Экономическое воспитание на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: реализация экономического воспитания на уроках технологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной области "Технология" в 8 классе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты экономического воспитания у школьников…………… . ……………………………………………………………5
1.1. Сущность, понятия «экономическое воспитание»…….............................5
1.2. Экономическое воспитание учащихся во внеклассной и внешкольной работе…………………………………………………………………………………11
1.3. Учет возрастных особенностей подростков.. …………………………….13
1.4. Выводы по первой главе ………………………………..............................17

Глава II. Экономическое развитие школьников 8 класса на уроках
технологии………………………………………………………………………19
2.1. Роль и место раздела «Элементы домашней экономики» в технологической подготовке учащихся в 8 классе……………………………….19
2.2. Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………22
2.3 Разработка плана-конспекта урока раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………….……...............35

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

 -количество  калорий, содержащихся в продуктах,  либо калорийность одной порции  блюда. Меню разрабатывают с  учетом того, что завтрак составляет 25-30%, обед- 35-40%, полдник- 15%, ужин- 15-20% всей  дневной калорийности (см. приложение 7).

 Обычно питательную ценность продуктов связывают с их стоимостью: чем дороже продукт, тем полезнее. Это не так. Ценность продуктов определяется содержанием в них жиров, белков, углеводов, минеральных солей, витаминов.

   Чтобы из набора продуктов  составить меню на неделю, надо количество всех продуктов,  не считая хлеба, помножить на семь дней, а затем определить, сколько раз в неделю готовить какое-либо блюдо из данных продуктов. Например, в неделю нужно 6 яиц. Можно есть по яйцу в день, а можно приготовить пирог, на который пойдет 3 яйца, а из оставшихся яиц в понедельник, среду и пятницу сделать яичницу.

 3.4 Ограниченность ресурсов семьи и рост потребностей.

 Потребности семьи растут с каждым днем, тем  более в наш век, век техники  и электроники. Потребности также возрастают и из-за непредвиденных ситуаций, например: лекарственные препараты, из-за потери работы. Следовательно, возрастают потребности, ограничиваются ресурсы, появляются непредвиденные расходы. А тем более в наше время, когда растет безработица, по несколько месяцев не выплачивается заработная плата, люди не могут планировать свои расходы, если нет доходов от другого рода деятельности или личного хозяйства. Сейчас очень много соблазнов для траты денег, причем зачастую бездумной. Поэтому нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим семейным бюджетом.

 Для тех, кто хочет улучшить свою систему  денежных затрат, необходимо запомнить 4 правила: учет, планирование, организация  и контроль.

 3.5  Экономия средств.

 Для тех, кто хочет улучшить свою систему денежных затрат, необходимо запомнить 4 правила: учет, планирование, организация и контроль.

 Прежде  всего, необходимо научиться планировать  и отделять обязательные приобретения от желательных и необязательных.

 Планирование  семейного бюджета – это реальная оценка и реальное использование будущих доходов с учётом действующих цен и уровня инфляции.

 Например: в этом месяце для семьи обязательно  надо приобрести продукты питания, шапку, колготки, перчатки, пальто. Желательно, конечно, купить и пылесос, часы. Необязательно: новые духи, помаду, туфли, швейную машину.

 Говорят на питании экономить не следует. Но тратить бездумно деньги на продукты тоже не следует. Как же определить золотую середину? Умелая хозяйка  всегда найдет возможность сократить  расходы на питание.

 Например, если в рационе один продукт заменить другим, более дешевым, но не уступающим по питательным свойствам, калорийности, то расходы на питание можно сократить  примерно на 20%. При этом меню остается достаточно разнообразным. Экономить бюджет можно за счет рационального употребления спиртных напитков, курения, сладостей. Если вести учет статьям расхода, то сразу можно будет обнаружить, где и на чем более выгодно экономить.

 Для учета доходов и расходов необходимо завести тетрадь бухгалтерского учета. Все расходы следует разделить на структуру семейного бюджета.

 В конце  месяца суммируются все доходы и  расходы. Отнимите сумму расходов от доходов и запишите остаток. Записи своих расходов ведите весь год. В  конце года подведите итоги, уточнив расходы по каждому счету, рассчитайте его долю в общих расходах, определите возможности накоплений, проанализируйте ошибки. Анализ учетной книги позволяет, во-первых, узнать, на что потрачены деньги; во-вторых, анализируя свои покупки и расходы, определить, на чем можно сэкономить, в-третьих, заранее спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.

 Пути  экономии средств  в семье:

 -экономия  на питании (покупать более  дешевые продукты, но не менее  питательные; использовать отходы, например из кислого молока можно приготовить блины, из холодной манной каши- пудинг и т.д.);

 -экономия  на услугах (многие услуги вы  можете выполнить сами по дому, например пошив одежды, ремонт  обуви, ремонт бытовой техники  и аппаратуры);

 -приобретение  качественных вещей.

 4.Вводный  инструктаж:

 а) Тема: Расходы семейного бюджета.

 б) Цель:

 -Сформировать понятие о домашней бухгалтерии. Научить правильно планировать расходы.

 -Развивать  умения рассчитывать бюджет семьи,  свой личный.

 - Воспитывать  бережливость, расчетливость, экономность, порядочность и честность по отношению к членам семьи и обществу.

 5. Практическая (самостоятельная  работа): Планируемый месячный бюджет. 

 Основные  принципы составления  плана расходов:

 -подсчитать  общую сумму доходов

 -вычесть  налоги, обязательные платежи

 -определить  сумму расходов на питание,  транспорт, хозяйственно-бытовые  нужды, предметы личной гигиены,  медикаменты, кино, театр…)

 -учесть  прочие расходы (подарки, карманные  расходы, дни рождения)

 -рекомендуется  выделить резерв на непредвиденные расходы.

 Если  вычесть все перечисленные деньги из дохода, то получится сумма, которую  можно истратить на удовлетворение потребностей каждого члена семьи  или положить в банк для накопления.

 Возникает вопрос: как же зафиксировать все  планируемые расходы и контролировать ведение хозяйства?

 Для этого нужно завести книги  расходов: хозяйственную и кассовую.

 В хозяйственной  книге необходимо отразить все, что  связано с имуществом: перечень, количество и качество. В кассовую книгу следует ежедневно записывать расходы по графам. В ней должны отражаться ежедневные расходы, сбережения, платежи. Раздаточный материал  (см. приложение 8).                                                                                                                           

 6. Текущий инструктаж:

 - первый обход: проверка организации рабочих мест и соблюдение безопасности приемов труда (обращение внимания на ошибки и способы их  устранения);

 -второй  обход: проверка  правильности работы учащихся.

 7. Завершение практической (самостоятельной) работы.

 8. Закрепление новых  знаний.

 Ответы  на вопросы:

 1) Расходы - это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг.

 2)  Постоянные и переменные.

   Классификация расходов:   
         -
расходы на питание вне дома;

 - расходы  на учебу;

 - расходы  на обувь, одежду;

 - транспортные  расходы;

 -культурно-спортивные  нужды;

 - расходы  на увлечение;

 - неразумные  расходы;

 -непредвиденные  расходы.

 3)  Экономить бюджет можно за счет рационального употребления спиртных напитков, курения, сладостей. Если вести учет статьям расхода, то сразу можно будет обнаружить, где и на чем более выгодно экономить.

   Пути экономии  средств в семье:

 -экономия  на питании 

 -экономия  на услугах

 -приобретение  качественных вещей.

 9.Заключительный инструктаж:

 • подведение итогов;

 • выставление  оценок;

 • анализ допущенных ошибок;

 • инструктаж по выполнению домашней работы;

  10. Уборка рабочих  мест.

 

 

  Список литературы

  1. Аверичев  Ю.П. Трудовая подготовка школьников  в 50-80-х гг. (теоретико-практический анализ). Дис. канд. пед. наук в виде научного доклада. М., 1996. - 52с.

  2. Автономов  B.C. Введение в экономику: Учебник  для 9,10 кл. общеобразоват. учрежд. М.: Вита-Пресс, 1998. - 256 е.: ил.

  3. Агапов  И.Г. Организационно-педагогические  условия применения деловых игр в процессе экономической подготовки учащихся: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997.- 18 с.

  4. Агапов  И.Г. Теоретические основы технологического  обеспечения развития общих компетенций  обучающихся в школе: Автореф.дис.докт. пед. наук. -М. 2001. - 46 с.

  5. Азимов  Л.Б. Преподавание курса «Введение  в экономику» (Пособие для учителя  9, 10 кл.). -М.: Вита-Пресс, 1996. 192 с.

  6. Алексеев  А.В. , Дрондин А.Л. Программа курса  «Основы экономики и бизнеса» 9 класс. Программы и методические рекомендации средней общеобразовательной школы I-XI классы М., 1995. 45с.

  7. Аменд А.  Ф. Дидактические основы непрерывного  эколого-экономического общего образования:  Автореф.дис. докт. пед. наук.-Екатеринбург.- 1997.- 57 с.

  8. Аменд А.Ф.  Пути совершенствования экономического воспитания учащихся в общеобразовательной школе. Дис. . канд. пед. наук. -Челябинск, 1983.- 145 с.

  9. Амосова  В. В. Некоторые размышления  по поводу экономического образования  школьников: I-XI кл.// Экономическое образование  в школе. СПб., 1995.-№ 2.- С. 76-84.

  10. Атутов  П. Р. Политехническое образование  школьников. М.: Педагогика, 1986.- 176 с.

  11. Афанасьева  Т. П., Ерошин В. И, Пуденко  Т. И. Основы предпринимательской  деятельности. М.: КОНСЭКО, 1998.- 336 с.

 

  12. Ахияров  К. Ш. Подготовка школьников к труду в условиях рыночной экономики.// Проблемы воспитания в период социальных перемен. М., 1996.-С. 3-9.

  13. Бабанский  Ю.К. Методы обучения в современной  общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. - 208с.

  14. Бабанский  Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М: Педагогика, 1982. - 189с.

  15. Березин  И.С. Маркетинг и исследования  рынков. М.: Русская Деловая Литература, 1999. - 416с.

  16. Березина  В. А. Дополнительное образование  детей как средство их творческого развития. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998.- 22 с.

  17. Беспалько  В.П. Слагаемые педагогической  технологии. М.: Педагогика, 1988. - 160 с.

  18. Беспалько  В.П. Элементы теории управления  процессом обучения. М.: Знание,

 1970 - 72 с.

  19. Брак и  семья. Аннотированная тематика  лекций. М.: Знание, 1988. С.7.

  20. Васильев  Ю.К. Экономическое образование  и воспитание учащихся. -М.: Педагогика, 1983. 96с.

  21. Ваценков  О. В. Педагогические условия  экономического воспитания учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в процессе становления рыночных отношений. Автореф. канд. пед. наук.-Екатеринбург, 1993.-19 с.

  22. Вводный  курс по экономической теории: Учебник для лицеев / Под общей  ред. акад. Г.П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1997. - 368 с.

  23. Вдовина  С.Б. Занимательная экономика.  Методическое пособие для преподавателей  начального курса экономики. Киров, 1995. - 112 с.

  24. Вдовина  С.Б. Универсальная экономика:  Учеб. для учащихся 6-7 кл. сред. Шк. Киров, 1997. - 256 с.

  25. Вершинин  С.И. Совершенствование умений эффективного общения (учебное пособие). М.: ИОСО РАО, 2000. 18с.

  26. Вершинин  С.И., Кожухова Г.И. Основы предпринимательства  и бизнес-планирования. М.: Педагогика, 2001. 23с.

 27.  Виноградова  И., Кокорев Р., Колосова М...Основы  потребительских знаний: учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией П. Крючковой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:Вита-Пресс,ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2001. -272 с:ил. –ISBN 5-7755-0251-5

  28. Владыка  М.В. Формирование основ экономической культуры старшеклассников. Дис. . канд. пед. наук. Белгород, 1998. -217с.

Информация о работе Экономическое воспитание на уроках технологии