«Особенности личности детей с задержкой психического развития»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 08:34, реферат

Краткое описание

Москва, 2011г.

Особенности эмоционально-волевой сферы и личности

Задержку психического развития характеризует эмоциональная лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностная незрелость в целом.
Эмоциональная лабильность проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда — немотивированных проявлений аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат№1.docx

— 29.53 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ И  СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра специальной психологии

 

Реферат

на тему «Особенности личности детей с задержкой психического развития»

 

 

 

Выполнил студент 
группы СП III - 1 
Комиссарова Анастасия Александровна

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011г.

Особенности эмоционально-волевой  сферы и личности

Задержку психического развития характеризует эмоциональная лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностная незрелость в целом.

Эмоциональная лабильность проявляется  в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда — немотивированных проявлений аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства.

Неадекватная веселость и жизнерадостность выступают, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих.

Среди детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза выделяют группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозимости.

Дети первой группы шумные и подвижные: на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. Со взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубоки и кратковременны.

При психической тормозимости наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы.

При значительных отличиях в проявлениях  эмоций существенной разницы в понимании эмоциональных состояний по выражению лица другого человека у школьников с задержкой психического развития и нормально развивающихся не обнаружено . Затруднения при выполнении такого рода заданий отмечались только у детей с задержкой развития с выраженными эмоциональными нарушениями (эмоциональной скудностью , снижением потребности в общении).

Определяя более или менее успешно  по внешнему выражению эмоции других людей, дети с задержкой психического развития часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Это свидетельствует об определенном недоразвитии эмоциональной сферы, которое оказывается довольно стойким.

Обследуя бывших выпускников школ для детей с задержкой психического развития, Г. Б. Шаумаров обнаружил некоторую ригидность чувств и недоразвитие их эмоциональной сферы в целом (1990). Это проявляется в отношениях таких детей с близкими людьми.

Младшие школьники с задержкой  психического развития отстают от нормально развивающихся по сформированности произвольного поведения. Гораздо чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, у них наблюдается импульсивное поведение.

По данным Л. В. Кузнецовой, уровень произвольной регуляции поведения зависит у них от сложности деятельности, особенно от сложности звена программирования и наличия конфликтной ситуации (например, при необходимости действовать в соответствии с мысленным планом, вопреки внешним условиям деятельности).

Наибольшие затруднения в процессе развития произвольной деятельности по мере обучения в специальной школе вызывает формирование контроля за собственной деятельностью. Важную роль в этом играют занятия ручным трудом в начальных классах, и особенно занятия трудом в школьных мастерских.

Значительным своеобразием отличается развитие личности детей рассматриваемой категории. Для них характерна низкая самооценка, неуверенность в себе (особенно у школьников, которые какое-то время до специальной школы обучались в школе общего назначения).

В старшем школьном возрасте у школьников с задержкой психического развития обнаруживается ряд особенностей личности, общих с наблюдаемыми у нормально развивающихся подростков. Это слабость, уязвимость личности, высокая экстрапунитивность реакций с агрессией на окружение, ведущая к конфликтности; некорректность в отношениях с окружающими; выраженность самозащитных реакций; наличие признаков акцентуации характера. Но в отличие от нормально развивающихся сверстников у них слабо выражены реакции самоутверждения, самоопределения, характерные для этого возраста. Не проявляется острая потребность в объединении со сверстниками, взрослые остаются для них более значимыми.

Эти особенности установлены в  исследовании Е.Г.Дзугкоевой (1999), которая также отмечает, что в благополучной ситуации, в частности в условиях специальной школы, подростки с задержкой психического развития достаточно послушны, управляемы и подчиняются общим правилам поведения. В наибольшей мере это относится к подросткам, с самого начала обучавшимся в специальной школе. Это объясняется их удовлетворенностью своим положением.

Характеристика  личностных особенностей детей с  ЗПР

1. Ребенок  с ЗПР уже на первый взгляд  не вписывается в атмосферу  класса массовой школы своей  наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью,  он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет  школьных требований, но в то  же время он прекрасно чувствует  себя в игре, прибегая к ней  в тех случаях, когда возникает  необходимость уйти от трудной  для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со  строгими правилами (например, сюжетно-ролевые  игры) детям с ЗПР недоступны  и вызывают страх или отказ  играть.

2. Не осознавая  себя учеником и не понимая  мотивов учебной деятельности  и ее целей, такой ребенок  затрудняется в организации собственной  целенаправленной деятельности.

3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает  замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия  он нуждается в наглядно-практической  опоре и в предельной развернутости  инструкций. Словесно-логическое мышление  недоразвито, поэтому ребенок  долго не может освоить свернутые  мыслительные операции.

4. У детей  с ЗПР низкий уровень работоспособности,  быстрая утомляемость, объем и  темп работы ниже, чем у нормального  ребенка.

5. Для них  недоступно обучение по программе  массовой школы, усвоение которой  не соответствует темпу их  индивидуального развития.

6. В массовой  школе такой ребенок впервые  начинает осознавать свою несостоятельность  как ученика, у него возникает  чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход  в более доступную деятельность.

 По сравнению  с нормальными детьми дети  с ЗПР характеризуются сниженным  уровнем познавательной активности. Это проявляется в недостаточной  любознательности. Если большинство  обычных детей младшего школьного  возраста продолжают походить  на дошкольников-"почемучек" - они задают много вопросов  относительно предметов и явлений  окружающего мира, то дети с  ЗПР в этом отношении значительно  отличаются от нормальных. Одни  из них вообще не задают  вопросы, они медлительные, пассивные,  с замедленной речью; другие  задают вопросы, которые касаются  лишь внешних свойств предметов  и явлений.

 Известно, что дети с ЗПР обучаются  на успехе. В свою очередь, успешность  их обучения зависит во многом  от своевременной и тактичной  помощи учителя, при этом важно  учитывать индивидуальные особенности  каждого ребенка, развить в  нем веру в свои силы и  возможности.

  Школьники с задержкой психического развития отличаются крайней поверхностью ума. При знакомстве с новым материалом (слушая объяснения учителя, читая текст учебника) они выделяют в качестве существенных первые бросившиеся им в глаза признаки, яркие детали, лежащие на поверхности явления, не проникая в его суть. Поэтому для них оказывается трудным формирование содержательных обобщений, им свойственны ошибки смешения понятий, формализм в усвоении знаний.

 У детей  данной категории нарушен и  необходимый поэтапный контроль  над выполняемой деятельностью,  они часто не замечают несоответствия  своей работы предложенному образцу,  не всегда находят допущенные  ошибки, даже после просьбы взрослого  проверить выполненную работу. Эти  дети очень редко могут адекватно  оценить свою работу и правильно  мотивировать свою оценку, которая  часто завышена.

 У детей  рассматриваемой категории обычно  наблюдается ослабление регуляции  во всех звеньях деятельности. Даже если задача "принята"  ребенком, то возникают трудности  при ее решении, так как не  анализируются ее условия в  целом, не намечаются возможные  пути решения, полученные результаты  не контролируются, а допущенные  ошибки не исправляются. Старших  дошкольников с задержкой психического  развития по особенностям их  деятельности И.А. Коробейников  условно разделил на две группы.

К первой группе были отнесены дети, у которых наблюдается  интерес к выполняемой работе; вместе с тем при столкновении с трудностями нарушается целенаправленность деятельности, снижается активность, действия становятся нерешительными. В большинстве случаев внешняя  стимуляция и создание ситуации успеха улучшают продуктивность работы. Результаты деятельности во многом зависят от того, насколько педагог поможет  ребенку мобилизировать свои усилия, найти новые стимулы для работы.

 Ко второй  группе были отнесены дети  с менее выраженным интересом  к работе, невысокой активностью.  При возникновении трудностей  в решении задачи указанные  особенности становятся более  выраженными, и требуется значительная  внешняя стимуляция для продолжения работы. Даже при оказании большого объема помощи разного вида (вплоть до наглядного обучения) уровень достижений у детей этой группы остается низким.

 У детей с задержкой  психического развития снижена  потребность в общении как  со сверстниками, так и с взрослыми.  У большинства из них обнаруживается  повышенная тревожность по отношению  к взрослым, от которых они  зависят. Новый человек привлекает  их внимание значительно в  меньшей степени, чем новый  предмет. В случае затруднений  в деятельности такой ребенок  скорее склонен прекратить работу, чем обратиться к взрослому  за помощью. Дети почти не  стремятся получить от взрослого  оценку своих качеств в развернутой  форме, обычно их удовлетворяет  оценка в виде недифференцированных  определений ("хороший мальчик", "молодец"), а также непосредственное  эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т.д.). Необходимо  отметить, что хотя дети по  собственной инициативе крайне  редко обращаются за одобрением, но в большинстве своем они  очень чувствительны к ласке,  сочувствию, доброжелательному отношению.  Если общение с взрослым окрашено  в эмоционально положительные  тона, то они стремятся сделать  его более продолжительным во  времени, становятся более работоспособными, реже ссылаются на усталость.

В качестве ведущих  в характеристике личности дошкольников с задержкой психического развития выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах  деятельности, агрессивность поведения  и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к  взрослому, большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания  своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц  и вещей, ярко выраженные трудности  в различении важнейших черт межличностных  отношений. Все это свидетельствует  о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

 Дети с  ЗПР испытывают трудности при  необходимости сосредоточиться  для поиска решения проблемы, что связано и со слабым  развитием у них эмоционально-волевой  сферы. В связи с этим у  них часты колебания уровня  работоспособности и активности, смена "рабочих" и "нерабочих"  состояний. На уроке они в  состоянии работать не более  12-15 мин, а затем наступает утомление,  активность и внимание резко  снижаются, возникают импульсивные, необдуманные действия; в работе  появляется много ошибок и  исправлений; часты вспышки раздражения  или отказ от работы в ответ  на указание педагога.

Информация о работе «Особенности личности детей с задержкой психического развития»