Формирование политической культуры гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:35, реферат

Краткое описание

Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение.
Функции политической культуры:
1.Познавательная функция - формирование у граждан необходимых общеполитических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности.
2. Интегративная - достижение на базе общепринятых ценностей согласия в рамках существующей полит. системы и избранного обществом полит строя.
3. Коммуникативная функция позволяет установить связь между участниками полит процесса как "по горизонтали", так и "по вертикали".

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование политической культуры гражданина.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:  
«Формирование политической культуры гражданина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическая  культура – это, прежде всего ценностно-нормативная  система, которой придерживается общество. Она включает в себя: политический опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение.  
Функции политической культуры:  
1.Познавательная функция - формирование у граждан необходимых общеполитических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности.  
2. Интегративная - достижение на базе общепринятых ценностей согласия в рамках существующей полит. системы и избранного обществом полит строя.  
3. Коммуникативная функция позволяет установить связь между участниками полит процесса как "по горизонтали", так и "по вертикали".  
4. Нормативно-регулятивная функция - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.  
5. Воспитательная функция - дает возможность сформировать личность, гражданина. 
Структура политической культуры включает 3 составляющие: Познавательную - включает в себя политические знания, образованность и элементы политического мышления. Нравственную - касается политических чувств, традиций, ценностей, идеалов. Поведенческую - установки, типы, формы, стили, образцы политического поведения .  
Уровни политической культуры:  
Мировоззренческий уровень - где представления человека о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; человек самоопределяется в мире политики.  
Гражданский уровень - где человек вырабатывает отношение к власти и способам ее осуществления.  
Политический уровень - складываются все ценностные представления человека, вырабатывается отношение ко всем политическим явлениям. На данном уровне определяется роль политики в жизни человека.  
Типы политической культуры: Выделяют три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.  
Патриархальная характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств.  
Подданническая предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура доминировала в Союзе ССР, начиная с 20-30-х гг.  
Гражданская отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.). 
Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической субкультуры. Среди наиболее значимых в политологии выделяются пять типов субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.  
Основные пути формирования политической культуры. Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры, определяют основные направления этого процесса. Ими являются: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность государства, полит партий, общественных организаций и движений, церкви, СМИ, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам.

Роль политологии  в формировании политической культуры граждан 
Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешаются социальные конфликты. 
По вопросу об изучении политологии в учебных заведениях поначалу не существовало единого мнения. Но практика показывает, что политические знания сегодня нужны любому человеку для того, чтобы ориентироваться в сложной структуре институтов и отношений по поводу осуществления политической власти, видеть роль и значение государства в политическом общении граждан и свое место в современном обществе. Изучение политологии создает благоприятные условия для повышения политической культуры, необходимой в повседневной деятельности граждан. 
Политическая культура людей, объединенных в социальные общности, - явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнических, психологических, культурно-исторических. Но это вовсе не означает, что на процесс формирования сознания людей в юридической области нельзя воздействовать целенаправленно. 
Наоборот, правосознание, как и сознание нравственное, религиозное, научное, нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. 
Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта: систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм. 
Политология приобщает людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработке у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. 
В связи с этим на Министерство юстиции возложена координация деятельности министерств и других центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций в отношении правового воспитания населения, осуществляет методическое обеспечение этого образования, формирование у граждан правового мировоззрения. 
По инициативе управлений юстиции большинство областных и районных государственных администраций утвердили региональные программы правообразовательной деятельности. Значительное внимание уделяют правовой тематике средства массовой информации. 
Задание заключается в том, чтобы шире и убедительней освещать деятельность органов юстиции и судов, показывать их роль в построении правового государства, способствовать повышению авторитета органов правосудия, разъяснять новые законы, чтобы каждый гражданин был ознакомлен со своими правами и обязанностями.

«Культурная рациональность»  подсказывает молодым людям, что  в рамках новой политико-институциональной  системы интерес к политике не является необходимым атрибутом социальной жизни. Возможно, интерес к политике был бы более оправдан, если бы существующая политико-институциональная система предоставляла больше стимулов к подобному интересу. Базовые нормы демократической политической культуры слабо выражены в ценностях молодежи. «Коллективные» стимулы оказываются уже недейственными, а «селективные» не задействованы. Таким образом, постсоветская политическая культура едва ли соответствует образцу «гражданской» культуры. «Гражданская» культура может быть не столько предпосылкой, сколько следствием успешной демократизации. Видимые формы политического поведения не всегда могут служить адекватными индикаторами политической культуры. Важнее ее ценностное содержание. Политические ценности молодых людей можно в целом считать либеральными. Поэтому, если новой политической системе удастся стать эффективной, политическое поведение молодых россиян также может приблизиться к демократическим образцам. Гражданская культура формируется лишь в том случае, если граждане сами заинтересованы в поддержании демократической системы. На ранних этапах становления новой политической системы определяющую роль в поддержании лояльности общества играют «коллективные» стимулы. Идеология, ценности идентичности оказываются важнейшими факторами, определяющими политическое развитие после крушения авторитарного режима. Молодое поколение, социализирующееся в этот период, воспринимает «коллективные» стимулы как первоочередную ценность. Однако затем становится ясно, что без эффективных экономических «выплат» легитимность новой политической системы подвергается опасности.

Можно сделать  вывод что, состояния политической культуры молодежи, так же как и  общества в целом, в достаточно высокой  степени фрагментировано. Отдельные группы молодежи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения современной России. Но все эти различия пока не носят характер острого антагонизма и не приводят к сверхполитизированности.

Молодежь существенно  отличается от старших поколений  тем, что она практически лишена иллюзий о том, что кто-то может  за них решить их собственные проблемы. Она индивидуалистична и прагматична.

Рассматривая  современную российскую политическую культуру в динамике, можно сделать выводы, что советская политическая культура – в ее зрелом виде – воспроизвела дореволюционные политические установки и ценности, а именно, слабость и неэффективность представительства, низкий уровень политического участия, авторитаризм и бюрократизм, трансформировавшись эти и другие свойства приобрела постсоветская политическая культура России. Современное состояние политической культуры России не дает оснований отнести ее к числу либерально демократических, скорее причислить ее можно к разряду авторитарно – коллективистских политических культур. Государство неизменно занимает в общественной жизни россиянина доминирующее положение.

Для переходного общества проблема формирования политической культуры в образовательном процессе состоит, прежде всего, в демифологизации обыденного, унаследованного от тоталитарной социализации представления о мире политики через адекватное концептуальное и фактологическое знание, которое способно сделать политический процесс более прозрачным для понимания.

С рождения каждый человек  обладает политическими правами, которые  по мере достижения определенных возрастных критериев расширяются. Но субъектом политической культуры индивид становится не сразу, а лишь в результате политического развития, которое протекает во взаимосвязи с социальным, нравственным и профессиональным становлением его как личности. К моменту получения права избирать у большинства граждан чаще всего уже есть своя политическая позиция и убеждения, сформировавшиеся на основе детского и юношеского опыта.

Формирование  политической культуры личности происходит при помощи социального механизма, который представляет собой систему  взаимодействующих элементов и звеньев. Первым из этих звеньев является политический опыт. Личность формируется, усваивая определенную часть того опыта, который накапливается в политической культуре общества или группы. Прежде всего, человек усваивает нормы, стереотипы и образцы политических ценностей. Формой выражения политического опыта является политическая традиция. Политическая традиция – это особый вид социально-политической нормы. Она придает специфическое историческое, национальное, социальное содержание политическим ценностям.

Важным звеном механизма  формирования политической культуры является образование, которое подразумевает построение системы знаний о социальной жизни и в этой связи о закономерностях политической жизни.

Наиболее эффективным  средством преемственности и  трансляции политического опыта  и знаний являются язык и политическое сознание, которые выступают в качестве информационной системы, интегрирующей, систематизирующей и моделирующей в своих нормах, ценностях и критериях социально-политические отношения. Изменения в политическом сознании формируют у личности определенный тип политического мышления. Процесс формирования политической культуры идет практически на протяжении всей жизни человека. Учеными разработаны критерии, с помощью которых можно измерить уровень политической культуры конкретной личности на данном временном отрезке. Это эмпирически проверяемые показатели, т.е. измерение, происходит при помощи методов конкретного социологического исследования.

Проблема формирования политической культуры наиболее актуальна  в отношении молодого поколения (старшеклассников, студентов и др.), поскольку молодежь находится в решающей стадии становления личности, она наиболее подвержена всем веяниям, влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит. Молодежь нашей страны вырастает сейчас в обстановке свободы выбора, чего раньше не было, в том числе и выбора политических ценностей, пристрастий и идеалов; этот выбор сделать очень не просто. Произошли ломка многих представлений, крушение легенд, старых стереотипов. В этих условиях обществом и общественными институтами должны быть предприняты некоторые шаги практического характера, направленные на решение проблем формирования политической культуры молодого поколения.

Во-первых, формировать  политическую культуру можно лишь на основе глубоких знаний о политике.

Во-вторых, формировать  политическую культуру можно лишь на основе плюралистического подхода. Общаясь с молодежью, желательно показывать разнообразие существующих мнений, взглядов, теорий, точек зрения на важнейшие вопросы социальной жизни.

В-третьих, современная молодежь стремится к объединениям, к формальным и неформальным организациям, что вполне естественно, и создает их. Лучше, когда инициатива в этом деле исходит от нее самой. Представителям старшего поколения здесь важно проявлять лояльность и гибкость, поддерживать позитивные ростки, помогать молодым людям корректировать или изменять (если надо) вектор деятельности их движений от направленности “на себя” к направленности “на вне” (на общество, его проблемы). И само это уже будет способствовать выработке определенного отношения к обществу и станет одним из факторов формирующейся политической культуры.

В-четвертых, проблема политической культуры тесно связана  с проблемой нравственности. Бытует мнение, что нравственность в политике проявляется иначе и даже противоположна тому, как это принято в межличностных отношениях. Вряд ли это верно: нравственные принципы одинаковы для всех сфер жизни и особенно важны в политике. Человек, включающийся в политический процесс, должен иметь адекватные представления о добре и зле, о верности и чести, о сострадании и помощи и др. Поэтому формирование нравственной и политической культуры молодежи должно осуществляться как единый процесс.

Сегодня никому уже не надо доказывать, сколь большое  теоретическое и практическое значение имеет исследование такой проблемы как проблема политической культуры – ее сущности, формирования, структуры, функции.

Разговоры о  политической культуре вошли у нас  в моду. Политики и политологи, рабочие  и домохозяйки, журналисты и предприниматели  дружно жалуются на дефицит политической культуры в обществе и требуют повышения ее уровня. В их представлении политическая культура – это такая же ценность, как скажем, порядочность, грамотность и тому подобное, что вполне соответствует издавна сложившейся в России традиции уважительного отношения к "культуре". Между тем политическая культура – в строгом истолковании этой категории – не есть ценностное понятие. Она не имеет однозначного позитивного значения. А отсутствие у субъекта определенной политической культуры совсем не значит, что его деятельность протекает вообще вне всякого политико-культурного контекста.

Культура –  это своеобразный шифр существования  человека в мире, его многообразных  отношений с космосом, природой, друг с другом. Культура – продукт исторической эволюции, пребывающей в постоянном движении.

Информация о работе Формирование политической культуры гражданина