Правовое регулирование бизнес-инкубаторов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 01:10, дипломная работа

Краткое описание

Созданием бизнес-инкубаторов занимаются администрации и центры занятости, различные фонды и самостоятельные организации. Чтобы упорядочить наработанный опыт функционирования российских бизнес-инкубаторов с присущими ему пробами и ошибками, необходимо переходить к стратегическим программам развития правовой поддержки бизнес-инкубаторов на строгой концептуальной основе. Привнесение в этот процесс доктринальной научности и конструктивности позволит избежать как следования стереотипам, так и несогласованности в действиях различных структур.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы института бизнес-инкубаторов 6
1.1. Понятие, правовая природа и классификация института бизнес-инкубаторов 6
1.2. Развитие института бизнес-инкубаторов в Российской Федерации и за рубежом 13
Глава 2. Правовые формы организации и деятельности бизнес-инкубаторов 25
2.1. Возможные организационно-правовые формы бизнес-инкубаторов в Российской Федерации 25
2.2. Особенности функционирования бизнес-инкубаторов в Российской Федерации, как элемента в системе инновационного предпринимательства 37
2.3. Основные проблемы правового регулирования создания и деятельности бизнес-инкубаторов в Российской Федерации 46
Заключение 64
Список использованной литературы 69

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Никитиной.docx

— 123.84 Кб (Скачать файл)

Подводя маленькое резюме уже имеющемуся опыту развития инкубаторов в России и в других странах мира, попытаемся ответить на вопрос: “Какова миссия бизнес-инкубаторов в Национальной инновационной системе?” Поскольку эта структура изначально задумана была для поддержки именно малого бизнеса, то важнейшая роль технологических бизнес-инкубаторов в национальной инновационной системе состоит в выращивании именно малых инновационных предприятий, а последнее время все более концентрируется на поддержке малого наукоемкого и высокотехнологичного бизнеса. Инкубаторы являются структурами, которые способствуют трансферту знаний, их коммерциализации, то есть структурами, формирующими интерфейс между наукой, с одной стороны, и реальным сектором экономики, с другой стороны. Технологические инкубаторы создают рабочие места для кадров высокой квалификации, включая научных работников, и способствуют повышению мобильности кадров в национальной инновационной системе России. Они способствуют “освоению” междисциплинарных областей, “подпитывание” междисциплинарных исследований является новой, но стратегической миссией технологических инкубаторов. Формируя интерфейс с наукой, технологические инкубаторы, тем самым, создают предпосылки перехода к нелинейной модели функционирования Национальной инновационной системы.

Технологические бизнес-инкубаторы - это те структуры, которые создают предпосылки для ускорения структурных и технологических сдвигов, для повышения конкурентоспособности региональной и национальной экономики, могут “подтолкнуть” формирование новых кластеров, новых рынков или же просто помочь малым предприятиям встроиться в уже сформировавшиеся кластеры.

Фактически, инкубаторы - это один из инструментов политики для формирования адаптивной, динамичной, конкурентоспособной национальной инновационной системы.

 

 

Заключение

Таким образом, из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

I. Отсутствие должного правового подхода к определению бизнес-инкубатора влечет за собой проблемы эффективности осуществления деятельности данного инструмента поддержки малого и среднего предпринимательства. Поэтому предлагается следующее авторское определение института «бизнес-инкубатора». Под бизнес-инкубатором предлагаем понимать социально-экономическую систему, функционированиекоторой направлено на оказание поддержки малымпредприятиям посредством предоставления комплексного набора услуг (бухгалтерских, юридических, консультационных, информационных и т.д.), а также на продвижение их бизнеса.

II. Выявлены следующие ключевые факторы развития государственной поддержки бизнес-инкубирования за рубежом:

1. Последовательная  и долговременная политика государства  с четко сформулированными целями  и задачами;

2. Наличие продуманной  и скоординированной системы  организаций, занятых разработкой  и реализацией бизнес-инкубирования  малого предпринимательства.

3. Постоянные усилия  по налаживанию сотрудничества  между частным, исследовательским  и образовательным секторами.

4. Выявление и целевая  поддержка важных для наращивания  инновационно-технологического потенциала  направлений.

5. Широкий спектр  предоставляемых услуг, обеспечивающий  комплексное обслуживание клиентов.  

6. Систематическое изучение  и внедрение лучшего международного  опыта.

Для Российской Федерации можно рассмотреть следующие типы:

1. Бизнес-инкубатор общего типа.

2. Веерная модель.

3. Муниципальные и социальные инкубаторы.

III. В настоящее время нельзя с уверенностью говорить о каких-либо закономерностях в выборе организационно-правовой формы деятельности бизнес-инкубатора.

Необходимо отметить, что большинство учредителей бизнес-инкубаторов осознают некоммерческий характер деятельности создаваемых организаций, в связи с чем среди действующих бизнес-инкубаторов преобладают некоммерческие организации. Представляется, что при определении организационно-правовой формы бизнес-инкубатора следует исходить из следующего:

1. Бизнес-инкубаторы создаются  для достижения экономических, социальных, образовательных целей, для удовлетворения  потребностей граждан в реализации  своих предпринимательских способностей, защиты прав, законных интересов  граждан и организаций – членов  бизнес-инкубатора. В связи с этим  бизнес-инкубаторы должны создаваться  как некоммерческие организации.

2. Выбор организационно-правовой формы должен обеспечивать бизнес-инкубатору наибольшую свободу в осуществлении предпринимательской деятельности.

3. Выбранная организационно-правовая форма не должна быть связана с возможностью привлечения учредителя бизнес-инкубатора к субсидиарной ответственности по обязательствам последнего.

IV. В настоящее время основной проблемой инновационной сферы России является неумение превращать интеллектуальный потенциал в активы, способные к эффективному обращению на мировых рынках знаний и высоких технологий. Поэтому важнейшей задачей инфраструктуры инновационной экономики является обеспечение функционирования всей цепочки интеллектуального производства: от получения заказов на новые разработки до продвижения результатов интеллектуальной деятельности на внутренний и мировой рынки. Национальные усилия в инновационной сфере должны быть направлены на создание механизмов капитализации интеллектуального потенциала и формирование современных экономико-производственных институтов.

V. При крайне ограниченных возможностях и перспективах в плане пуска новых производств существует острая потребность в развитии сферы услуг (например, туризм включая гостиницы и общее питание, бытовое обслуживание, транспорт, сооружение инфраструктуры, спортивно-развлекательный сектор).

Представляется необходимым в этой связи предать право выбора отрасли экономики для бизнес-инкубаторов местным органам власти.

VI. Учитывая, что среди  субъектов инновационной инфраструктуры  особо выделяются наукограды, в  рамках данного исследования  представилось необходимым провести  комплексный анализ специального  законодательства о наукоградах, в результате которого был  сделан вывод о неэффективности  и устаревании норм, которые сдерживают  инновационную деятельность и, как  следствие, необходимости в корректировке. Целесообразно дополнить федеральный  закон о наукограде положениями, содержащими особенности осуществления  местного самоуправления, порядок  финансирования и стимулирования  инновационной деятельности на  территории наукограда.

VII. Реализация инновационной деятельности невозможна без субъектов инновационной инфраструктуры. Субъекты инновационной инфраструктуры призваны активизировать инновационную деятельность путем создания благоприятных условий для реализации инновационной деятельности. Правовой статус субъектов инновационной инфраструктуры законодательно не урегулирован, за исключением наукоградов и технико-внедренческих особых экономических зон. Поэтому актуальным направлением правового регулирования должны стать вопросы организационно-правовой формы, создания и финансирования субъектов инновационной инфраструктуры.

 

Список использованных источников и литературы

 

Законодательные и нормативно-правовые акты

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета. № 153-154. 1998.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2014) // Парламентская газета. № 151-152. 2000.
  3. Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» // Российская газета. № 211. 1998.
  4. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Российская газета. № 41-42. 1999.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ // Российская газета. № 23-27. 1996.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Российская газета. № 238-239. 1994.
  7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Российская газета. № 1. 2005.
  8. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. № 164. 2007.
  9. Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 624 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации муниципальному образованию "Городской округ Протвино" (Московская область)» // Собрание законодательства РФ. № 34, ст. 3933. 2008.
  10. Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // СЗ РФ. 2009. №10. ст. 1226.
  11. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2013 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2014 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // Российская газета, № 256, 2014.
  12. Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // Российская газета. № 79. 1998.
  13. Федеральный закон от 07.04.1999 N 70-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О статусе наукограда Российской Федерации» // Российская газета. № 71. 1999.
  14. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об автономных учреждениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014) // Российская газета. № 250. 2006.
  15. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 21.02.2014) «О некоммерческих организациях» // Российская газета. № 14. 1996.
  16. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.05.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. № 202. 2003.
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2014 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2014 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.06.2014. Дата обращения: 15.04.2014.
  18. Приказ Министерства экономического развития РФ по отбору субъектов федерации № 119 от 25 июня 2012 // Протокол заседания Конкурсной комиссии 25.06.2013. Минэкономразвития России.

 

Учебники, учебные пособия, монографии

  1. Андреев В. Правовой статус малых предприятий. – М.: АТС, 2011. С. 87.
  2. Багрова Н.В. Бизнес-инкубаторы как структурные подразделения бизнес-центров // Аналитический сборник. 2012. №9. С. 12.
  3. Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и международный опыт / Под общ. ред. Э. Маркварта. М.: ИПИ, 2012. С. 97.
  4. Буев В. Экспертам не удалось точно определить долю малого и среднего бизнеса в ВВП // Российская Бизнес-газета. 2011. № 824 (42)
  5. Волкова А.А., Спиридонова Е.Е. Исторические аспекты формирования рынка венчурного капитала // Вестн. Поволж. гос. ун-та сервиса. Сер. Экономика. 2007. № 2. С. 208-213.
  6. Воронина, Л. А. Бизнес-инкубаторы как основа развития региона [Текст] : тезисы докладов I международного молодежного научно-инновационного форума / М-во образования и науки Российской Федерации, Кубанский гос. ун-т, Бизнес-инкубатор ; под общ. ред. Л. А. Ворониной // Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. С. 157.
  7. Гамидуллаева Л.А. Разработка моделей описания и решения задач управления бизнес-инкубатором как социально-экономической системой : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Пенза, 2009. С. 24.
  8. Гембарская А.Ф. Что такое бизнес-инкубатор? [Электронный ресурс] // URL: http://www.unibiztv.ru/ (дата обращения 01.06.14)
  9. Елкина Е. Бизнес-инновации с точки зрения законодательства // Юрист. 2013. №6. С. 17
  10. Кряжевских К.П. Бизнес-инкубаторы в России// Законодательство. 2010. № 12. С. 16
  11. Лаптева О.И. Основы построения бизнес-инкубаторов. -М.:Логос, 2009. С. 67
  12. Лизун В.Н. Стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса: законодательные аспекты. М.: Издание Государственной Думы, 2008. 89 с.
  13. Михайлов Н.И. Правовое модулирование создания и деятельности финансово-промышленных групп // Государство и право. 2011. № 6. С. 19
  14. Минеева Т.В. Бизнес-инкубатор как один из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития предпринимательства // Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Астраханский государственный технический университет. Астрахань. 2007. С. 11.
  15. Наука и производство: новые формы кооперации (США, страны Западной Европы): сб. обзоров. М.: ИНИОН, 1990. 168 с.
  16. Овсянников К. Правовая природа бизнес-инкубаторов // Российская юстиция. 2011. № 4. С. 99
  17. Основы предпринимательства за рубежом: Учебное пособие// Под ред. A.C. Пелиха. - Ростов-на-Дону: АТС, 2012. С. 163
  18. Пенкина Я.Р. Инновационная политика России: становление венчурной индустрии и особенности организации инвестирования инноваций через венчурные фонды в современных условиях // Инновационная деятельность. 2009. № 7-2. С.50-55.
  19. Петрунин В.В. Инновационная деятельность в свободных экономических зонах и технопарках: особенности налогообложения // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2008. № 3.
  20. Предпринимательское право Российской Федерации// Отв. ред. Е.П. Губын, ИГ. Лахно. –М.: АТС, 2013. С. 134
  21. Рудашевский В Д. Правовое положение бизнес-инкубаторов: возможности и ограничения // Государство и право. 2008. № 2. С. 20
  22. Семенов А.С., Каширин А.И. Венчурное финансирование инновационной деятельности // Инновации. 2014. № 1. С. 29-37.
  23. Семенов А.С., Каширин А.И. Венчурное финансирование инновационной деятельности // Инновации. 2006. № 1. С. 29-37.
  24. Терещенко Л.К., Калмыкова А.В. О правовом статусе технопарков. // Журнал российского права, 2011, № 12.
  25. Уиггинс Д., Гиббсон Д. Обзор инкубаторов США и опыта Остинского технологического инкубатора // Инновации. 2012. № 2. С. 86-91.
  26. Цепов Г.В. Обеспечение интересов малого бизнеса // Закон. 2012. № 3. С. 96
  27. Шепелев Г.В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Наука и инновации в регионах России. URL: http://regions.extech.ru. Дата обращения: 21.04.2014.
  28. Щербаков М.Л. Бизнес-инкубирование // Сборник методических и аналитических материалов. №4. 2010. С. 123.
  29. Щукин Г.В. Теория и практика создания бизнес-инкубаторов. – Воронеж: Истоки, 2008. С. 50.

 

Интернет-ресурсы

  1. Официальная информация Национального содружества бизнес-инкубаторов [Электронный ресурс] // URL: http://www.nsbi.org/ (дата обращения 01.05.2014);
  2. Исследование Национального содружества бизнес-инкубаторов [Электронный ресурс] // URL: http://www.nsbi.org/ (дата обращения 01.05.2014);
  3. National Business Incubation Association, NBIA [Электронный ресурс] // URL: http://www.nbia.org (дата обращения 06.05.2014);
  4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2009 г. Москва, БКД. 2009. URL: http://kremlin.ru (дата обращения 22.04.2014).

 

1  Щукин Г.В. Теория и практика создания бизнес-инкубаторов. – Воронеж: Истоки, 2008. С. 50.

2Багрова Н.В. Бизнес-инкубаторы как структурные подразделения бизнес-центров // Аналитический сборник. 2012. №9. С. 12.

3Буев В. Экспертам не удалось точно определить долю малого и среднего бизнеса в ВВП // Российская Бизнес-газета. 2011. № 824 (42)

4Щербаков М.Л. Бизнес-инкубирование // Сборник методических и аналитических материалов. №4. 2010. С. 123.

5 Щукин Г.В. Теория и практика создания бизнес-инкубаторов. – Воронеж: Истоки, 2008. С. 50.

6Багрова Н.В. Бизнес-инкубаторы как структурные подразделения бизнес-центров // Аналитический сборник. 2012. №9. С. 12.

7Гембарская А.Ф. Что такое бизнес-инкубатор? [Электронный ресурс] // URL: http://www.unibiztv.ru/ (дата обращения 01.06.14)

8 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Российская газета. № 164. 2007.

9Багрова Н.В. Бизнес-инкубаторы как структурные подразделения бизнес-центров. Положительный опыт малого предпринимательства в России // Аналитический сборник. №12. 2011. С. 24

10Лаптева О.И. Основы построения бизнес-инкубаторов. -М.:Логос, 2009. С. 67

11Исследование Национального содружества бизнес-инкубаторов [Электронный ресурс] // URL: http://www.nsbi.org/ (дата обращения 01.05.2014)

12Официальная информация Национального содружества бизнес-инкубаторов [Электронный ресурс] // URL: http://www.nsbi.org/ (дата обращения 01.05.2014)

13  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ // Российская газета. № 23-27. 1996.

14  Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» // Российская газета. № 211. 1998.

15Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Российская газета. № 41-42. 1999.

16 Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 N 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // СЗ РФ. 2009. №10. ст. 1226.

Информация о работе Правовое регулирование бизнес-инкубаторов в Российской Федерации