«Политическая» мифология ХХ-ХХI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:54, реферат

Краткое описание

Миф является важнейшей частью нашей жизни, нашего мироощущения. Мифологическое мышление сопровождает человечество на протяжении всей его истории и никогда не будет вытеснено рациональным. При внимательном рассмотрении обыденное сознание оказывается сотканным из мифов. Этим пользуются политики, партии, крупные бизнес-корпорации для манипуляций общественным мнением. Обыватели, как правило, и не подозревают, что являются объектами манипуляций.

Содержание

Введение
1. Миф как форма общественного сознания
2. Миф как политтехнология
3. Процессы мифотворчества современной России
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

«Политическая» мифология ХХ-ХХI века.docx

— 36.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Миф как форма общественного  сознания

2. Миф как политтехнология

3. Процессы мифотворчества современной  России

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

В любую историческую эпоху правящие, доминирующие классы и социально-политические группы в своих взаимоотношениях с массами, и в своей пропаганде, в той или иной степени, прибегают  к мифологизации.

Причем используют ее не только как  инструмент интерпретации исторических событий, но и современной действительности.

Миф является важнейшей частью нашей  жизни, нашего мироощущения. Мифологическое мышление сопровождает человечество на протяжении всей его истории и  никогда не будет вытеснено рациональным. При внимательном рассмотрении обыденное  сознание оказывается сотканным  из мифов. Этим пользуются политики, партии, крупные бизнес-корпорации для манипуляций общественным мнением. Обыватели, как правило, и не подозревают, что являются объектами манипуляций.

В наше время стремительного развития средств коммуникации резко возрастает опасность использования мифов  в целях узкой группы лиц, владеющей  необходимыми для производства и  распространения мифов ресурсами. Мифы являются эффективным инструментом конструирования реальности.

Мифология охватывает все сферы  общественной жизни. Однако наиболее активно  мифологизация массового сознания используется в политической сфере любого общества. Большинство идей, которые когда-либо выражали и выражают сегодня политические лидеры, управляемые ими партии, общественные движения, союзы, чаще всего, представляют собой не что иное, как политический миф. Целесообразно заметить, что в области политики, необходимость использования мифа особенно нарастает в условиях кризиса.

Современное общество, независимо от того, какие страны, территории, формации оно представляет, постоянно находится  в условиях вынужденной борьбы за существование, испытывает определенное социальное напряжение. В условиях постоянного напряжения усиливается чувство тревоги, ощущения нестабильности, неустойчивости достигнутого положения.

Таким образом, неизбежно возникает  потребность в уходе от действительности, в иллюзорный мир, принципиально  отличающийся от реального, в мир идей, которые помогают освободиться от тягот жизни, а потому легко становятся неизменным ориентиром.

Этим пользуются политические лидеры, партии для манипуляций общественным сознанием. Участвующие в политической борьбе политики, социально-политические группы и их лидеры, апеллируют к  разным мифологическим образам, в соответствии с теми социальными задачами, которые  они решают. Возникают условия  применения манипулятивных технологий путем мифологизации общественного сознания и политического мифотворчества.

Политические мифы современной  эпохи существенно отличаются от классических мифов ранних исторических эпох, они появляются не спонтанно, а имеют причину возникновения, связанную с социально-политическими  условиями существования. Политические мифы действуют в сфере политического  сознания. Широту их распространения  мы можем наблюдать в постоянных выступлениях политических деятелей. Эти политические мифы выступают  идеологическим основанием внутренней и внешней политики. Просматривается  их классовое содержание, за которым  стоит идеологическая группа.

 

1. Миф как форма общественного  сознания

В обыденном представлении миф -- это сказка, вымысел. Современный человек считает себя рациональным существом и ни за что не признает, что его поступки и образ мыслей могут определяться мифами. Однако, при ближайшем рассмотрении, наша рациональность оказывается всего лишь рационализацией, т.е. попыткой прикрыть рациональными доводами те мысли и поступки, которые продиктованы импульсами, исходящими из недр бессознательного. Наши представления об окружающем мире носят мифологический характер, хотя мы сами этого не осознаем. И это естественно -- для человека, живущего в мифе, мифология и есть единственно возможная реальность.

Политический миф -- это миф, используемый для реализации политических целей: борьбы за власть, легитимизации власти, осуществления политического господства. Используемые в качестве инструмента политической борьбы политические мифы оказывают колоссальное влияние на все общество. Политическую мифологию можно было бы назвать прикладной мифологией, поскольку за любым политическим мифом всегда скрыты вполне материальные интересы определенных лиц и групп.

Особенность политического мифа в  том, что он всегда стремится стать  реальностью. В этом крайне заинтересованы те лица и группы, которые данный миф эксплуатируют. Попытки подменить  реальность часто кончались трагически.

Миф формирует в человеке его  внутреннего мироощущения, «картины мира». Иными словами, миф не просто посредник, некое передаточное звено  между человеком и реальностью. Миф завладевает внутренним миром  человека, программирует его. Миф  управляет человеком, помещая его  в особую, мифологическую реальность.

Сегодня трудно говорить о существовании  какой-то «объективной реальности». Нескончаемые потоки самой различной информации, обилие символов, образов, «картинок» создают у людей ощущение, что  окружающий мир непрерывно и стремительно меняется прямо на глазах. Круговорот образов способствует мифологизации сознания современного человека, поскольку миф является устойчивой структурой и позволяет внести какую-то упорядоченность в хаотичную «картину мира». Миф оказывается той самой «реальностью», в которую человек искренне верит.

Миф создает особую, мифологическую реальность, которая воображается человеком  как истинная, объективная реальность. В мифе работают «структуры сознания, на основе которых в мире воображаются существующими такие предметы, которые одновременно и указывают на его осмысленность. В мифе мир освоен, причем так, что фактически любое происходящее событие уже может быть вписано в тот сюжет и в те события и приключения мифических существ, о которых в нем рассказывается. Миф есть рассказ, в который умещаются любые конкретные события; тогда они понятны и не представляют собой проблемы» Мамардашвили М. Введение в философию // Мой опыт нетипичен. СПб., 2000. С. 40.

В приведенной цитате фактически описана  технология создания мифологизированного  образа политика. Задав определенные рамки толкования той или иной политперсоны, можно в дальнейшем любые ее поступки и высказывания интерпретировать в рамках созданного мифа. Это делает его высокотехнологичным средством манипуляции общественным сознанием. Реальная политическая жизнь постоянно преподносит сюрпризы, в то время как миф позволяет упорядочивать «картину мира». Поэтому миф доступен обыденному сознанию, что делает его эффективным оружием в политической борьбе.

Политические мифы можно разделить  на два основных вида. Первый вид -- технологические мифы, которые создаются для реализации сиюминутных политических задач. Например, когда в СССР шел процесс суверенизации республик, демократы, чтобы оправдать «независимость» России, придумали миф о том, что Россия «кормит» союзные республики и поэтому живет плохо. «Стоит избавиться от этой ноши, и россияне заживут в достатке», -- утверждали сторонники «независимости». Сегодня об этом мифе мало кто помнит, но в те годы он сыграл свою роль.

Примеров таких мифов-однодневок можно привести множество. Жизнь  этих мифов коротка, поскольку они  базируются на конъюнктурных изменениях в общественном сознании, на эмоциональных  порывах, не затрагивая при этом глубинных  слоев подсознания. С технологическими мифами можно довольно эффективно бороться, разоблачая их на рациональном уровне, создавая контрмифы и т.д. В этом противостоянии побеждает тот, кто грамотней работает и обладает сопоставимыми или превосходящими противника ресурсами.

Есть мифы другого рода, которые  можно назвать «вечными». Они  основаны на архетипах, и их практически  невозможно уничтожить, поскольку эти  мифы глубоко укоренены в менталитете  народа. Их можно либо актуализировать, т.е. вызвать к жизни, либо загнать  обратно в глубины подсознания, поставив им мощный заслон. В России, например, миф о «светлом коммунистическом завтра» в конце 80-х -- начале 90-х годов сменился мифом о «капиталистическом изобилии», которое должно было наступить с началом рыночных реформ. В свою очередь, коммунистический миф является лишь переименованием древнего мифа о Золотом веке. Сходные «приключения» в ходе исторического развития претерпевают и другие «вечные» мифы.

Конструкция мифа действительно имеет  ряд универсальных черт, что позволяет  политтехнологам конструировать искусственные  технологические мифы. Однако дело не только в конструкции мифа. Технологический  миф по большому счету псевдомиф, поскольку не опирается на архетипы. Между тем именно они являются энергетической подпиткой мифа. У каждого народа свои архетипические особенности, т.к. архетипы формировались в начале его истории. Сформировавшись, они сопровождают народ на протяжении всего исторического пути. Поэтому политику, чтобы стать мифологическим персонажем, надо не просто создать некую конструкцию, но вписаться в какой-то национальный, «вечный» миф.

Важнейшая функция политического  мифа -- легитимизация властных институтов и носителей верховной власти в стране. Миф является основой легитимности власти и ее стражем одновременно. Поэтому покушение на основные политические мифы того или иного государства есть покушение на основы легитимности этого государства. Так, разрушение советской мифологии привело в конечном итоге к делегитимизации власти КПСС и распаду Советского Союза. Другими словами, мифы могут выступать не только хранителями легитимности, но и ее сокрушителями. В СССР советские мифы разбились о целую систему «демократических» контрмифов. Идеологами расправы с советской мифологией выступали «шестидесятники».

 

Глава 2. Миф как политтехнология

Одной из самых востребованных  политических  технологий XX – начала XXI века стало  мифотворчество.  В  политическом пространстве современной  России процесс конструирования  мифов необычайно насыщен: множатся попытки сформулировать национальную идею и укрепить легитимность существующего  режима,  конструируются различные  «партийные» мифы. При этом  в  мифах новой

России часто соединяются, казалось бы, плохо сочетаемые между собой  мифы СССР и мифы  западного мира, например,  мифологема о необходимости  наведения порядка посредством сильного авторитарного режима соединяется с мифологемой о необходимости обеспечения демократических прав и свобод.

Для более полного понимания  ситуации необходимо  обратиться к  концепции мифа в целом и кратко проследить развитие политических мифов  в XX веке.

Если для рационального типа мышления, свойственного Новому времени, миф представлялся сказкой,  вымыслом, фантазией, то в первобытных и  примитивных обществах миф  представлялся  как раз наоборот, описанием  подлинных, реальныхсобытий, и что еще важнее, событий сакральных, значительных, служащих образцом для подражания. Современные ученые рассматривают миф как способ существования в культуре «священной традиции»: миф есть иносказательная история, трактующая посредством символических образов, метафор и аналогий реальный, индуктивно обобщенный до архетипичности опыт реализации потребностей общества.

Современный миф может быть целенаправленным, предназначенным культивировать иллюзии, героику, величие вождя или какой-либо идеи и исходить от идеолога, представляющего  какую-либо политическую силу.

Традиционный и современный  политический мифы имеет несколько  общих черт: и те, и другие призваны не только объяснить существующее, но и создать образ новой реальности, которой еще предстоит воплотиться в действительность; основным объектом мифологизации в обоих случаях является прошлое данного социума, которое сохраняет свою актуальность для настоящего; и традиционные, и политические мифы являются действенной силой, которая организует поведение индивида и человеческих масс. Они реализуются в общественных ритуалах и укрепляют социальные связи, придают осмысленность человеческому существованию, выполняют функции психологической компенсации.

Однако политические мифы, в отличие  от мифов архаических, распространяются не устным или рукописным путем, а  преимущественно через средства массовой информации.

Стремительное развитие мифотворчества как политической технологии началось в XX веке. Иррациональная мифология XX века  пришла на смену рациональной идеологии  века XIX, так как лежащая в основе идеологии научная рациональность перестала быть образцом мышления  для масс. В отрыве от эмоционально насыщенных исторических фактов, от архетипов  коллективного бессознательного идеологическая рациональность оказалась бессильна.

После окончания Первой мировой войны тоталитарные государства (Германия и СССР), установив контроль над СМИ, приступили к построению новых государственных мифологем, пронизанных эмоциональными, внерациональными компонентами. Как в Германии, так и в СССР был разработан комплекс особых символов и ритуалов, легших в основу мировосприятия простых граждан, создан мистический культ политических лидеров, власть которых основывалась не на рациональных программах, а на харизматическом убеждении массы в правильности выбранного курса.

При этом  вера в иллюзии оказалась  столь основательной не просто в  силу природы человеческого сознания, а в силу постоянно меняющейся ситуации, в которой очутились  массы. В своем стремлении как-то устоять в быстро изменяющемся мире массы готовы были поверить всему  и не верить ничему. Более того, испытывая  невероятные бедствия, которые выпали на их долю во время и после Первой мировой войны, они не возражали быть обманутыми. Иллюзии, мифы явились терапевтическим средством, которое помогает массам избавиться от шоковых ситуаций.

Таким образом, политический миф как  средство управления массами с помощью  иррациональных мотивов содержит в  себе те иллюзии, в которые толпа  сама хочет верить. Политическое мифотворчество в этом смысле есть технология «подпитки» надежд масс на воплощение этих иллюзий  посредством конструирования и  внедрения в массовое сознание новых  иллюзорных образов.

Информация о работе «Политическая» мифология ХХ-ХХI века