Финансовая среда предпринимательства. Ее составные части

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 01:05, реферат

Краткое описание

Под финансовой средой предпринимательства принято понимать совокупность хозяйствующих субъектов и сил, действующих как внутри предприятия, так и вне его пределов, которые требуют принятия управленческих решений, направленных на устранение, либо на приспособление к ним.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная!Предпринемательтво.docx

— 44.89 Кб (Скачать файл)

Финансовая среда предпринимательства. Ее составные части.

     Под  финансовой средой предпринимательства  принято понимать совокупность  хозяйствующих субъектов и сил, действующих как внутри предприятия, так и вне его пределов, которые  требуют принятия управленческих  решений, направленных на устранение, либо на приспособление к ним.  

     Среду  любой организации можно определить  как совокупность трех сфер - внутренней  среды, рабочей среды, общей среды.

Внешняя среда.

Под внешней средой понимаются все условия и факторы, возникающие  в окружающей среде независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Внешнюю среду любой организации составляют два пространства:

- заданная среда (микросреда, рабочее окружение организации);

- общая среда (макросреда  организации).

      Таблица 1.

Основные компоненты внешней среды.

Общая (макро) среда

Заданная (микро) среда

1. Природные (экологические) факторы

1. Поставщики

2. Технологические  факторы 

2. Посредники

3. Политические  факторы

3. Покупатели (клиенты)

4. Экономические  факторы

4. Конкуренты

5. Социальные (демографические) факторы

5. Контактные аудитории

6. Культурные факторы

 

 

    Микросреда характеризуется субъектами, имеющими непосредственное отношение к данной фирме и к возможностям ее руководства по извлечению доходов. Она включает тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения или которые оказывают на нее прямое воздействие. Микроокружение организации - факторы прямого воздействия. Изучение окружения организации (микроокружения) направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию.

      Макросреду  образуют факторы, в которых предприятие осуществляет свою деятельность.

Основные факторы макросреды:

  • Демографические условия (численность населения, темпы его изменения, распределения по регионам страны, половозрастная структура, показатели смертности и рождаемости);
  • Социально-экономические условия (темпы экономического развития, размер и динамика доходов);
  • Социально-культурные условия (традиции, религия, обычаи, привычки, язык, уровень развития образования и культуры страны);
  • Научно-исследовательские изобретения и открытия, возможность создания новых, более совершенных товаров, обновление выпускаемой продукции);
  • Природно-климатические условия ( климат, место расположение предприятия);
  • Политико-правовые условия ( налоговое законодательство, методы регулирования ВЭД, нормативные документы, регламентирующие отдельные вопросы маркетинга, например, права потребителя, закон о рекламе, закон о товарных знаках и т.п.)

Внутреняя среда.

     Внутренняя  среда управления понимается  как совокупность характеристик  организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей), влияющих на положение и перспективы фирмы. В любом случае для внутренней среды характерно, что это среда прямого воздействия — совокупность элементов и факторов, оказывающих непосредственное и немедленное влияние на организацию. Внутренняя среда предприятия формируется как совокупность параметров  и характеристик, позволяющих ему осуществлять целенаправленное преобразование входных элементов в конечные результаты деятельности. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.

При формировании внутренней среды малого предприятия обычно выделяют две ее составляющие:

1) ситуационные  факторы;

2) элементы внутренней  среды.

    Изучение  финансовой организации рассматривается  в рамках стратегического менеджмента. Знание параметров внешнего и  внутреннего окружения предприятия  позволяет произвести предварительный  анализ предпринимательских рисков и на этой основе разработать способы  снижения риска.  Поэтому изучение среды организации является очень важным и необходимым.

Риск банкротства как основной  вид рисков.

     Риск банкротства  представляет собой опасность  полной потери предпринимателем  собственного капитала и неспособности  его рассчитываться по взятым  на себя обязательствам в результате  неправильного выбора вложения  капитала, поэтому является основным  финансовым риском предпринимательства.  

     Под финансовым  риском понимается вероятность  возникновения неблагоприятных  финансовых последствий в форме  потери дохода и капитала в  ситуации неопределенности условий  осуществления финансовой деятельности.

      В экономической  литературе нашли свое отражение  несколько областей риска, в которые  может попасть предприятие в  процессе хозяйственной деятельности. За основу установления области риска целесообразно принять долю активов фирмы, которую она теряет в результате своей деятельности. В зависимости от состояния предприятие может, находится в одной из нижеуказанных зон, одновременно впадая в банкротство разной степени. Эта глубина падения влияет на способы выхода из банкротного состояния в рамках института несостоятельности.

Выделяют следующие области, связанные с риском:

          • безрисковая область;
          • область допустимого риска;
          • область кризиса;
          • область катастрофы.

Рассмотрим те области, которые могут привести к банкротству.

Область кризиса  характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в максимуме могут привести к безвозвратной потере всех средств, вложенных предпринимателем в дело. Находясь в этой области предпринимательского риска, фирма, испытывая кризис ликвидности, войдет в состояние «абсолютной» неплатежеспособности, что может рассматриваться как банкротство, а последнее является основанием для инициирования процедуры ликвидации. Это состояние называется банкротством  бизнеса и является результатом  неэффективного управления предприятием, маркетинговой политики или нерационального использования трудовых, природных и денежных ресурсов.

   Область катастрофы представляет область потерь, которые по своим масштабам превосходят кризисный уровень и могут достигать размера, равного реальной стоимости предприятия. В данном случае снижение прибыльности фирмы предполагает снижение её цены. Цена фирмы как деловой единицы определяется как произведение количества простых акций (N) на их рыночную цену (Р). Рыночная стоимость фирмы = NP. В этой области риска цена фирмы может упасть ниже суммы обязательств перед кредиторами, что эквивалентно минимизации акционерного капитала. Это и есть банкротство акционеров или банкротство собственника. Такой вариант возможен в результате недостатка у собственника ресурсов на расширенное или даже простое воспроизводство, притом, что на рынке есть потребность в данном виде продукции. Правда, здесь возможны некоторые нюансы. В связи с падением цены фирмы, она (фирма)  может упасть ниже ликвидационной стоимости активов. Тогда её  ликвидация  становится выгоднее ее эксплуатации, и если ликвидационная стоимость фирмы ниже цены обязательств, то акционеры лишаются всего своего капитала. Такое явление называют банкротством производства. 

    Банкротство предприятий означает на практике реализацию катастрофических рисков предприятия при осуществлении им финансово-хозяйственной деятельности, в результате чего оно становится неспособным удовлетворить в установленные законом сроки требования кредиторов и выполнить свои обязательства.

Основными признаками банкротства являются:

1. Серьезное нарушение  финансовой устойчивости предприятия, характеризующееся превышением  финансовых обязательств  предприятия над его активами. Финансовое состояние предприятия определяется показателем чистой отрицательной стоимости, который рассчитывается по формуле

 

2. Несбалансированность  в течение достаточно продолжительного  периода времени объемов положительного  и отрицательного денежных потоков  предприятия, т.е. превышение отрицательного  денежного потока над положительным.

3. Длительная неплатежеспособность  предприятия, вызванная низкой ликвидностью  его активов. Это связано с  тем, что срочные финансовые обязательства  предприятия существенно превышают  размер его денежных средств  и активов в высоколиквидной  форме в течение продолжительного  периода.

Все причины возникновения состояния банкротства можно объединить в две большие группы: объективные и субъективные.

Объективные причины связаны с общеэкономической ситуацией в стране и трудно поддаются регулированию со стороны предприятия. Однако они должны учитываться в процессе планирования и прогнозирования финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. К ним можно отнести такие факторы : нестабильная экономическая ситуация в стране, высокие темпы инфляции, кризис неплатежей и замедление платежного оборота, нестабильная политическая ситуация, несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей производственно-хозяйственную деятельность предприятий, несовершенная налоговая и денежная политика государства, недостатки в работе финансово-кредитной системы страны в целом и ее отдельных институтов, неблагоприятная рыночная конъюнктура и др.

Субъективные причины вытекают непосредственно из хозяйственной деятельности самого предприятия и являются следствием его неудовлетворительной работы. К ним относятся : неоправданно высокие затраты на производство и реализацию продукции, снижение качества продукции и ее устаревание, слишком длительный производственный цикл, неэффективное использование всех видов ресурсов, в том числе и финансовых, снижение объемов производства и продаж, рост внешней задолженности перед другими предприятиями и бюджетом, необоснованное увеличение дебиторской задолженности, низкий уровень планирования и прогнозирования, недостаточная квалификация сотрудников и др.

 Одной из стадий банкротства предприятия является финансовая неустойчивость. На этой стадии начинаются трудности с наличными средствами, проявляются некоторые ранние признаки банкротства, резкие изменения в структуре баланса в любом направлении. Однако особую тревогу должны вызвать:

1. резкое уменьшение денежных средств на счетах (кстати, увеличение денежных средств может свидетельствовать об отсутствии дальнейших капиталовложений);

2. увеличение дебиторской задолженности (резкое снижение также говорит о затруднениях со сбытом, если сопровождается ростом запасов готовой продукции);

3. старение дебиторских счетов;

4. разбалансирование дебиторской и кредиторской задолженности;

5. снижение объемов продаж (неблагоприятным может оказаться и резкое увеличение объемов продаж, так как в этом случае банкротство может наступить в результате последующего разбалансирования долгов, если последует непродуманное увеличение закупок, капитальных затрат; кроме того, рост объемов продаж может свидетельствовать о сбросе продукции перед ликвидацией предприятия).

При анализе работы предприятия извне тревогу должны вызывать:

1. задержки с предоставлением отчетности (эти задержки, возможно, сигнализируют о плохой работе финансовых служб);

2. конфликты на предприятии, увольнение кого-либо из руководства и т.д.

 На нынешнем этапе  развития российской экономики  выявление неблагоприятных тенденций  развития предприятия, предсказание  банкротства приобретают первостепенное  значение.

«Количественные» подходы к предсказанию банкротства.

 Известны два основных  подхода. Первый базируется на  финансовых данных и включает  оперирование некоторыми коэффициентами: приобретающим все большую известность Z-коэффициентом Альтмана (США), коэффициентом  Таффлера, (Великобритания), и другими, а также умение "читать баланс". Второй исходит из данных по обанкротившимся компаниям и сравнивает их с соответствующими данными исследуемой компании.

    Коэффициент Альтмана (индекс кредитоспособности).

      Этот  метод  предложен  в 1968 г. известным западным экономистом Альтманом (Edward I. Altman).  Индекс кредитоспособности   построен   с   помощью   аппарата    мультипликативного дискриминантного анализа (Multiple-discriminant analysis - MDA) и  позволяет в первом  приближении  разделить  хозяйствующие  субъекты  на  потенциальных банкротов и небанкротов.

     Индекс  Альтмана   представляет   собой   функцию   от   некоторых показателей,   характеризующих   экономический   потенциал   предприятия   и  результаты  его  работы  за   истекший   период.   В   общем   виде   индекс кредитоспособности (Z-счет) имеет вид:

Информация о работе Финансовая среда предпринимательства. Ее составные части