедания»).

От церквей  принято отличать секты. Это слово  несет на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школа.

Религия во все  времена и для всех народов  имела огромное значение. В данной работе описана краткая история  возникновения и эволюция религии, а так же сделана попытка определения  основных функций религии в обществе, ее необходимость в современном мире.

 

 

 

                                         Возникновение и эволюция религии

Под временем возникновения  религиозных верований следует  подразумевать период очень большой  временной протяженности, занявший десятки или, возможно, сотни тысяч лет. Это был процесс, происходивший в течение жизни сотен поколений. Можно утверждать, что первоначальные религиозные представления - весьма смутные и неопределенные - стали появляться в период среднего палеолита, а в позднем уже существовали более или менее оформленные верования и связанные с ними магические ритуалы.

Само появление  религиозных верований и культов  имело объективные и субъективные причины. На каком-то этапе развития первобытного общества в поведении и сознании общественного человека наряду с деятельностью, в основе которой лежат все более осознанные закономерности объективного мира, появляются действия, базирующиеся на фантастических представлениях о сверхъестественных существах и явлениях. Религиозная практика сосуществует и переплетается с реальной практикой.

На возникновение  в сознании первобытного человека религиозных  призраков должны были оказывать  влияние, прежде всего отрицательные  эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможности варианты развития событий, которые способны дать это утешение. Потребность человека, его желания укрывают и защищают иллюзорное представление, сулящее спасительный выход из кажущегося безвыходным положения или какое-то облегчение этого положения.

Стимулом к  возникновению религиозных представлений  являлись и некоторые положительные  эмоции. Радость и восторг, наполнившие  человека при какой-нибудь удаче, чувство благодарности тому, что способствовало этой удаче, ощущение собственного физического здоровья и морального комфорта - все это требовало своего выражения.

Итак, религия  возникла тогда, когда это стало  неизбежным и возможным. Неизбежность коренилась в тяжелых условиях жизни человека, и как следствие этих условий, постоянном нервно-эмоциональном напряжении, в стремлении к самоутешению. Возможность появления религиозных идей и связанных с ними культов появилась тогда, когда человеческое сознание достигло такого уровня развития, при котором воображение было уже в состоянии создавать религиозно-фантастические конструкции.

Религия давала человечеству иллюзию относительной  безопасности, обеспечиваемой помощью  дружественных сверхъестественных сил. И наоборот, религия порождала у него страх перед враждебными сверхъестественными силами.

В первобытном  обществе возникают тотемизм (представление  о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или  растений - тотемом), магия (совокупность символических обрядовых действий, направленных на достижение какого-либо конкретного результата), фетишизм (поклонение предмету, которому приписывались не присущие ему сверхъестественные свойства), мифология, анимизм (вера в духовные существа). Вместе с появлением представлений о сверхъестественных существах появляются и люди, способные вступать с ними в контакт. Это - маги, колдуны, шаманы, которые еще не были жестко отделены от массы верующих.

К существенным изменениям в характере религиозных  верований привело разложение родоплеменных отношений и углубление социальной дифференциации внутри племен. Социальное расслоение внутри племен, формирование племенной аристократии, становление раннеклассового общества нашли также свое отражение и в содержании религиозных представлений. На передний план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов. Начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий - богослужение, а вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации - не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальное сословие. Жречество становится наследственной профессией, появляются постоянные святилища и храмы, жертвоприношения, доходы с храмовых земель, материальная поддержка светской власти укрепляют влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый период религия  превращается в относительно самостоятельную  сферу общественной жизни, открывается  новая страница в истории религии  о развитии и функционировании религиозных систем государственно-организованных народов. Однако на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института.

По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Постепенно происходит самоопределение религиозной системы. Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя - служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и сосредоточивают в своих руках деятельность по регулированию религиозного сознания и поведения массы верующих.

В развитой форме  религиозные организации представляют собой сложную централизованную и ступенчатую систему - церковь. Опираясь на массу верующих как на свою социальную базу, она представляет собой автономную систему в политической надстройке общества. В политико-идеологической сфере складываются особые взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для упрочнения ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народу определенные стандарты поведения и мышления, стремясь затормозить возрастающее недовольство со стороны масс существующим общественным строем, поддерживаемым государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Функции религии в жизни человека и общества.

Религия - это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно  с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия - реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.

Роль религии  в жизни конкретных людей, обществ  и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного - живущего по законам какой-либо строгой и  изолированной секты, а другого - ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и не вмешиваются в религиозную сферу, а в-третьих религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того - Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению образования и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Вместе с  тем можно говорить, что религии  обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции:

1 Религия является мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений.             Она объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2 Религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

3 Человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

4 Религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).

5 Религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея - «все мы - христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).

Среди последователей разных религий периодически возникают  крайние течения, члены которых  считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением - источником общественной напряженности.

6 Религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само слово «культура» восходит к понятию культ. Не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (среди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совершенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире существует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церковное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Формально это так, но, если проникнуть в глубину столь непростого вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его самовыражению.

Информация о работе Проблема влияния религии на общественную структуру