Психологический образ предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 09:45, контрольная работа

Краткое описание

Предпринимательство как социально-психологическое явление вызывает активный интерес многих зарубежных и отечественных исследователей, потому что одной из его важнейших социальных функций является повышение благосостояния общества.
После многих лет экспериментирования с государственно-бюрократической экономикой наше общество приходит к осознанию давно уже признанного в мире положения о том, что основным двигателем развития и обновления экономической жизни являются инициатива и творчество частного предпринимателя.

Содержание

Введение
1. Особенности психологии предпринимательства
2. Предпринимательство как деятельность
3. Психофизиологический подход к исследованию
предпринимательства
4. Предпринимательство как поведение
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

предпри-во.docx

— 35.46 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального

образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

Филиал РГГУ в г. Красноярске

 

 

 

Профьева  Юлия Вадимовна

 

 

По  дисциплине: «Предпринимательство»

 

 

Тема: «Психологический образ предпринимателя »

 

 

Контрольная работа студентки 4-го курса заочной формы обучения

Специальность: Менеджмент организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверила: Фёдорова М.А.

____________________

«   »___________2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013 г.

Введение

1. Особенности  психологии предпринимательства

2. Предпринимательство  как деятельность

3. Психофизиологический подход к исследованию

предпринимательства

4. Предпринимательство  как поведение

Заключение

 

 

Введение

 

Предпринимательство как социально-психологическое явление  вызывает активный интерес многих зарубежных и отечественных исследователей, потому что одной из его важнейших  социальных функций является повышение  благосостояния общества.

После многих лет экспериментирования с государственно-бюрократической экономикой наше общество приходит к осознанию давно уже признанного в мире положения о том, что основным двигателем развития и обновления экономической жизни являются инициатива и творчество частного предпринимателя.

Говоря  о предпринимателе, мы имеем в  виду, прежде всего предпринимателя-производителя, «организатора производства», а  не спекулянта-перекупщика. Как по своей  функциональной роли в экономике, так  и по психологическому складу эти  два типа не имеют между собой  ничего общего. У первых в качестве ведущего мотива выступает стремление к самостоятельной творческой и  созидательной деятельности, у вторых — желание быстро и легко обогатиться.

Одним из стимулов развития предпринимательской  деятельности нередко оказываются  ситуативные обстоятельства, затрагивающие  судьбы отдельных людей, побуждающие  их решать свои жизненные проблемы вступлением на путь предпринимательства. Однако значительное число исследователей придерживается мнения, что научить  предпринимательству нельзя. Для  этого рода деятельности необходимы особые способности. Природной же предпосылкой развития способностей является наличие  задатков – некоторых врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы. К  задаткам, согласно позиции отечественного психолога В.А. Крутецкого, относятся типологические свойства нервной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные варианты функционирования коры головного мозга.

В настоящее  время ни в одной стране мира не существует профессии «предприниматель», несмотря на то, что предпринимательство  как занятие существует. Распространенным среди исследователей предпринимательства  является мнение, что ему практически  невозможно научить. Люди начиная какое-либо дело, обнаруживают, что знания, полученные в процессе обычной учебы, оказываются  практически бесполезными, связь  между деловыми качествами предпринимателя  и его образованием отсутствуют. Кстати, в Гарвардскую школу бизнеса, принимают людей, обладающих предпринимательским  типом личности по специальному тесту  Мейерса – Бриггса. Остается выяснить, какие именно задатки способствуют проявлению предпринимательских способностей, и тогда появится уникальная возможность  выявлять склонных к предпринимательству  с раннего детства.

В рамках данной контрольной мы рассмотрим предпринимательство как экономическую деятельность, затронем мотивацию предпринимательства и предпринимательский риск, а также психофизиологический подход к исследованию предпринимательства, и наконец предпринимательство как социально – экономическое поведение. Затем подведем итоги работы которые отражены в заключительной части.

 

 

1. Особенности психологии  предпринимательства

 

Один  из первых исследователей предпринимательства  И.А. Шумптер предположил, что оно  помогает развиваться обществу при  переходе экономики от одного равновесного состояния к другому. Иными словами, предпринимательство несет функцию  разрушения экономического равновесия в обществе.

Если  И.А. Шумптер, Дж. Долан и Е. Лидсей считают основной функцией предпринимательства  способствование развитию экономики  с помощью разрушения экономического равновесия, то И. Керцнер и Р. Кантильон  придерживаются обратной точки зрения, считая основной функцией предпринимательства  поддержку движения экономики к  равновесию. Предприниматель обладает «уравновешивающей силой». При этом в основе предпринимательства лежит созидательный акт открытия новых прибыльных возможностей в условиях неравновесного состояния экономической системы.

Обе точки  зрения на функцию предпринимательства  в обществе вполне справедливы. Ибо  именно последовательная смена функций  способствует развитию экономики, разрушающей  равновесие, и является мощным фактором этого развития, так как не позволяет  экономике ни застаиваться, ни разбалансироваться. Эти функции являются сторонами  одно медали – рынка, где главной  фигурой выступает предприниматель.

Каждая  из функций выполняет свое назначение на соответствующей стадии развития предпринимательской деятельности. Первая – создание рынка для новой  продукции. Именно здесь необходимо предпринимательское чутье и  превосходство в информации для  нахождения неудовлетворенного или  потенциального спроса потребителей.

Вторая  стадия предпринимательской деятельности наступает, когда новый товар  необходим потребителю. Эта стадия связанна с чисто организационными моментами: расширением объема производства, приемом на работу новых людей и т.д.

Главная задача предпринимателя – объединить вокруг себя весь личный персонал, направить  его усилия на достижение своих целей. Для этого лидер фирмы должен иметь силу погрузить в свою ценностную среду всех нанятых работников, что  ведет за собой рождение особой культуры организации. На этой стадии предпринимательство  представляет «социальную архитектуру» - изучающую и создающую «культуру  труда» - те неосязаемые и трудно выявляемые элементы, которые, тем не менее, исключительно важны: поведение, ценности и нормы.

В конце  концов, наступает третья стадия предпринимательской деятельности. Шумптер назвал ее – вторжение конкурентов. Дело теряет свой предпринимательский новаторский характер. Рынок приходит в равновесие, а предприниматель, не желающий расстаться со свое функцией, начинает искать новые рынки, стремясь вывести рынок их равновесия. Конкуренция в данном случае служит толчком к «процедуре открытия», ибо главное в предпринимателе – это замечать и делать то, что не замечают и не делают другие.

Одна  из важнейших особенностей предпринимательской  деятельности – предприниматель  может одновременно функционировать  на различных стадиях по разным товарам  и услугам. Так по товару «А» он может находится на первой стадии, а по товару «Б» - уже на третьей. Тем не менее каждый товар и  услуга должны вместе с предпринимателем пройти все три стадии.

Таким образом, основной функцией предпринимательской  деятельности является развитие общественной экономики путем последовательного  приведения ее из неравновесного в  равновесное состояние и наоборот.

Распространенным  является описание трех типов предпринимателей: поневоле, административный и предприниматель  – романтик. Первый из них формировался в среде руководителей советского предприятия и был поставлен в условия обязательного выполнения плановых заданий, не имея для этого достаточных ресурсов. Представители этого типа сохранили качество, основанные на стремлении скорректировать план, получить дополнительные фонды, скрыть реальные ресурсы, завысить цены на продукцию, совершить приписки, брать взятки, и т.д. У них укоренилась привычка ради выполнения одного Закона – Плана, нарушать другой – Кодекс. Объективно обусловленная «виноватость» усиливала зависимость руководителя от покрывающего его «грехи» вышестоящего начальства.

Второй  – предприниматель с мандатом. Он начинал действовать на ограниченном стратегическом пространстве (важным для выживания всей системы), «при полной свободе новых комбинаций». Позитивный заметный эффект достигался быстро, но негативные последствия  для экономики, природы и общества могли принять затяжной или необратимый  характер.

Третий  тип – человек, который на свой страх и риск, движимый страстью к самовыражению, осмысленной и  творческой работе, занимался внедрением новых комбинаций не по правилам административной системы, а в обход или против них.

 

2. Предпринимательство как деятельность

 

В современной  отечественной психологии предпринимательство, как правило, рассматривается с  позиции традиционного деятельностного  подхода. Примечательно, что и значительное число зарубежных работ находится  в прямом соответствии с ним.

Любая человеческая деятельность, в том числе и  предпринимательская, имеет определенную структуру. Она включает в себя цели – будущие результаты, на достижение которых направлена деятельность; потребности  мотивы побуждающие к деятельности; предмет, видоизменение которого возможно для достижения цели знание об этом предмете, способы и средства достижения цели, а так же условия деятельности.

Единицей  деятельности является действие. Оно  осуществляется такими средствами и  способами, которые, отвечая условиям деятельности, способствуют реализации выбранной цели.

Данное  понимание структуры деятельности впервые четко сформулировано в  работах Л.Н. Леонтьева и до сих  пор поддерживается в отечественной  психологии. Рассмотрим отдельные элементы этой структуры. Начнем с цели, или  чего хочет добиться, получить или  создать человек, и что является предвосхищаемым результатом.

А. Коул считает: «Цель направлена на создание, сохранение или увеличение ориентированной на получение прибыли организационной единицы. Данная единица занимается производством или распределением хозяйственных благ, чтобы добиться денежной или иной выгоды, являющейся мерой успеха, во взаимодействии с внутренней ситуацией в самой организации или с экономическими, политическими и социальными условиями периода, позволяющего значительную степень принятия решений»1. Из этого определения следует предпринимательской деятельности – получение «денежной или иной выгоды», что главная цель. Под денежной выгодой понимается прибыль, которая по мнению Д. Вэнса, «в известном смысле содержит в себе такие выгоды»2.

Однако  «средой» деятельности предпринимателя  является, по выражению другого известного американского исследователя Ф. Найта, неопределенность. Необходимость  окунаться в нее возникает  тогда, когда экономическая ситуация не может быть типизирована на основании  прошлого опыта и вероятностный  характер событий неизвестен следовательно, человек является предпринимателем, если у него есть готовность к занятию  такой деятельностью, при которой  само получение прибыли и ее величина будут неопределенным. При этом человек берет на себя конечную ответственность за реализацию своей задачи. В процессе предпринимательской деятельности, по словам И. Шумптера, «при производстве совершенно нового блага, которое в начале надо навязать потребителям хотя бы даром», должна проявиться готовность к получению минимальной прибыли и даже убыткам.

В таких  ситуациях проявляется исключительная особенность предпринимателя от капиталиста, которая состоит, по утверждению  И. Шумптера, в том, что этот человек  отождествляет себя с делом, а  не с капиталом. Только предприниматель  способен замечать и делать то, что  не замечают и не делают другие люди, несмотря на рискованность большинства  мероприятий.

Чем же обусловлена  предпринимательская цель? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть  элемент структуры предпринимательской  деятельности, который называется мотивами или внутренними побуждениями к  деятельности.

Особое  место зарубежные психологи уделяют  мотиву достижения. По мнению Д. Маккленанда, мотив достижения успеха каждым отдельным  человеком во многом определяет прогресс экономики всего общества. Мотив же избегания неудачи проявляется значительно реже. Очень важная черта предпринимателя – вера в свой успех, а так же ответственность за принятие решений, а также за их реализацию. Мотив соединенный с верой, придает предпринимательству страстность, увлеченность, создает впечатление легкости предпринимательского труда.

И. Шумптер  выделяет три предпринимательских  мотива. Первый – потребность в  господстве, власти влиянии. Она материализуется  в накоплении предпринимателями  имущества. Второй – жажда победы, стремление к успеху в борьбе с  соперником и с самим собой. Третий мотив – радость творчества, которую  дает самостоятельное ведение дел.

Отечественные исследователи А.Д. Смирнов, В.Ф. Максимов, Д.Н. Акуленок и др. видят мотивационную  структуру предпринимателя так. Во- первых, необходимо острое желание  выделиться, проявить себя, удовлетворить  здоровое самолюбие. Во – вторых стремиться к независимости. В – третьих, желать принести благо обществу. В  – четвертых удовлетворить личные потребности в лидерстве. В –  пятых проявить потребность в  самовыражении, самоактуализации, которая  является отчаянной борьбой за бессмертие. Наиболее ярко выражена такая мотивация  у творческих людей, и заключается  она в стремлении «оставить после  себя след на земле».

Ни в  одной вышеперечисленных мотивационных  структур не встречается весьма актуальная для белорусских предпринимателей мотивация вынужденного занятия  этим видом деятельности в ущерб  своим интересам. Назовем ее вынужденной  мотивацией обеспечения себя и своей  семьи жизненно важными предметами потребления, вызванной нежеланием влачить жалкое нищенское существование.

Чтобы обеспечить реальность воплощения в жизнь любого из вышеперечисленных мотивов, необходим  соответствующий доход. В связи  с этим В.С. Автономов пишет, что достижение больших прибылей для предпринимателя является необходимым условием для удовлетворения жизненных потребностей, а также символом успеха.

Информация о работе Психологический образ предпринимателя