Электронное правительство как концепция государственного управления в информационном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:55, реферат

Краткое описание

Один из наиболее действенных способов борьбы с коррупцией и бюрократией, а также обеспечения прозрачности официальных структур.
Предусматривает бизнес-реинжиниринг правительственных структур: эффективный для граждан как клиентов, выгодный для граждан как собственников.
Следует отличать от правительства он-лайн – правительства, которое, кроме традиционных форм трансакций с населением, имеет электронный интерфейс и является одним из функциональных элементов электронного правительства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Электронное правительство как концепция государственного управления в информационном обществе………………………………………4
Глава 2. Значимость внедрения электронного правительства для государственных органов и общества в целом…………………………………9
Глава 3. Необходимые меры для успешного функционирования электронного правительства…………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы……………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 51.23 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Электронное правительство  как концепция государственного управления в информационном обществе………………………………………4

Глава 2. Значимость внедрения электронного правительства для государственных органов и общества в целом…………………………………9

Глава 3. Необходимые меры для успешного  функционирования электронного правительства…………………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………….21

Список используемой литературы……………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С появлением компьютеров, а затем и сети Интернет значительно  возросло давление на правительства, вынуждающее  их эффективнее выполнять свои функции. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предоставили правительствам возможность  работы в принципиально иных, при  этом более сложных условиях –  с помощью электронного правительства.

Электронное правительство – концепция осуществления государственного управления, характерная для информационного общества. Базируется на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Характеризуется направленностью на потребности граждан, экономической эффективностью, открытостью для общественного контроля и инициативы.

Один из наиболее действенных  способов борьбы с коррупцией и бюрократией, а также обеспечения прозрачности официальных структур.

Предусматривает бизнес-реинжиниринг правительственных структур: эффективный для граждан как клиентов, выгодный для граждан как собственников.

Следует отличать от правительства  он-лайн – правительства, которое, кроме традиционных форм трансакций с населением, имеет электронный интерфейс и является одним из функциональных элементов электронного правительства.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Электронное правительство как концепция государственного управления в информационном обществе

 

Начнем с определения  самого термина “электронное правительство”, а также других понятий, описывающих  эту сферу применения информационно-телекоммуникационных технологий. Этот этап чрезвычайно  важен, поскольку от полноты определения  зависит степень понимания, а следовательно – то, насколько полноценно могут быть использованы возможности идеи в целом.

Определения электронного правительства  строятся специалистами по разным принципам. Одни авторы предпочитают определения описательные – какие именно преобразования происходят в обществе и отдельных его структурах благодаря внедрению электронного правительства. Другие избирают прикладной аспект электронного правительства, и просто перечисляют разные применения отдельных его инструментов. Есть технические определения, которые акцентируют внимание сугубо на используемых технологических решениях и специфических программных продуктах. А также определения экономические, ориентированные на максимальную эффективность управления государством.

Каждый принцип верен, поскольку отображает определенный аспект функционирования электронного правительства. Тем не менее, ошибочным  будет не принимать во внимание, опускать их частность.

Метафора, которая означает информационное взаимодействие органов  государственной власти и общества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Трансформированные для  правительственных и государственных  организаций идеи электронного бизнеса, в которых правительство выступает  как разновидность корпоративного пользователя информационных технологий.

Автоматизированные государственные  службы, основными функциями которых  являются: обеспечение свободного доступа  граждан ко всей необходимой государственной  информации, сбор налогов, регистрация  транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок необходимых  государственному аппарату материалов и оснащения. Это может привести к снижению затрат и экономии средств  налогоплательщиков на содержание и  финансирование деятельности государственного аппарата, увеличение открытости и  прозрачности деятельности органов  управления. 1

Однако, электронное правительство представлено скорее как очередное прикладное решение, способ модернизации уже существующих структур и отношений, а не как самостоятельную идею комплексной трансформации самих принципов организации управления государством. Способ оценки электронного правительства, его возможностей, избранный специалистами в сфере информационных технологий, государственного управления, социальных процессов, экономического развития, распространяется и среди непосредственных исполнителей – государственных чиновников.

Понятие электронного правительства  сводится чиновниками фактически к  электронному общению власти с общественностью  и еще к нескольким, опять-таки прикладным, аспектам.

В частности, электронное  правительство в западном восприятии состоит из трех основных модулей (G2G, government to government, правительство правительству; G2B, government to business, правительство бизнесу; G2C, government to citizens, правительство гражданам) и включает в себя многочисленные прикладные элементы: свободу доступа граждан к государственной информации, перевод государственных органов на безбумажное делопроизводство, установление для всех государственных органов показателей эффективности работы на год и регулярный их контроль, который проводится как парламентом, так и гражданами, введение в государственных органах пластиковых карт для идентификации госслужащих, перечисление им зарплаты, расчетов за командировки, перенесение в сеть большинства стандартных трансакций между государством и гражданами или бизнесами и т.п. Впрочем, полноценная реализация комплексной программы электронного правительства, несмотря на множество технологических и теоретических разработок, реализовываться начинает только теперь – с ноября 2002 Южная Корея вводит в действие правительственный портал (вначале на корейском), уже довольно полно отвечающий определению электронного правительства, а не правительства он-лайн.

Итак, следует отличать правительство, оборудованное электронным интерфейсом (он-лайновое правительство, government on-line), от электронного правительства. Понятно, что он-лайновый интерфейс является неотъемлемым элементом электронного правительства. Но не всегда он-лайновое правительство является электронным правительством. Последнее требует более глубокой перестройки традиционных форм деятельности. По этому поводу следует привести такой пример. С января 2001 года в Дзержинской администрации Волгограда функционирует автоматизированная система административного управления. Математическую модель и программное обеспечение для нее разработал Владимир Владимиров.

Нам она интересна тем, что "в ней отсутствует интернет, однако присутствует главное – прозрачность управления, контроль над исполнительной дисциплиной и над принимаемыми решениями. Прозрачность структур государственного управления не достигается простым  подключением к интернету. очень редка ситуация, когда, например, администрация города или области предоставляет общественности информацию о текущем состоянии бюджета, даже при наличии необходимой для этого информационной системы”. Информация от чиновников всегда дозирована, и часто это означает ее утаивание. Простым внедрением он-лайнового правительства эту проблему не решишь. Ведь чиновник может просто минутной манипуляцией настроить почту на автоматический режим ответа: “Уважаемый N, ваше письмо благополучно получено и передано в отдел работы с гражданами. Ожидайте результата в ближайшее время”.

Таким образом, мы делаем акцент на том, что электронное правительство  не как затратное частичное технологическое  решение, а как концепция осуществления  управления государством, необходимо является элементом масштабного  информационного преобразования общества. Изменение нормативно-правовой базы, образовательных приоритетов, принципов формирования и расходования бюджета, экологических ориентиров, перераспределение зон приоритетной компетенции государственных и общественных структур, перенесение акцентов в экономике, обновление и расширение ценностных парадигм общества – все это вместе со многими другими компонентами жизнедеятельности общества является основой для реинжиниринга государственного управления, для создания и функционирования электронного правительства.

Конечно, изменения должны затронуть и избирательную систему, принципы законодательной деятельности, схемы осуществления контроля и  ответственности всех ветвей власти перед гражданами, их объединениями  и бизнесом. Но основой для цифровых преобразований, в том числе и  в деятельности государственных  и правительственных структур, является готовность граждан использовать возможности  информационных технологий, оценить  их преимущества, находить новые применения непосредственно для своей жизни, бизнеса, общественной, научной деятельности, обучения и т.п.

Этот процесс может  инициироваться совместно тремя  секторами, определяющими основы общественной жизни – государственным, общественным и деловым. Структуры каждого из этих секторов должны подключиться к активной просветительской деятельности.

Рассмотрим это утверждение  детальнее. Обычно инициирует внедрение  инноваций бизнес – отечественные  производители или (при определенном уровне открытости внутреннего рынка) зарубежные компании – с целью  продвижения собственных продуктов  и создания перспективного рынка  сбыта. Общественные организации поощряют внедрение инноваций там, где  это способствует защите прав и свобод гражданина, увеличивает его социальную защищенность, укрепляет демократические  основы общества. И уже представители  этих двух секторов лоббируют инновации  на уровне государства. При удачном  лоббировании к пропаганде инноваций  и поощрению их внедрения подключаются государственные структуры, привлекая  к этому процессу все институты  государства (систему образования, бюджетные программы, налоговую  систему, систему правового регулирования  и т.п.). Собственно, государство может  само стать инициатором программы  электронного правительства, однако, как  показывает практика, это наименее эффективный путь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Значимость внедрения электронного правительства для государственных органов и общества в целом

 

 

ИКТ дают возможность  повысить эффективность решения  задач, связанных с массовой обработкой данных (информации), а также результативность деятельности государственных административных органов. Практическое использование  сети Интернет может обеспечивать сбор и хранение данных и предоставление информационно-коммуникационных услуг потребителям. В будущем эффективность должна значительно повыситься за счет широты распространения информации на внутри- и межправительственных уровнях.

Ориентированность на потребителя – центральный  элемент программы реформ стран  – членов ОЭСР. Совершенствование  сферы услуг базируется на понимании  требований пользователя, и в этом отношении услуги в режиме on-line ничем не отличаются от любых других. Внимание к нуждам потребителя означает, что он не должен разбираться в сложностях правительственных структур и их взаимодействии. Интернет может помочь в этом, поскольку дает возможность правительствам выступать в качестве унифицированной организации и обеспечивать качественные бесперебойные услуги в режиме on-line. Как и все остальные, услуги электронного правительства как часть общепринятой в сфере услуг стратегии, должны соответствовать потребностям потребителей и необходимому качеству.

Интернет может  помочь всем заинтересованным лицам  распространять информацию и идеи, внося вклад в достижение конкретных политических результатов. Например, информация on-line может способствовать применению образовательных и обучающих программ; в области здравоохранения – оптимизации использования ресурсов и обслуживания пациентов; распространение информации на центральном и региональном уровнях потенциально содействует объединению усилий в решении экологических проблем. Однако информация, касающаяся отдельных людей чревата ростом проблем, связанных с защитой прав личности, поэтому следует тщательно оценивать возможные компромиссы.

Электронное правительство  способствует осуществлению целей  экономической политики благодаря  снижению правительственных расходов за счет более эффективных и экономичных  программ, повышения продуктивности бизнес-сферы на базе административного упрощения, а также поддержки развивающегося информационного общества и ИКТ-индустрии.

В настоящее время  правительства всех стран – членов ОЭСР сталкиваются с проблемой модернизации и реформирования сферы государственного управления. Новые реалии – глобализация, финансовые требования, меняющийся мир, рост потребительских ожиданий –  предполагают длительность процесса реформирования, основой которого во многих областях стали ИКТ.

Информация о работе Электронное правительство как концепция государственного управления в информационном обществе