Экономическое воспитание на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: реализация экономического воспитания на уроках технологии.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной области "Технология" в 8 классе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты экономического воспитания у школьников…………… . ……………………………………………………………5
1.1. Сущность, понятия «экономическое воспитание»…….............................5
1.2. Экономическое воспитание учащихся во внеклассной и внешкольной работе…………………………………………………………………………………11
1.3. Учет возрастных особенностей подростков.. …………………………….13
1.4. Выводы по первой главе ………………………………..............................17

Глава II. Экономическое развитие школьников 8 класса на уроках
технологии………………………………………………………………………19
2.1. Роль и место раздела «Элементы домашней экономики» в технологической подготовке учащихся в 8 классе……………………………….19
2.2. Разработка учебно-тематического плана раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………22
2.3 Разработка плана-конспекта урока раздела «Элементы домашней экономики», 8 класс……………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………….……...............35

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

   Развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним.

   Подросток воспринимает уже не  только то, что лежит на поверхности  явлений, хотя здесь многое  зависит от его отношения к  воспринимаемому материалу –  и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.

 Существенные  изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и  контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов[53, с. 69].

   В подростковом возрасте замечается  значительный прогресс в запоминании  словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом») уроке.

   В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Достигнутая степень развития мышления младшего школьника позволяет в подростковом возрасте приступить к систематическому изучению основ наук. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний у подростков требуют опоры на способность самостоятельно мыслить, сравнивать, делать выводы и обобщения. С переходом к подростковому возрасту существенно изменяются, обогащают как отвлеченно обобщающие, так и образные компоненты мыслительной деятельности (в частности, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержание понятия в конкретных образах и представлениях).

 Но  общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).

   Подростков очень привлекает  возможность расширить, обогатить  свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия.

   Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком.

 Надо  поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек  может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.

   Наоборот, благоприятной ситуацией  учения для подростков является  ситуация успеха, которая обеспечивает  им эмоциональное благополучие.

   В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь в начале контролем по результату или заданному образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи.

   В учении формируется общие  интеллектуальные способности, особенно  понятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения  понятий, совершенствования пользоваться ими, рассуждать создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.

   В общении формируются и развиваются  коммуникативные способности учащихся, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

 

 1.4. Выводы по первой  главе

 

 Подводя итоги проделанной в 1 главе работы можно сделать следующие выводы.

 Новая экономическая реальность стала причиной изменений в школьном экономическом образовании, которое переживает сейчас период становления: разрабатываются теоретические основы, уточняются содержание, формы и методы работы, идет процесс переосмысления системы организации экономического воспитания. При определении сущности понятия «Экономическая воспитанность» ученые,  исходят из структуры личности и выделяют следующие компоненты: интеллект (сознание), нравственность (поведение), воля и чувства (механизм саморегуляции). Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономики, о развитии производительных отношениях, о действующем хозяйственном механизме. Специфические задачи экономического воспитания — развитие интереса к систематическому пополнению и усвоению экономических знаний, навыков, умений; формирование и укрепление экономического сознания и мышления; формирование стимулов и мотивов эффективной экономической деятельности, стремления по-хозяйски относиться к общественной собственности, умножать народное достояние; рост творческой активности.

 В системе  экономического воспитания школьников большое значение имеют производственные экскурсии, встречи с руководителями образцовых предприятий и хозяйств, переводчиками производства, с представителями арендных бригад, семейного порядка.

 Содержание  этих форм экономического воспитания тщательно планируется с целью  последовательного систематического ознакомления школьников с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением дела.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 Глава II. Разработка учебно-тематического  плана раздела  «Элементы домашней экономики», 8 класс

 

 2.1. Роль и место  раздела  технологической подготовки учащихся

 

          Раздел  «Элементы  домашней экономики» представляется особенно актуальным, так как рассматривается  как  набор умений и навыков  грамотного потребительского  поведения, как осмысление роли и места потребителя  в социально-экономической системе общества.

 Данный  раздел  является  источником знаний, который  расширяет и  углубляет  базовый  (профильный) компонент, обеспечивает  интеграцию необходимой  информации не  только экономического, но и  технологического, правового, культурологического характера. Предлагаемый модуль  должен стимулировать  интерес к продолжению образования в рамках социально-экономического, гуманитарного и технологического профиля.

 Основная  цель – формирование экономического мышления  учащихся и привитие навыков  в принятии  самостоятельных решений  в различных жизненных ситуациях.

 Первоначальные  понятия о домашней экономике  учащиеся познают в семье, школе, окружающей среде, при выполнении творческих проектов. Семья-это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество, а поэтому, освоив домашнюю экономику, учащиеся более сознательно будут изучать другие составляющие экономики.

 Раздел  «Элементы домашней  экономики» является  логическим  продолжением  первого уровня программы  «Технология»  -  элементы   домашней  экономики  и  основы  предпринимательства.  Раздел "Элементы домашней экономики»  основывается  на знаниях, полученных  учащимися  в  8 классах, и включает в  себя информацию, расширяющую их, а также не освященную в базовой программе.

 Изучение  раздела преследует следующие цели:

 1) Вооружить  учащихся знаниями о домашней  экономике, сформировать навыки  ведения домашней финансовой  документации;

 2) Воспитать  уважение к собственности, ответственность,  экономичность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления;

 3) Подготовить  учащихся к выполнению роли  потребителя, производителя, гражданина.

 Изучение  раздела решает следующие  задачи:

 1) Познакомить  учащихся с экономической жизнью  семьи, правилами ведения домашнего  хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода рациональным расходованием средств, экономии денежных средств и их накопление, с персональными программами ПК и со средствами информации семьи.

 2) Развить  целостность взглядов на семью,  ее роль в обществе, ее экономические, социальные и нравственные устои и традиции.

 3) Раскрыть  взаимосвязь семьи, общества и  государства.

 4) Научить  осуществлять несложные экономические  расчеты и в первую очередь  определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию,  уборку), продукты питания, одежду и др.

 5) Подготовить  к жизни в условиях ограниченности  ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора.

 6) Сформировать  качества рачительного хозяина  и покупателя.

 7) Воспитать  у учащихся бережное отношение  к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.

 Следует иметь ввиду, что сплав знаний и умений по основам предпринимательства, а также по обработке услуг  будет способствовать формированию настоящих российских предпринимателей. Поэтому одна из важных задач раздела - научить учащихся честно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.

 Из  форм обучения рекомендуется применять  рассказ, объяснение, беседу, диспут, деловые игры, самостоятельную работу учащихся. Особое внимание следует уделить ЭВМ, моделирующим различные этапы предпринимательской деятельности и производственные ситуации.

 Перечень  знаний и умений, формируемых у  учащихся.

 Учащиеся  должны знать:

 Цели  и значение домашней экономики; общие  правила ведения домашнего хозяйства; составляющие семейного бюджета  и источники его доходной и  расходной частей; возможности рационального  использования средств и пути их увеличения; экономические связи  семьи с разными структурами общества; элементами семейного маркетинга и самоменеджмента; роль членов семьи в формировании семейного бюджета, экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества; необходимость производства товаров и услуг как условие жизни общества в целом и каждого его члена; возможности использования компьютера и средств информации в организации домашней хозяйственной деятельности.

 Учащиеся  должны уметь:

 Анализировать семейный бюджет, определять промежуточный  минимум семьи, расходы на учащегося; анализировать рекламу потребительских товаров; осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности; выдвигать деловые идеи; изучать конъюнктуру рынка, использовать возможности компьютера в деловой переписке, рекламе, финансовых расчетах, ведении документации.

 

      При изучении теоретического  материала используются:

 ·      методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательско - творческий, репродуктивный (беседа, рассказ, лекция, семинар, применение  новых  знаний, самостоятельное  изучение нового по книге,решение проблемных задач);

Информация о работе Экономическое воспитание на уроках технологии