Экономическое воспитание на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: реализация экономического воспитания на уроках технологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной области "Технология" в 8 классе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты экономического воспитания у школьников…………… . ……………………………………………………………5
1.1. Сущность, понятия «экономическое воспитание»…….............................5
1.2. Экономическое воспитание учащихся во внеклассной и внешкольной работе…………………………………………………………………………………11
1.3. Учет возрастных особенностей подростков.. …………………………….13
1.4. Выводы по первой главе ………………………………..............................17

Глава II. Экономическое развитие школьников 8 класса на уроках
технологии………………………………………………………………………19
2.1. Роль и место раздела «Элементы домашней экономики» в технологической подготовке учащихся в 8 классе……………………………….19
2.2. Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………22
2.3 Разработка плана-конспекта урока раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………….……...............35

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

 ·      методы контроля за знаниями, умениями  и навыками учащихся: текущие наблюдения, устный  опрос, письменный  опрос, домашние творческие  задания (составление  перечня  товаров и услуг, которые могут производить  школьники в свободное от учебы время; составление рекламы товару или услуге);

 ·      дидактические принципы обучения: наглядность, системность и последовательность знаний доступность и посильность, сознательность  и  активность, связь теории с практикой, обучения с жизнью, научность, прочность и т.д.;

 ·      виды деятельности учащихся  (учебной): репродуктивный (деятельность по образцу), репродуктивно-поисковый,частично-поисковый, поисковый (творческий);

 ·      виды учебной работы: чтение, пересказ, слушание, ответы на вопросы;

 ·      формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

 

 2.2. Разработка учебно-тематического  план раздела «Элементы  домашней экономики», 8 класс

 

 Тематический  план раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс (8ч.)

 
 № п\п   Тема   Количество  учебных часов
 1  Домашняя  экономика  2
 2  Бюджет семьи  2
 3  Расходы семьи  2
 4  Менеджмент  в домашней экономике  2

 
 

 

  2.3. Разработка плана-конспекта  урока раздела

   «Элементы домашней  экономики», 8 класс

 

 Раздел: Элементы домашней экономики.

 Тема  урока: Расходы семейного бюджета.

 Класс: 8

 Тип урока: комбинированный (урок получения новых знаний, урок закрепления новый знаний, урок применения полученных знаний).

 Цель: Способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи, навыков ведения домашней бухгалтерии; научить применять полученные знания в жизненных ситуациях.

 Задачи:

 Образовательная: Дать понятия бюджета, доходов и расходов семьи. Объяснить рост расходов увеличением потребностей. Научить вести учет расходов.

 Развивающая: Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость умения анализировать экономическое состояние семьи,

 развивать экономическое мышление, умение работы в коллективе, оперативного принятия решений.

 Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к вещам, рациональное использование семейного бюджета.

 Методы  обучения: беседа, объяснение, самостоятельная работа.

 Материальное  обеспечение: схемы, таблицы, диаграммы,  методические рекомендации.

 

 Ход урока.

 1. Организационный  момент:

 • Приветствие класса.

 • Выявление  дежурных, проверка  отсутствующих.

 2. Актуализация знаний

 1)Как  происходит распределение доходов  в вашей семье?

 2)Принимаете  ли вы участие в этом распределении?  Как?

 3) О  чем говорит структура семейных  расходов?

 3. Изложение нового материала (запись на доске).

 Тема: Расходы семейного бюджета.

 Цель: Способствовать формированию знаний и умений планирования расходов семьи, навыков ведения домашней бухгалтерии; научить применять полученные знания в жизненных ситуациях.

 План:

 1.Опорные понятия:

 -доходы

 -расходы

 -налог

 -конъюнктура

 -спрос

 -сборы

 -налог  подоходный

 2. Классификация расходов.

 3. Расходы на питание. Составление меню.

 4.Ограниченность ресурсов семьи и рост потребностей.

 5. Экономия средств.

 4.Вводный  инструктаж:

 а) Тема: Расходы семейного бюджета.

 б) Цель:

 -Сформировать понятие о домашней бухгалтерии. Научить правильно, планировать расходы.

 -Развивать  умения рассчитывать бюджет семьи,  свой личный.

 - Воспитывать  бережливость, расчетливость, экономность,  порядочность и честность по отношению к членам семьи и обществу.

 5. Практическая (самостоятельная  работа): Планируемый месячный бюджет. 

 6. Текущий инструктаж:

 - первый обход: проверка организации рабочих мест и соблюдение безопасности приемов труда (обращение внимания на ошибки и способы их  устранения);

 -второй  обход: проверка  правильности работы учащихся.

 7. Завершение практической (самостоятельной)  работы;

 8. Закрепление новых  знаний.

 1) Что  такое расход?

 2) Классификация  расходов.

 3) За  счет чего можно экономить  средства?

 9. Заключительный инструктаж:

 • подведение итогов;

 • выставление  оценок;

 • анализ допущенных ошибок;

 • инструктаж по выполнению домашней работы

 10. Уборка рабочих  мест.

 

 Конспект.

 
 
  1. Приветствие.

             Тема, цели.

  1. Ответы на вопросы.

 3. Изложение нового материала (запись на доске).

 Тема: Расходы семейного бюджета.

 3.1 Опорные понятия:

 Доход - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.

 Расходы - это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг.

 Налоги  - обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц, осуществляемые в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

 Конъюнктура-совокупность признаков, характеризующих текущее состояние чего-либо в определенный период по сравнению с предшествующим моментом времени.

 Спрос-это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

 Сборы - обязательные платежи предприятий, организаций, учреждений и отдельных лиц за услуги, оказываемые им государственными органами.

 Налог подоходный - вид налогового платежа, при котором облагается доход физического или юридического лица, полученный в результате его деятельности или от использования имущества.

 В нашей  стране подоходный налог является основным прямых налогов с населения и  взимается по прогрессивной  системе с нарастающей ставкой обложения.

 Давайте подумаем, на что мы расходуем свои доходы в семье?

 Изучая  семейную экономику мы понимаем, что  для того чтобы увеличить доходы, нам необходимо уменьшить расходы.

 Основные  группы расходов:

 Прежде  всего, на удовлетворение материальных потребностей (на покупку продуктов питания, обуви, одежды, предметов быта, оплату жилья, бытовых услуг и т.д).

 Второе - на удовлетворение духовных потребностей. На получение образования, культурные мероприятия- кино, театр, футбол и т.д.

 Третье - на удовлетворение социальных потребностей (газеты, журналы, политическая литература и т.д)

   Четвертое - на удовлетворение  неразумных потребностей (сигареты, алкоголь, чрезмерное количество  сладких продуктов, очень нужных, но престижных вещей).

 Пятое - на удовлетворение жилищной потребности.( строительство собственного дома, ремонт квартиры, строительство дачи, гаража, оплату труда строителей и т.д).

 Шестое - расходы, связанные с надомным  и индивидуальным трудом. На издержки производства (закупку необходимых материалов, оплату энергии, транспортных расходов и т.д.).

 Седьмое - расходы на ведение личного подсобного хозяйства. На покупку минеральных  удобрений, скота, корма, строительства  помещений, на покупку семян, саженцев и другое (см. приложение 1,2).

 3.2 Классификация расходов. Расходы на питание.

 Классификация расходов:   
         -
расходы на питание вне дома;

 - расходы  на учебу;

 - расходы  на обувь, одежду;

 - транспортные  расходы;

 -культурно-спортивные  нужды;

 - расходы  на увлечение;

 - неразумные  расходы;

 -непредвиденные  расходы (см. приложение 3).

 Но  все расходы можно разделить  на постоянные и переменные.

 Постоянные  расходы можно учесть в начале года, месяца. К этим расходам относятся: квартплата, оплата электроэнергии, коммунальных услуг, налоги, страховки, все виды взносов, подписка на периодическую печать, покупка абонемента на проезд в  транспорте или прачечную, налог на автотранспорт и т.д.

 Переменные  расходы включают в себя периодические и единовременные расходы.

 Непредвиденные расходы - это те, которые невозможно учесть (см. приложение 4,5).

 3.3 Расходы на питание.  Составление меню.

 Еще одной важной расходной частью семейного  бюджета являются расходы на питание. Они составляют примерно 45% от семейного  бюджета. Питание должно быть рациональным (регулярным,  разнообразным, определенного количества и качества) (см. приложение 6).

 Требования  к рациональному питанию:

 -воздержанность;

 -сбалансированность  питания по калорийности продуктов,  соотношению пищевых веществ,  микроэлементов, витаминов.

 Как же связать два понятия экономии и питания? Потребление овощей, фруктов, зелени в летний период на юге и  в средней полосе России поможет  сохранить не только кошелек, но здоровье.

 Рациональное  ведение домашнего хозяйства - это  прежде всего хорошо продуманные запасы. Каждый день желательно покупать овощи, фрукты, молоко, хлеб, а остальные продукты- можно покупать один раз в неделю или даже две недели, например в день зарплаты.

 Книга домашнего учета позволит вам  более точно продумать,  сколько продуктов нужно купить на месяц. Анализ статей расходов на питание на протяжении нескольких месяцев просто необходим, так как это позволяет сохранить средства.

 Чтобы правильно и рационально кормить  человека, экономно расходовать продукты и время, а также средства, рекомендуется заранее составлять меню. При составлении меню необходимо учитывать следующие требования: полезность пищи, полноценность, разнообразие, пищи должна легко усваиваться. При составлении меню нужно знать, каков набор продуктов, в каком количестве они нужны для человека в сутки, какова их калорийность. Меню составляют на каждый день, неделю, месяц. Для составления меню на день необходимо знать следующее:

 -количество  калорий, расходуемых человеком  за день в зависимости от  характера работы и возраста;

Информация о работе Экономическое воспитание на уроках технологии