Механизм разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Федерализм выполняет две важнейшие функции: децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали и интегрирует территориальные сообщества. Выполняя эти функции, федерализм предоставляет социальнкультурную и политическую автономию территориальным частям государства. Одновременно достигается политическая, экономическая и военная их интеграция в одном государстве.

Содержание

Введение 3
1 Понятие федерализма и государственного управления 5
1.1 Конституционные основы современного российского федерализма 5
1.2 Государственное управление как форма государственной деятельности 12
2 Механизм разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в государственном управлении 18
2.1 Предметы исключительного ведения Российской Федерации 18
2.2 Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов 23
2.3 Исключительные полномочия субъектов Российской Федерации 28
Заключение 30
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

2011Мнацян_КР.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 


 

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЛЬ ФЕДЕРАЛИЗМА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

  Студент группы За2Гв _________

                                              (подпись)                       

  Руководитель  к.п.н., доцент

_______________ В.С. Хамидулин

 

 

 

Регистрационный № ________           Оценка_____________________

___________  _____________            ___________  _______________

           Подпись                        И.О.Фамилия                                                Подпись                           И.О.Фамилия

«_____»_____________201_г.           «____»________________201_г.

 

 

 

 

 

г. Владивосток

2011

Оглавление

Введение 3

1 Понятие федерализма и государственного  управления 5

   1.1 Конституционные основы современного российского                            федерализма 5

1.2 Государственное управление как форма государственной                     деятельности 12

2 Механизм разграничения предметов  ведения Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации  в государственном управлении 18

2.1 Предметы исключительного ведения  Российской Федерации 18

2.2 Сфера    совместного    ведения   Российской    Федерации    и    ее субъектов 23

2.3 Исключительные     полномочия      субъектов     Российской      Федерации 28

Заключение 30

Список литературы 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Федерализм выполняет две важнейшие функции: децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали и интегрирует территориальные сообщества. Выполняя эти функции, федерализм предоставляет социальнкультурную и политическую автономию территориальным частям государства. Одновременно достигается политическая, экономическая и военная их интеграция в одном государстве.

Несколько важных обстоятельств обуславливают необходимость федерализма в России. Первое – многонациональный состав населения страны; второе – большая территория и численность населения; третье, и возможно самое важное, – федерализм необходим современной России в качестве одного из средств обеспечения ее демократического развития. Подлинный федерализм разрушает централизацию управления и монополизацию власти в центре и тем самым не в малой мере способствует усилению гражданских свобод. В этом мы видим актуальность выбранной нами темы.

Вопрос о необходимости формирования подлинного федерализма в России равнозначен вопросу о необходимости построения демократического правового государства. Однако утверждение на практике такой модели имеет немало трудностей, одна из которых – влияние опыта советской федерации.

Путь к созданию обновленной России именно как федерации был весьма сложен. На него наложило отпечаток стремление некоторых региональных лидеров использовать относительную слабость федеральных органов государства в конце 80-х- начале 90-х гг. для того, чтобы под предлогом защиты национальных интересов проживавшего в этих регионах населения ограничить полномочия центральных органов государственной власти.

Правовые основы российского федерализма определены в Конституции РФ 1993 г.1 Она существенно изменила характер федерации, укрепив в ней демократические принципы, основанные на признании приоритета прав и свобод человека и гражданина. С этого времени Россия окончательно стала федерацией конституционной.

Государственное управление есть вид государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть как одна из частей единой государственной власти.

Обращение к изучению федерализма в государственном управлении особенно актуально в наши дни, именно сейчас руководство страны пытается найти такие подходы, чтобы стабильность и устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции РФ, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов.  С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от рискованных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму, регионализму.

Тема российского федерализма и государственного управления является широко изучаемой политико-правовыми науками, поэтому, исследуя интересующую нас проблему, мы обращаемся к тем научным публикациям, где изучаемая нами тема рассматривается наиболее детально и акцентируется внимание на малоизученных моментах. Здесь необходимо отметить работы Р.Ф. Туровского, Ю. Солодухина, О. Михайленок, Т. Ивановой. А.М. Порфирьева и др.

Объектом данного исследования является система государственного управления, являющегося сознательным воздействием государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества. Предметом исследования – федерализм, как способ государственного управления.

Целью курсовой работы является исследование федерализма в государственном управлении. Согласно поставленной цели в работе решаются следующие задачи: дать определение понятиям федерализма и государственного управления; проанализировать механизм разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ в государственном управлении.

 

1 Понятие федерализма и государственного управления

1.1 Конституционные основы современного российского                     федерализма

Понятие «федерализм» происходит от лат. foederatio, что означает союз, объединение. Сразу следует указать, что это понятие в своем исходном значении может означать объединение самых разных социально-политических образований, в частности этнических или социальных групп и совсем не обязательно регионов.

Федеративные отношения в широком смысле этого понятия означают союзные отношения между любыми сегментами многосоставного общества. В узком смысле иногда полезно говорить о территориальном федерализме, подчеркивая тем самым, что это явление относится к территориальным сегментам. Хотя чаще всего на практике федеративные отношения по умолчанию понимаются как союзные отношения между территориальными сегментами. Соответственно эти территориальные сегменты имеют политико-правовое оформление, т.е. границу и территорию, и обладают статусом субъектов федерации, т.е. формальных регионов, на которые делится (или из которых складывается) федеративное государство.

Федерация – государственно-правовое объединение двух или более государств в одно союзное государство, в основе которого лежит государственно-правовой акт – федеральная Конституция, закрепляющая правовой статус субъектов Федерации, определяющая их компетенцию, а также разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами

Российская государственность является уникальной потому что процессы миграции и взаимодействия многочисленных народов, происходившие на территории евразийской равнины в течении хотя бы последнего тысячелетия не имеет аналогов больше нигде. Поэтому и рассматривать российскую государственность и российский федерализм надо особо не пытаясь подходить с мерками европейских стран.

Впервые вопрос федерализма был рассмотрен, обоснован, нормативно определён и организационно реализован «отцами основателями» США. С момента своего возникновения проблема федерализма носила государственно- правовой характер и связывалась с построением и распределением государственной власти, принадлежащих народу. С тех пор более чем в 20 странах, где принято федеративное  устройство, сущность федерализма сводилось и сводится к следующим положениям:

- конституционно закрепленная форма государственного устройства, при которой составные части единого государства обладают большими самостоятельными полномочиями в управлении различными областями и сферами общественной жизни.

- конституционный принцип распределения государственной власти, принадлежащей народу, по вертикали, включая и местное самоуправление, имеет строго определённый взаимосвязанный и ограничивающий друг друга объектом полномочий.

- конституционно согласованная составная часть механизма общественного самоуправления в целом и конкретно по уровням, т. к. федерализм предполагает осуществление власти народа через все организационные структуры.

- конституционная гарантия прав и свобод человека и гражданина, ибо только распределённая власть способна оберегать общество от попыток узурпации власти отдельными структурами и личностями.

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа.

1. Создание основ социалистического федерализма (1918-1936);

2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985);

3. Реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.

В истории нашего государства было много возможностей для создания действительно федеративного государства в рамках СССР, однако ими не воспользовались и пошли по самому простому пути – его развала.

Поэтому Россия только вступила на самостоятельный путь построения демократического, правового, федеративного государства. На этом пути сделано уже не мало. В марте 1992 г. был подписан Федеративный договор, который носит учредительный характер. Им был заложен новый подход распределения, организации и реализации государственной власти по всей территории страны.

Поскольку любое федеративное государство состоит из частей , для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатится к унитаризму и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношении самой федерации так и её субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и её субъектов, т. е. основы их взаимоотношений между собой.

Наиболее важными политико-правовыми признаками Российской Федерации являются следующие: территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно-правоспособные государственные образования, обладающие определенной учредительной властью; в России создана особая палата парламента, которая является органом представительства субъектов Федерации – Совет Федерации Федерального Собрания; в России федерация имеет конституционную форму, а потому именно конституционным путем разграничивается компетенция между Федерацией в целом и субъектами Федерации.

В Конституции РФ выделяются четыре основополагающих принципа федерализма: 1) целостность и неприкосновенность территории РФ; 2) равноправие всех субъектов РФ; 3) строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной; 4) государственным суверенитетом обладает РФ, а не ее субъекты.2

Особое значение для характеристики российского федерализма имеет ст. 5 Конституции РФ норма, в которой установлен принцип равноправия всех субъектов РФ. Этот принцип, закрепленный в основах конституционного строя, является одним из основополагающих для развития федеративных отношений.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство, субъекты РФ отвечают следующим параметрам: не обладают суверенитетом; не имеют права на отделение; граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на территории всей РФ; закон субъекта Федерации не может противоречить федеральному закону; перед лицом федеральной власти субъекты РФ равны.

Российская Федерация – это федерация, субъекты которой организованы как по национальному, так и по территориальному признаку. Все субъекты РФ по объему их компетенции подразделяют на три группы: 1) республики; 2) края, области, города федерального значения; 3) автономные округа и автономная область.

Данная специфика статуса автономных округов не распространяется на Чукотский автономный округ, который единственный из десяти автономных округов считается непосредственно входящим в состав РФ3, как и Еврейская автономная область.

Автономная область и автономные округа в равной мере со всеми субъектами Федерации представлены в Совете Федерации, а также избирают депутатов в Государственную Думу, что обеспечивает им представительство в законодательном органе РФ.

Национально-культурная автономия4 означает представление национальным меньшинствам, не составляющим значительных компактных групп в населении страны, а то и вовсе разрозненным, живущим вперемежку с другими этническими группами, прав и возможностей использования своих культурных традиций, языка, религии и др.

Национально-культурная автономия является одним из институтов самоопределения, позволяющая гражданам РФ, принадлежащим к различным этническим общностям, в частности малочисленным, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.

Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей. К принципам существования национально-культурной автономии относятся: свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизация и самоуправление; сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой; многообразие форм внутренней организации национально-культурной автономии; уважение языка, культуры, традиции, обычаев граждан различных этнических общностей; законность.5

Информация о работе Механизм разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в государственном управлении