Библия как исторический источник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:59, реферат

Краткое описание

«Историчность Деяний Апостолов – всеобъемлющая, ... любая попытка отвергнуть историчность этой книги, даже в том, что касается мелких деталей, – сейчас должна казаться абсурдной». Эти слова А.Н. Шервин-Уайта, британского историка, специалиста по истории Древнего Рима, Рубел Шелли процитировал в своей книге «Будьте готовы к ответу». Др. Шервин-Уайт является членом колледжа Св. Иоанна в Оксфорде, президентом Общества содействия изучению истории Древнего Рима и членом Британской Академии. И он не одинок в своих выводах. Мы рассмотрим три доказательства – единодушное мнение ученых о времени написания библейских отрывков, архитектурные находки, которые подтверждают места и события, упомянутые в Библии, а также исторические документы, в которых события описаны идентично или в высшей степени близко к упомянутым в Библии.

Вложенные файлы: 1 файл

01_Historical_Accuracy_of_the_Bible_Rus.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Историческая  точность Библии подтверждает, что  Библия – слово Божие

 

Введение

«Историчность Деяний Апостолов – всеобъемлющая, ... любая попытка отвергнуть историчность этой книги, даже в том, что касается мелких деталей, – сейчас должна казаться абсурдной». Эти слова А.Н. Шервин-Уайта (Adrian Nicholas Sherwin-White), британского историка, специалиста по истории Древнего Рима, Рубел Шелли (Rubel Shelly) процитировал в своей книге «Будьте готовы к ответу» (“Prepare to Answer”). Др. Шервин-Уайт является членом колледжа Св. Иоанна в Оксфорде (St. John’s College of Oxford), президентом Общества содействия изучению истории Древнего Рима (Society for the Promotion of Roman Studies) и членом Британской Академии. И он не одинок в своих выводах.

Сэр Уильям М. Рэмзи (William Mitchell Ramsay), – шотландский археолог и профессор классической археологии Оксфордского университета, – многие годы путешествовал по Греции и Малой Азии, с целью доказать, что Библия не является достоверным историческим источником. Его исследования были настолько значительными, что он стал признанным авторитетом в области истории Павлова христианства в Римской Империи. Благодаря своим выводам, он принял христианство.

Доктор Нельсон  Глюик (Dr. Nelson Glueck) – президент Еврейского Объединенного колледжа (Hebrew Union College), – один из самых влиятельных израильских археологов, сказал: «Ни одна археологическая находка ни разу не опровергла описанных в Библии событий». Собрано множество археологических находок, которые подтверждают в общих чертах или в конкретных деталях исторические утверждения Библии. Кроме того, надлежащая оценка библейской версии происходивших событий часто приводила к поразительным открытиям».

Мы рассмотрим три доказательства – единодушное  мнение ученых о времени написания  библейских отрывков, архитектурные находки, которые подтверждают места и события, упомянутые в Библии, а также исторические документы, в которых события описаны идентично или в высшей степени близко к упомянутым в Библии.

В целом, ученые согласны с тем, что Новый Завет был написан во времена апостолов

Д-р Уильям Ф. Олбрайт (Dr. William F. Albright) – американский археолог, один из крупнейших исследователей Библии ХХ в. В 1955 году, отвечая критикам, которые утверждали, что Новый Завет был написан во II в. н.э. людьми, не являющимися свидетелями описываемых ими событий, он писал: «Уже сейчас мы можем с полной уверенностью утверждать, что более нет никаких серьёзных оснований для отнесения какой бы то ни было книги Нового Завета к периоду позже 80 г. по Р.Х.». В последующее десятилетие другие серьезные открытия убедили д-ра Олбрайта в том, что все книги Нового Завета были написаны между 50 и 70 гг. от Р.Х. Это указывало на то, что написавшие их люди были очевидцами описанных событий и слышали учение Христа и Его апостолов. Олбрайт также пришел к выводу, что за такой малый срок, который отделял написание Нового Завета от описываемых в нем событий, в текст не могли вкрасться сколько-нибудь значительные искажения или преувеличения. Другими словами, д-р Олбрайт – один из величайших умов в области археологии и изучения древних рукописей – пришел к заключению, что Библия точно описывает жизнь и учение Иисуса Христа.

В своих выводах  он не одинок. Д-р Джон А.Т. Робинсон (Dr. John A. T. Robinson) – известный исследователь Нового Завета и выдающийся преподаватель Тринити-колледжа в Кэмбридже (Trinity College in Cambridge). Первоначально он придерживался «вольной» (либеральной) теологии своего времени, согласно которой Новый Завет был написан не Павлом и другими апостолами, а лет через сто после смерти Иисуса Христа. Понимая, что в этой области было проведено слишком мало исследований, в марте 1977 г. в статье для журнала «Таймс» Робинсон объявляет в своем решении лично проверить общепринятое в научных кругах мнение. В своей книге "Пересмотр датировки Нового Завета" он писал, что все предыдущие убеждения были основаны на «деспотии непроверенных гипотез» и «почти намеренной слепоте». Он сделал поразительный вывод о том, что апостолы были подлинными авторами Нового Завета, и что весь текст Нового Завета был написан до 64 по Р.Х. Робинсон призвал ученых изучить доказательства и провести исследования, необходимые для подтверждения датировки Писаний. Он пришел к выводу, что Евангелие от Матфея было написано примерно в 40 г. по Р.Х. – т.е. спустя 8 лет после вероятной даты распятия Иисуса Христа!

Древнееврейский историк Иосиф Флавий в своих  записях, датируемых 70 г. по Р.Х., упоминает  некоторые события, происходившие  с библейскими персонажами. В  частности, смерть Иоанна Крестителя от рук Ирода, как записано в Библии. Кроме того он описывает смерть Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, приговоренного к побитию камнями («Иудейские древности», кн.18, гл.5, и кн.20, гл.9). Иосиф Флавий, живший во времена Иисуса Христа, не просто подтверждает точность изложенных в Библии событий. Он показывает, что даже спустя 40 лет после смерти Христа, любые упоминания о Нем и Его окружении не оставляли у слушателей сомнения в том, о ком идет речь.

Известный историк Уилл Дюран –  лауреат Пулитцеровской премии и обладатель Президентской медали Свободы, – пишет о существовании Иисуса Христа как исторической личности: «Даже самые фанатичные язычники или иудейские противники зарождающегося христианства никогда не отрицали самого факта Его существования» («История Цивилизации», т. 3). Далее он отмечает: «И чудом куда более невероятным, чем все чудеса, описанные в Евангелиях, было бы, если бы несколько простых людей при жизни одного поколения сумели выдумать столь яркую и притягательную фигуру, столь возвышенную этику и столь вдохновляющее зрелище человеческого братства» («История Цивилизации», т. 3). 

Среди ведущих ученых нет расхождения  во мнениях о времени написания  книг Нового Завета.

Археологические находки подтверждают библейский текст

На протяжении достаточно долгого времени критики утверждали, что в Библии упоминается множество никому не известных имен, географических названий и исторических событий. Некоторые археологи, в том числе и те, кто сейчас громко выступает в защиту исторической точности Библии, много лет потратили на то, чтобы доказать ее несостоятельность. Однако, их усилия доказали несомненную достоверность Библии и, по словам д-ра Н. Глюика, после соответствующего анализа привели к впечатляющим новым археологическим открытиям.

Мы рассмотрим некоторые наиболее известные аргументы, выдвигавшиеся против достоверности Библии, и некоторые археологические находки, которые имеют к ним отношение.

В 1 главе  книги Исход рассказывается о  том, что во время своего изгнания в Египте израильтяне построили  для фараона города Пифом и Раамсес. В 5 главе говорится, что вначале они строили из кирпичей, сделанных с добавлением соломы, но когда египтяне отказались доставлять солому, израильтяне стали собирать и добавлять в кирпичи жнивье (солому, оставшуюся после жатвы на корню). Ученые Навилль (в 1883 г.) и Кайл (в 1908 г.) обнаружили, что наиболее глубокие слои построек в Пифоме были сложены из прочного кирпича, укрепленного соломой, средние слои – из кирпича, содержащего смесь соломы и жнивья, в верхнем же слое кирпичи были совсем без соломы.

Давид –  один из наиболее известных библейских персонажей, – сам по себе уже  являлся значительным источником критики  со стороны археологов, которые заявляли, что в Израиле никогда не существовало такого царя. В 1992 году в ходе археологических раскопок в Тель Дане на севере Израиля была обнаружена часть каменной плиты (триумфальной стеллы) с надписью «бейт-Давид» («дом Давида»), которая приводится в Библии. Это было первое, но далеко не последнее упоминание о царствовании Давида. Находка повлекла за собой переосвидетельствование  других надписей, как, например, Моавский камень (стелла Меши), на котором сохранилась запись о восстании против Израиля моавского царя Меши. На плохо сохранившемся фрагменте этого камня можно прочесть надпись «бейт-Давид», которая судя по всему являлась формой обращения к иудейским царям. Джеффри Шелер – отмеченный наградой журналист и религиозный обозреватель газеты US News and World Report – назвал эту находку «исторической бомбой», поскольку эта надпись стала первым археологическим упоминанием о великом царе Израиля.

Критики не просто сомневались в существовании  Давида, но считали рассказ о его  знаменитом поединке с филистимлянином  Голиафом причудливой исторей из области религиозного вымысла. Так  продолжалось вплоть до 2005 года, когда во время раскопок на месте некогда существовавшего древнего города Гефа (или Гата), называемого родным городом Голиафа, археологи обнаружили небольшой керамический черепок, на котором сохранилась надпись с именем Голиафа. Эта находка не только позволила установить, что человек по имени Голиаф – реальное лицо. Ее предположительный возраст определен в пределах 70 лет до предполагаемой даты поединка Давида с Голиафом (London Times, 13 ноября, 2005 г.). Другая находка в Филистимии показала, что при постройке филистимских храмов основной вес крыши держали на себе два столба, стоящие близко друг к другу. Если их убрать, вся постройка рухнет, как и было описано в книге Судей 16:23-30.

Давид не единственный царь, реальность которого как исторической личности подвергалась сомнению. Археологические  находки подтверждают существование  и других царей, упоминающихся в  Библии. Имя Амврия (ивр. Омри) – царя Израильского царства, записано на стелле моавского царя Меши, а также в надписях-анналах трех других ассирийских царей – Тиглатпаласара III, Саргона II и на Черном Обелиске царя Салманасара III, который писал: «Я смирил... всю землю Амврия (Дом Омри)». Ассирийские надписи, обнаруженные в Ниневии, подтверждают существование царей Израиля Ахава, Иеху (или Ииуя), Менахема (или Маинана), Пекаха и Хошеи. Другие надписи, обнаруженные археологами, подтверждают существование царей Иудеи, упомянутых в Библии, в том числе Ахазии, Узии, Ахаза, Хизкии, Менашше и Иехоахина (или Иехонии). В хозяйственных записях вавилонского царя Навуходоносора (прав. с 606 до 562 г. до н.э.) говорится о выдаче продовольственного содержания:  «десять сил масла для  Яукина (Иехонии), царя Иауды (Иудеи)...».

Археологические факты также подтверждают существование Израиля в доцарский период. Надпись на каменной стелле высотой в семь с половиной футов, обнаруженной в храме фараона Мернептаха, гласит: «Израиль пуст, нет его семени». Эти слова указывают на то, что фараон разбил израильтян в битве на западном берегу нынешнего Иордана.

В Ираке исследователи обнаружили декрет персидского царя Кира (т.н. «цилиндр»), который позволял народам, насильно переселенным в Месопотамию, вернуться  в свои страны. Это был декрет, разрешающий еврейским изгнанникам вернуться на родину и восстановить Храм под руководством Неемии. В соответствии с официальной политикой империи, предшественник Кира Навуходоносор уводил в плен жителей завоеванных земель и расселял их по дальним уголкам царства, таким образом предотвращая любое сопротивление и обеспечивая безопасность своей власти. Кир был более мягким царем, он издал указ о возвращении израильтян на родину, положив конец семидесятилетнему периоду вавилонского плена, сказав: «Я, Кир, царь мира, великий царь». После описания всех завоеваний и деяний Кира на цилиндре следует запись «Я собрал всех их [прежних] жителей и вернул в их жилища». Этот документ подтверждает подлинность событий одного из наиболее замечательных отрывков Писания – в Книге Ездры 1:1-3.

Критики часто подвергали сомнению и существование царей других народов, имеющих какие-либо отношения или связи с Израилем. Один из примеров – ассирийский царь Саргон, упоминающийся в Исайя 20:1. Критики не верили в его реальность, поскольку его имя не встречается нигде, кроме Библии. Сомнения разрешились, когда в 1842-1845 гг. в Хорсабаде (Ирак) П.Е.Ботта обнаружил дворец Саргона. На стенах дворца была найдена надпись о захвате Саргоном города Азота (Ашдода), описанном в Исайя 20. И что еще более примечательно, вскоре в самом Азоте была обнаружена стелла, увековечивающая память об этом событии.

Скептики сомневались и в  существовании вавилонского царя Валтасара, о котором в Библии повествуется в 5 главе Книги пророка Даниила. Долгое время Надонид считался последним царем Вавилона, но найденные позднее археологами таблички свидетельствуют, что Валтасар правил совместно с последним вавилонским царем и, таким образом, он назначил Даниила «третьим властелином в царстве», после того, как увидел письмена на стене (Даниила 5:16).

В надписях обнаружены не только имена  упомянутых в Библии царей. Были найдены  две глиняные печати, с надписью Варуха, писца пророка Иеремии. Надпись на них гласит: «Принадлежащее Верекьяху, сыну Нирии, писцу». Одна из этих печатей находится в частной коллекции, другая – в Израильском музее в Иерусалиме. На рубеже ХХ в. была найдена еще одна превосходная печать с изображением льва и надписью «принадлежащее Шеме, рабу Иеровоама», указывающей на то, что печать принадлежит официальному лицу при израильском царе Иеровоаме.

Обнаруженные в северной Сирии в 70-х гг. ХХ века архивы Эблы возвращают нас во времена патриархов, примерно в 2300 г. до Р.Х., и демонстрируют точность Библии в передаче личных имен и географических названий того времени. Название «Ханаан», неправомочно употребляемое, по мнению критиков, в ранних главах книги Бытия, поскольку не использовалось в те времена, появляется в архивах Эблы, демонстрируя, что Библия была не единственным источником, в котором встречается это название, и подтверждая тем самым историческую точность Библии за 2300 лет до Р.Х.

В Деяниях апостолов 13:7 Лука именует  Сергия Павла проконсулом Кипра. В течение многих лет критики Библии обвиняли Луку за ошибочное употребление термина «проконсул». Они считали, что правильно эта должность называлась пропретор (т.е. наместник преторской провинции) Кипра. Однако, найденные на Кипре монеты подтвердили, что Лука был прав: на некоторых монетах можно прочесть надпись «Проконсул Павл», скорей всего, относящуюся к лицу, упомянутому в Деяниях.

Точно так же довольно долгое время  подвергалось сомнению использование  Лукой слова «политарх» по-отношению  к «городским начальникам» Фессалоники. Это слово не встречается нигде, кроме Библии. В 1835 году на Галерейной арке в западной части Фесаллоники была обнаружена надпись, содержащая слово «политарх». Арка была разрушена в 1867 году, но плита, на которой записаны имена шести официальных лиц, называемых политархами, в настоящее время находится в коллекции Британского Музея.

На протяжении многих лет Луку критиковали за то, что он причислял город Иконию к Фригии, а не к Ликаонии, как древнеримский историк Цицерон. Памятники и надписи, обнаруженные в XIX в., подтвердили правоту Луки: Икония действительно находилась во Фригии, а не в Ликаонии.

Информация о работе Библия как исторический источник