Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение формирования товарного ассортимента на предприятиях розничной торговли.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли;
- рассмотреть принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах;
- рассчитать показатели товарного ассортимента на конкретном предприятии розничной торговли.

Содержание

Введение. 3
1. Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли. 4
2. Принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах. 12
3. Формирование товарного ассортимента на примере ООО «Меркурий». 22
Заключение. 32
Список использованной литературы. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 248.58 Кб (Скачать файл)

Числовое значение коэффициентов  полноты и устойчивости ассортимента находится в пределах от 0 до 1. При  этом чем ближе эти показатели к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина, лучше формируется.

Определение и использование  в процессе анализа товарного  ассортимента показателей, характеризующих  его полноту и устойчивость, позволяют  не только оценить, но и сопоставить  ассортимент одного магазина с ассортиментом  другого магазина, обслуживающего один и тот же целевой рынок.

Таким образом, разработка каждым конкретным магазином ассортиментного  перечня товаров и осуществление  контроля за его соблюдением способствуют лучшему обслуживанию покупателей целевого рынка и созданию устойчивого ассортимента.

В случае выявления отсутствия в продаже товаров, предусмотренных  ассортиментным перечнем, торговые предприятия  должны принять меры к завозу их в магазин.

В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых  товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб организаций, которые должны располагать обширной информацией  о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.

 

 

 

2. Принципы и факторы  формирования товарного ассортимента  в магазинах.

 

На построение торгового  ассортимента в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, природно-естественных, специфических и других факторов.

К экономическим факторам относят: денежные доходы населения  и распределение их между отдельными группами населения; уровень розничных  цен и их соотношение между  отдельными видами и группами товаров; объем и состав нетоварного поступления  продуктов питания в семьи  за счет личных подсобных хозяйств; степень обеспеченности населения  предметами длительного пользования.

Социальные факторы —  социальная и профессиональная структура  обслуживаемого населения; уровень  образования и культурного развития людей; исторические традиции, праздники, национальные обычаи народа; мода.

Демографические факторы: изменения  численности населения и его  состава по полу, возрасту, месту  проживания; размеру и составу  семьи.

Природно-естественные факторы: климатические условия, продолжительность  времен года, физиологические особенности  человеческого организма в зависимости  от пола и возраста.

К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине, относятся тип и размер магазина, его специализация, техническая  оснащенность, условия товароснабжения (наличие стабильных источников, отдаленность, вид поставщика), численность и  состав обслуживаемого населения, транспортные условия, наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина. При формировании ассортимента продовольственных товаров в розничных торговых предприятиях следует учитывать некоторые особенности спроса на продукты питания. Так, спрос на продовольственные товары по сравнению со спросом на непродовольственные товары обладает более высокой степенью устойчивости, а в отдельных случаях — известной консервативностью.

Потребитель привыкает к  определенным видам продуктов (сортам хлеба, сыра, масла, кондитерским изделиям), поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу.

При формировании в розничной  торговой сети ассортимента продовольственных  товаров необходимо учитывать и  фактор их взаимозаменяемости.

В случае отсутствия в продаже  нужного продукта или неудовлетворительного  качества предложенного товара покупатель, как правило, не откладывает покупку, а ищет ему замену, покупая другой продукт с аналогичной пищевой  ценностью. Особенно это касается товаров  одной группы, но существует и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофель — крупами, макаронами.

Кроме того, на продовольственные  товары спрос носит комплексный  характер, т. е. одновременно приобретаются  продукты, дополняющие друг друга, например, мясо, жиры, овощи, хлеб, молоко, чай, сахар, печенье. Это следует учитывать при формировании ассортимента продовольственных товаров. На спрос и потребление многих товаров оказывает влияние сезонность их производства (молочные продукты, мясо, овощи, фрукты и др.) либо особенности потребления товара (со сменой времен года существенно меняются потребности людей в предметах одежды, обуви, спортивных товарах, напитках). Вследствие этого происходит неравномерность потребления продовольственных товаров в течение года и спрос переключается на товары их заменяющие. Например, в зимний и весенний периоды увеличивается спрос на овощные и фруктовые консервы, заменяющие свежие плоды и овощи; летом в условиях обилия овощей, ягод и фруктов резко снижаются объемы продаж круп и макаронных изделий.

Проблема сглаживания  сезонности в потреблении пищевых  продуктов решается в известной  степени путем создания сезонных запасов соответствующих товаров, что также следует учитывать  при формировании ассортимента. При  современном ритме жизни резко  увеличивается спрос на полуфабрикаты, концентраты, кулинарные изделия, т. е. на продукты, максимально подготовленные к употреблению при небольшой  термической обработке. Ассортиментная политика в розничной торговой сети — важная часть коммерческой стратегии  в розничной торговле.

Проведение ассортиментной политики требует принятия решений  не только о включении новых товаров но и о снятии товаров — с продажи. Фирмы — изготовители и поставщики товаров — постоянно обновляют номенклатуру своей продукции, стремясь получить все новые и новые прибыли. Ассортимент же есть часть розничной стратегии и оружие в конкурентной борьбе, и уже одно это предполагает его непрерывное и динамичное изменение. В некоторых случаях необходимость исключения определенного товара из ассортимента совершенно очевидна. Однако часто подобное решение более или менее произвольно; тогда непременно следует учитывать критерий рентабельности в его широком понимании, т. е. задаваться вопросом: как исключение из ассортимента того или иного товара отразится на общей прибыли, получаемой товарным отделом в целом?

Ассортиментная политика магазина предполагает знание жизненных  циклов производства и реализации товаров, без которого нельзя правильно управлять  торговым ассортиментом.

Многие товары предназначены  для продажи в течение лишь ограниченного срока: меняются потребности  и вкусы покупателей, меняются технологические  возможности промышленности. Товары стареют как технически, так и  морально, психологически. Представление  о жизненном цикле товара исходит  из того, что любой товар проходит определенные стадии, этапы, фазы развития: стадию внедрения товара на рынок, стадию роста, стадию зрелости и, наконец, стадию устаревания. С этими стадиями связаны  три очень важные особенности  и характеристики.

1. Скорость прохождения  через стадии жизненного цикла  для разных товаров неодинакова.  Одни товары очень быстро пробегают  весь цикл, другие медленно проходят  через каждую стадию; есть и  такие товары, которым так и  не удается от стадии внедрения  перейти к стадии роста.

2. Прибыль, получаемая  от продажи единицы товара, неуклонно  увеличивается на протяжении  стадии роста, а где-то на  стадии зрелости она начинает  уменьшаться в результате давления, оказываемого конкурентами. В конце  стадии зрелости увеличение объема  реализации почти всегда обгоняет  увеличение прибыли.

3. Политика и тактика  розничной организации применительно  к торговле определенным товаром  различны и зависят от того, на какой стадии жизненного  цикла этот товар включен в  ассортимент.

Торговые характеристики товара на протяжении его жизненного цикла в общем виде представлены на рис.1.

 

 

 

 

На стадии внедрения товаров торговля ими зачастую бывает убыточной и розничная организация принимает на себя большой риск, выбрасывая на рынок новый товар; розничные цены на этой стадии, как правило, высокие и товар может продаваться лишь в немногих магазинах. Другие магазины в этот период тоже экспериментируют с новым товаром, однако, очень небольшими его партиями. Но вот начинает расти спрос, товар продается все шире и шире, усиливается рекламная деятельность, направленная на его продвижение. Проходя стадию зрелости, товар постепенно становится чувствительным к цене, в этот период данный товар иногда начинают продавать и по сниженным ценам. А когда продукт вступает в стадию устаревания, его или вообще исключают из ассортимента, или продают с большой уценкой.

Большинство розничных магазинов  включают в ассортимент товары, находящиеся  на стадии роста или зрелости. Однако стратегия и образ других магазинов  диктуют иную линию поведения; некоторые  магазины предпочитают закупать и включать в свой ассортимент больше товаров, находящихся еще на стадии внедрения. Особенно это относится к модным, престижным магазинам, которые дорожат  репутацией новаторов и в своем  образе подчеркивают: “У нас всегда последний крик моды”. К таким  розничным предприятиям относятся, в частности, магазины модной (и дорогой) одежды, салоны, дома моделей. Есть и  магазины, которые стремятся включать в ассортимент товары, находящиеся  в стадии зрелости и даже устаревания. Представители этих магазинов выискивают такие товары, закупают их у промышленности и оптовых торговцев по льготным ценам и именно на торговле ими  строят свое розничное предложение.

На стадии внедрения, как  правило, стремятся закупать сравнительно небольшие партии товаров, причем у хорошо известных поставщиков, которые всегда отличались добросовестностью и готовностью сотрудничать. Но при этом выбирают таких поставщиков, которые в случае успеха товара смогут поставлять его в достаточных количествах.

Стадия роста характеризуется  быстрым увеличением объема реализации, возрастанием прибыли; товар начинает предлагать все большее число  поставщиков. На этой стадии коммерсанты  должны стремиться к следующему:

● снабжать магазины большими партиями товара и притом различных  разновидностей (например, разных цветов);

● искать новых поставщиков, чтобы за счет более широкого круга  источников снабжения обеспечить непрерывный  завоз товара в магазины;

● организовывать быстрый  завоз через короткие интервалы  времени (поскольку завозят товары поставщики, закупщик настаивает на такой  организации при заключении договоров);

● установить надежный контроль за всеми источниками снабжения (за вновь появляющимися поставщиками), чтобы была возможность систематически оценивать новые предложения и принимать лучшие из них;

● сосредоточить в магазинах  достаточные запасы нового товара, чтобы полностью исключить случаи, когда его нет в наличии.

Но вот товар вступает в стадию зрелости. Темп роста объема его реализации начинает замедляться. Конкуренция становится более острой, цены на товар снижаются, валовая  прибыль, получаемая при его продаже, становится все меньше и меньше. В такой ситуации руководитель, ответственный  за формирование ассортимента, должен предпринять следующее:

● потребовать у поставщиков  снижения оптовых или закупочных цен;

● начинать отказываться от услуг слабых поставщиков и внимательно  следить за льготными ценами и  иными преимуществами, которые другие поставщики теперь уже стремятся  предоставить при продаже этого  товара;

● стараться свести объем  товарных запасов к минимально необходимому, с тем чтобы в данном товаре оказались “связанными” как можно меньшие финансовые средства;

● стремиться извлечь пользу из тех усовершенствований товара и  его упаковки, которые осуществляют ведущие поставщики.

На последней стадии, в фазе устаревания, товар дает все меньший и меньший вклад в общую прибыль товарного отдела или магазина в целом. Промышленность начинает снимать товар с производства, поставщики перестают его предлагать. На этом этапе руководителям розничной торговли рекомендуется:

● еще и еще раз пересмотреть требуемые объемы товарных запасов;

● распродать остатки запасов;

● проанализировать всю  “торговую биографию” товара на протяжении его жизненного цикла.

В розничной торговле принято  относить товары к одному из двух классов  — к товарам основного ассортимента или к товарам модного ассортимента. Товарами основного ассортимента считаются  те, с которыми потребитель не связывает  представления о модности, современности. Это товары, необходимые буквально  всем, а потому и пользующиеся постоянным устойчивым спросом. Товары основного  ассортимента являются как бы унифицированными; если они и изменяются, то чрезвычайно  медленно.

Особенностью товаров  модного ассортимента (или модных товаров) является то, что их фасон, цвет, дизайн, стиль и другие характеристики меняются быстро и резко. Всем известна изменчивость моды — этого сложного явления, которое пытаются понять социологи, психологи, экономисты, но еще далеко не поняли и не объяснили. Мы не будем  рассматривать их гипотезы. Для управления розничной торговлей достаточно знать, что мода — это объективное  явление, она изменчива, малопредсказуема и обладает некоторыми уже выявленными характеристиками. Например, установлено, что основные мотивы модной женской одежды циклически повторяются через каждые 30—40 лет. Впрочем, руководителей торговли больше интересуют не эти длительные периоды, а жизненные циклы отдельных модных товаров. Характер таких циклов подчиняется тем же общим закономерностям, что и жизненный цикл любых товаров (рис.2).

Но есть еще один подкласс — остромодные товары. Пристрастие к таким товарам быстро охватывает все слои населения наподобие всеобщего поветрия — оно носит почти эпидемический характер; затем интерес стремительно угасает.

Информация о работе Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли