Механизм разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Федерализм выполняет две важнейшие функции: децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали и интегрирует территориальные сообщества. Выполняя эти функции, федерализм предоставляет социальнкультурную и политическую автономию территориальным частям государства. Одновременно достигается политическая, экономическая и военная их интеграция в одном государстве.

Содержание

Введение 3
1 Понятие федерализма и государственного управления 5
1.1 Конституционные основы современного российского федерализма 5
1.2 Государственное управление как форма государственной деятельности 12
2 Механизм разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в государственном управлении 18
2.1 Предметы исключительного ведения Российской Федерации 18
2.2 Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов 23
2.3 Исключительные полномочия субъектов Российской Федерации 28
Заключение 30
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

2011Мнацян_КР.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшей задачей России как социального государства (ст. 7 Конституции РФ) является социальная защита граждан, включая их социальное обеспечение. К ведению Российской Федерации отнесено законодательство, направленное на обеспечение социальной защиты граждан. Одним из основополагающих федеральных законов в этой сфере является закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».26

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидацией последствий обычно призваны заниматься субъекты РФ. Однако в тех случаях, когда масштабы такого рода событий переходят границы их территорий или не соответствуют возможности субъектов РФ. В осуществление таких мер включается и сама РФ, которая располагает для этих целей специальными структурами и средствами.

Согласно Федеральному конституционному закону РФ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»27, в случае стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и крупных аварий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье людей и требующих проведения аварийно-спасательных работ, указом Президента РФ вводится чрезвычайное положение на части или даже на всей территории России.

В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся вопросы установления общих принципов налогообложения и сборов в РФ, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, а также кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура и нотариат (п. «д, е, ж» ст. 72 Конституции РФ).

Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей – предмет заботы прежде всего тех субъектов РФ, на территориях которых эти общности проживают. Однако этим должна заниматься и РФ, осуществляющая на территориях их проживания различную хозяйственную деятельность. РФ призвана также защищать права упомянутых этнических общностей и от их возможных нарушений органами субъектов Федерации.28

К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Эти общие принципы устанавливаются федеральным законодательством в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»29).

К ведению субъектов Федерации относится обеспечение соответствия законов о системе органов государственной власти в этих субъектов, а также о местном самоуправлении Конституции РФ, установленным федеральными законами общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Субъекты РФ могут быть самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений, если это не противоречит Конституции и ее федеральным законам. Проведение Российской Федерацией единой внешней политики и внешнеэкономической линии требует координации международных и внешнеэкономических связей ее субъектов. Эта координация осуществляется органами государственной власти Федерации совместно с органами государственной власти ее субъектов. Федеральные органы государственной власти совместно с органами государственной власти субъектов Федерации обеспечивают также выполнение международных договоров РФ.30

 

 

2.3 Исключительные   полномочия   субъектов    Российской    Федерации

Конституция РФ в ст. 73 не устанавливает перечня исключительных полномочий субъектов Федерации. Тем самым она способствует развертыванию инициативы субъектов Федерации, укреплению их самостоятельности. Исключительные полномочия субъектов Федерации определены их конституциями или уставами на основе Конституции РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».31 Они осуществляются органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Исключительные полномочия республик, осуществляемые их высшими органами государственной власти состоят в следующем. Республики в составе РФ: принимают, изменяют и дополняют конституцию республик, осуществляют законодательную деятельность, контролируют соблюдение конституции и ее законов; решают вопросы своего государственного устройства; на основе общих принципов республика определяет систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти; осуществляют правовое регулирование и организацию республиканской государственной службы; определяют и проводят в жизнь основные направления социально-экономической политики; регулируют условия хозяйственной деятельности на своей территории; распоряжаются своей государственной собственностью, природными ресурсами, кроме имеющих федеральное значение; устанавливают республиканский государственный бюджет и местные налоги и сборы и др.

Закрепленные в конституциях исключительные полномочия республик не являются исчерпывающими. К их предмету ведения могут быть отнесены и иные полномочия, если это не противоречит Конституции РФ. 

Все полномочия государственной власти, не отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти и совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономий, осуществляются органами государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ. Эти исключительные полномочия органов государственной власти автономий.

Федеральные органы исполнительной власти РФ при согласовании органов исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, с учетом федеративного устройства РФ выделяются следующие субъекты государственного управления в Российской Федерации: 1) Российская Федерация как демократическое федеративное государства, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ; 2) равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Во взаимоотношениях федеративными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на разграничении их полномочий. Причем Конституция РФ закрепляет исключительные полномочия Российской Федерации и совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов. Все же иные полномочия принадлежат субъектам РФ.

Со временем перехода нашей страны от федерализма формального, являвшегося лишь прикрытием централизованного государства с очень слабыми демократическими традициями, к федерализму подлинному, в котором субъекты Федерации наделены широкими полномочиями и который основан на принципах демократии и признании прав человека, прошло всего лишь два десятилетия – срок для такой перестройки незначительный. Но нет оснований сомневаться в том, что созидательные процессы в нашем обществе и государстве стали необратимыми.

 

 

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты
  1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.93 г.) (с изменениями от 21 января 2009 г.) // СЗ РФ. 2009. – № 4. – Ст. 445.
  2. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ (с изменениями от 7 марта 2005 г.) // СЗ РФ. 2001. – №23. – Ст. 2277; 2005. – №10. – Ст. 753.
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (с изменениями от  29 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 2003. – № 40. – Ст. 3822; 2011. – №1. – Ст. 54.
  4. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ (с изменениями от 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 2003. – №22. – Ст. 2063; 2011. – №1. – Ст. 31.
  5. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (с изменениями от 28 июня 2009 г.) // СЗ РФ. 2002. – №22. – Ст. 2051; 2009. – №50. – Ст. 6241.
  6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ (с изменениями 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 1999. – № 42. – Ст. 500; 2011. – №1. – Ст. 18.
  7. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ (с изменениями  от 5 апреля 2009 г.) // СЗ РФ. 1999. – №18. – Ст. 2208; 2009. – № 14. – Ст. 1575.
  8. О национально-культурной автономии: Федеральный закон 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ (с изменениями от 9 февраля 2009 г.) // СЗ РФ. 1996. – №25. – Ст. 2965; 2009. – №7. – Ст. 782.
  9. Об обороне: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ (с изменениями от 23 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 1996. – № 23. – Ст. 2750; 2010. – №52 (ч.1). – Ст. 6992.
  10. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ (с изменениями от 1 декабря 2007 г.)//СЗ РФ. 1995. №29. Ст. 2757; 2007. №49. Ст. 6079.
  11. О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I (с изменениями от 7 февраля 2011 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. – № 17. – Ст. 594; СЗ РФ. 2011. – №7. – Ст. 901.
  12. О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации: Закон РФ от 17 июня 1992 г. №3056-1 // Ведомости Верховного Совета РФ. 1991. – №50. – Ст. 1740.
  13. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (с изменениями от 27 июля 2010 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – № 18. – Ст. 566; СЗ РФ. 2010. – № 31. – Ст. 4196.
  14. О государственных наградах Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 (с изменениями от  7 сентября 2010 г.) // САПП РФ. 1994. – № 10. – ст. 775; 2010. – № 37. – Ст. 4643.

 

Учебные издания, справочно-энциклопедическая литература

  1. Василенко В.И. Государственное и муниципальное управление. М., 2009.
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. М., 2010.
  3. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. М., 2008.
  4. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарева. М., 2010.
  5. Порфирьев А.М. Национальный суверенитет в правовой природе российского федерализма. М., 2009.
  6. Российский федерализм: экономико-правовые проблемы / Под ред. С.П. Иванова. СПб., 2008.
  7. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2006.
  8. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М., 2009.

 

Публикации в периодических изданиях
  1. Иванова Т. Субъекты Федерации в системе государственного регулирования социально-экономического развития в Российской Федерации // Власть. – 2010. – №6.
  2. Мелкумов А.А. Федеративные принципы государственного устройства: концептуальный аспект // ОНС. – 2008. – №4.
  3. Михайленок О. Национальный суверенитет и российский федерализм // Власть. – 2010. – №3.
  4. Симонян Г.Р. Конституционно-правовая модель российского федерализма // Законодательство и экономика. – 2009. – №6.
  5. Солодухин Ю. Конституционные основы российского федерализма // Свободная мысль. – 2008. – №6.

 

 

 

 

 


 


1 Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.93 г. (с изменениями от 21 января 2009 г.) //СЗ РФ. 2009. №4. Ст. 445.

2 Комментарий к Конституции Российской Федерации/Под ред. В.Д. Карповича. М., 2010. С. 417-418.

 

3 Закон РФ от 17 июня 1992 г. №3056-1 «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации»»//Ведомости Верховного Совета РФ. 1991. №50. Ст. 1740.

4 Федеральный закон 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (с изменениями от 9 февраля 2009 г.)//СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2965; 2009. №7. Ст. 782.

5 Российский федерализм: экономико-правовые проблемы/Под ред. С.П. Иванова. СПб., 2008. С. 42.

 

6 Михайленок О. Национальный суверенитет и российский федерализм//Власть. 2010. №3. С. 4-8.

7 Солодухин Ю. Конституционные основы российского федерализма//Свободная мысль. 2008. №6. С. 27-42.

8 Симонян Г.Р. Конституционно-правовая модель российского федерализма//Законодательство и экономика. 2009. №6. С. 5-13.

9 Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. М., 2006. С. 11.

10 Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М., 2009. С. 132.

 

11 Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. М., 2008. С. 39.

12 Василенко В.И. Государственное и муниципальное управление. М., 2009. С. 87.

13 Василенко В.И. Государственное и муниципальное управление. М., 2009. С. 88.

14 Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М., 2009. С. 132.

15 Иванова Т. Субъекты Федерации в системе государственного регулирования социально-экономического развития в Российской Федерации//Власть. 2010. №6. С. 61-64.

16 Мелкумов А.А. Федеративные принципы государственного устройства: концептуальный аспект//ОНС. 2008. №4. С. 62-70.

17Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" (с изменениями от 7 февраля 2011 г.)//Ведомости съезда Народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 2011. №7. Ст. 901.

18 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 28 июня 2009 г.) //СЗ РФ. 2002. №22. Ст. 2051; 2009. №50. Ст. 6241.

19Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (с изменениями  от 5 апреля 2009 г.)//СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2208; 2009. № 14. Ст. 1575.

20 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации/Отв. ред. В.В. Лазарева. М., 2010. С. 215.

21 Комментарий к Конституции Российской Федерации/Под ред. В.Д. Карповича. М., 2010. С. 319.

22 Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изменениями от 23 декабря 2010 г.) //СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; 2010. №52 (ч.1). Ст. 6992.

23Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 "О государственных наградах Российской Федерации" (с изменениями от  7 сентября 2010 г.)//САПП РФ. 1994. N 10. ст. 775; 2010. № 37. Ст. 4643.

24Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 28 декабря 2010 г.)//СЗ РФ. 2003. №22. Ст. 2063; 2011. №1. Ст. 31.

25 Мелкумов А.А. Федеративные принципы государственного устройства: концептуальный аспект//ОНС. 2007. №4. С. 62-70.

 

26 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями от 27 июля 2010 г.)// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. N 18. Ст. 566; СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4196.

27 Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изменениями от 7 марта 2005 г.)//СЗ РФ. 2001. №23. Ст. 2277; 2005. №10. Ст. 753.

28 Порфирьев А.М. Национальный суверенитет в правовой природе российского федерализма. М., 2009. С. 37.

29 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от  29 декабря 2010 г.) //СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2011. №1. Ст. 54.

Информация о работе Механизм разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в государственном управлении