Т. Гоббс о формах власти и сущности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:20, реферат

Краткое описание

Объект исследования «Обоснование возникновения политической власти Томаса Гоббса»
-Предмет исследования политология.
-Цель рассмотреть обоснование и возникновение политической власти.
Задачи
-Изучить правовые и политические мышления великого английского философа Томаса Гоббса.
-Проанализировать формы власти и сущности государства., характеристику видов государства по Томасу Гоббсу.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
1 Т. Гоббс о формах власти и сущности государства……………4-9
2 Характеристика видов государств по Т. Гоббсу……………...10-13
Заключение………………………………………………………….14
Список использованной литературы………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003 (2).doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………….3

1 Т. Гоббс  о формах власти и сущности  государства……………4-9

2 Характеристика  видов государств по Т. Гоббсу……………...10-13

Заключение………………………………………………………….14

Список использованной литературы………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Объект исследования «Обоснование возникновения политической власти Томаса Гоббса»

-Предмет исследования  политология.

-Цель рассмотреть обоснование  и возникновение политической  власти.

Задачи

-Изучить правовые и политические мышления великого английского философа Томаса Гоббса.

-Проанализировать формы  власти и сущности государства., характеристику видов государства  по Томасу Гоббсу.

 В своих произведениях  «О гражданине» и «Левиафан»  Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права. В познавательном аспекте данное учение было направленно против схоластических феодально-религиозных воззрений на государство и право. В идеологическом плане – сориентирована на обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной обуздать революционные страсти и обеспечить прочный мир. Контрольная работа состоит из двух основных разделов. В первом разделе дана характеристика форм власти и понятия сущности государства (его функций, структуры, назначения). Второй раздел, содержит описание видов государств по способу правления и даётся характеристика основных форм правления выделенных Т. Гоббсом.

 

 

1 Т. ГОББС О ФОРМАХ ВЛАСТИ И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

 

Веком гениев называют 17-е столетие историки философии и естественных наук. При этом они имеют ввиду множество блестящих мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинувшие естественные науки, особенно философию. В созвездии их имен первостепенное место принадлежит имени английского философа Томаса Гоббса (1588 – 1679). Как и большинство других прогрессивных мыслителей этой эпохи, Гоббс объективно был выразителем интересов капитализма, достигшего значительных успехов в Англии и некоторых других странах Европы. Субъективно же он считал себя бескорыстным искателем истины, необходимой всему человеческому роду.

Только присущая Гоббс  самозабвенная преданность науки и философии позволила ему достичь тех значительных результатов в области философии, которые делают его труды и произведения интересными и поучительными до наших дней. Абсолютная власть государства – вот, по Гоббсу, гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские – опираются на силу.

Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех». По Гоббсу, государства могут возникать не только через добровольное согласие, но и приобретать власть силой. Гоббс называет государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанными на установлении или политическими государствами. Государства, появившиеся с помощью силы – основанные на приобретении. Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть то лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица – суверен. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Власть суверена всегда абсолютна и безгранична. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает споры, назначает должностных лиц. Заключив однажды общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под действия верх власти. Им запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции. При этом обладатель верх власти не связан ни гражданским законом, ни каким-либо договором со своим народом и потому ответственности перед ним в принципе не несет. Наделенное абсолютной властью государство должно выполнять, по Гоббсу, не одни только полицейско-охранительные функции, но и развивать промышленность, заниматься воспитательно-просветительской деятельностью. Государства гарантирует своим подданным свободу, которая является, по Гоббсу, правом делать все то, что не запрещено гражданским законом. Активная роль государства проявляется в борьбе с теми учениями, которые ослабляют или ведут государство к распаду. Гоббс призывал использовать силу закона «не против тех, кто заблуждается, а против самих заблуждений».

Целиком, подчиняя индивида абсолютной власти государства, Гоббс, тем не менее, оставляет ему возможность  воспротивиться воле суверена. Эта  возможность – право на восстание. Она открывается лишь тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон всей природы – закон самосохранения. Закон этот не вправе переступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть. Строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверена – душе государственности, тайных агентов – глазам. Гражданский мир сравнивается им со здоровьем, а мятежи, гражданские войны – с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель.

В своей книге  «О гражданине», Гоббс в систематической  форме трактовал вопросы о  происхождении и сущности государства. Ошибочное, по мнению Гоббса, положение  о том, что человек есть общественное животное, имеет своим источником поверхностное рассмотрение человеческой природы. Когда гражданское общество уже установлено, когда государство давно существует, может показаться, замечает Гоббс, что люди не в состоянии жить вне общества, что ими движет прирожденная склонность к общественной жизни. Однако первоначальное состояние людей, которое существовало до возникновения государства, было состоянием ожесточенной и всеобщей войны, постоянного соперничества, жестокой конкуренции. Это состояние войны всех против всех Гоббс отнюдь не случайно называл естественным состоянием человеческого рода. Оно является таковым, потому что соответствует эгоистической природе человека, его животному естеству. Но люди обладают не только «животными страстями», у них есть также страсти, склоняющие их к миру: страх смерти, чувство самосохранения. Главное же состоит в том, что у людей есть «естественный разум», велением которого и выступает требование мира. Это требование – первый и основной естественный закон, который предписывает людям вступить в соглашение друг с другом с целью обеспечения безопасности. Гарантией же безопасности может быть только такая общая власть, которая объединяет и сплачивает множество людей, которая обладает реальной силой, чтобы защищать людей от внешних врагов и от несправедливостей, чинимых друг другу. Короче говоря, чтобы люди жили в мире, чтобы они могли заниматься мирным трудом, необходима абсолютная власть государства – того великого Левиафана, которому мы обязаны своим миром и своей защитой.

 Это власть земного,  а не небесного происхождения.  Она возникла не по божественному  установлению, а в результате  общественного договора, добровольного  соглашения людей. Правда существует  и другой путь образования  государства. Это путь, основанный  на силе и завоевании. Гоббс называет его «естественным способом происхождения государства». Но философ отдает предпочтение политическому государству, установленному самими людьми в своих общих интересах. В этом случае «граждане по собственному решению подчиняют себя господству одного человека или собранию людей, наделяемых верховной властью». В сосредоточении власти в руках одного человека или же собрания людей Гоббс и усматривал сущность государства. Развернутое же определение последнего, содержащееся в «Левиафане», гласит: «государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя, путем взаимного договора между собой, огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло испытать силу и средства их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты». В этом определении следует обратить внимание на три момента:

1) Государство есть единое  лицо. Это не означает, что во  главе государства должен обязательно  стоять один человек. Суверенная  власть может принадлежать и  «собранию людей». Но в обоих  случаях власть государства едина и нераздельна, она сводит волю всех граждан «в единую волю».

2) Люди, создавшие государство  путем взаимного договора, не  только санкционируют все его  действия, но и признают себя  ответственным за эти действия.

3) Верховная власть может использовать силы и средства подданных так, как сочтет это необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за свои действия перед подданными, и не обязана отчитываться за эти действия перед ними.

Государство по Гоббсу, это  – великая и могучая сила, своего рода «смертный Бог», безраздельно властвующий над людьми и возвышающийся  над ними. И хотя люди создали  эту силу для защиты своей жизни  и обеспечения безопасности, то есть в своих собственных интересах, она действует так, как считает нужным, и, ни в чем сама не зависит от своих подданных, требует от них беспрекословного подчинения и полного послушания. И Гоббс делает вывод: «Верховная власть не может быть по праву уничтожена решением тех людей, соглашением которых она была установлена».

Для оправдания верховной власти государства Гоббс  выдвигает тезис: «Верховная власть не столь пагубна, как отсутствие ее». Развивая его, философ утверждал, что неудобства и стеснения, проистекающие  из-за неограниченной власти суверена над подданными, не идут ни в какое сравнение с бедствиями и несчастьями, сопутствующими гражданской войне, или состоянием безвластья, когда люди не подчиняются законам и не признают над собой никакой власти, удерживающей их от грабежа и насилия. Словом, единственной альтернативой состоянию войны всех против всех служит, по Гоббсу, ничем не ограниченная государственная власть. Интересно, что прерогативы верховной власти распространялись Гоббсом и на имущественные отношения граждан и на их духовную жизнь. Государство и только государство может предписывать те правила, которые указывают каждому человеку, какими благами он может пользоваться и какие действия он может предпринимать с целью преумножения этих благ. Государство стоит на страже частной собственности граждан, да и само существование собственности целиком зависит, по Гоббсу, от установления верховной власти, ибо до этого, в естественном состоянии, когда все люди имели право на все, ни о каком владении собственностью не могло быть и речи. Государство призвано осуществлять контроль и за умами своих подданных, следить за тем, чтобы не получали распространения мнения и учения, противодействующие миру и согласию. С этой целью Гоббс считает не только возможным, но и необходимым введение цензуры. По мнению Гоббса, свобода подданных вполне совместима с неограниченной властью суверена, если под свободой понимается не свобода от законов, а свобода делать то, что не указано в соглашениях с властью. Гоббс выступал против мелочной регламентации личной жизни граждан со стороны верховной власти, которая предоставляла известные права и свободы в этой области. «Законы не должны регулировать дела людей более детально, чем того требует благо граждан и государства», – отмечал философ.

Гоббс выступает  как противник теории разделения властей, согласно которой законодательная, исполнительная и судебная власти не должны совпадать. Такое разделение властей было для него единственной причиной гражданской войны в Англии. Государственная власть, как считает Гоббс, чтобы выполнить свое главное назначение (обеспечение мира и безопасности граждан), должна быть нераздельной и суверенной. Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо суду и контролю. Она должна быть выше всех законов, ибо все законы устанавливаются ею, и только от нее получают свою силу. Верховная власть, выражающая, по его мнению, общие интересы подданных, изображается как надклассовая сила. За ней он не видит ни экономических, ни политических интересов каких-либо социальных групп.

Особый взгляд был у Гоббса и на межгосударственные отношения. Эти отношения могут  быть, по Гоббсу, только отношениями  соперничества и вражды. Государства представляют собой военные лагеря, защищающиеся друг от друга с помощью солдат и оружия; они находятся в положении гладиаторов, направляющих оружие друг на друга и зорко следящих друг за другом. Государства как бы пребывают в состоянии войны всех против всех, в котором были люди до установления государственной власти. И такое состояние государств, подчеркивает Гоббс, следует считать естественным, так как они не подчиняются никакой общей власти, и неустойчивый мир между ними вскоре нарушается.

*Основные идеи  Томаса Гоббса ст.11-28

*Основные идеи  английской политической и правого  государства ст.54-58

2 ХАРАКТЕРИСТИКА  ВИДОВ ГОСУДАРСТВА ПО Т. ГОББСУ

 

По Гоббсу имеется  три формы государственной власти: монархия, где носителем верховной  власти является один человек; или демократия, где носителем верховной власти является общее собрание всех граждан; или аристократия, где верховная власть принадлежит собранию определенных лиц назначенных либо так или иначе выделенных из остальной массы. Что касается других традиционных форм правления (тирании и олигархии), то Гоббс не считает их самостоятельными видами государства. Тирания- это та же монархия, а олигархия ничем не отличается от аристократии. Вместе с тем, симпатии Гоббса принадлежали монархии, которая, на его взгляд, наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства – обеспечения мира и безопасности народа. Ведь люди, осуществляющие власть, тоже эгоисты, а эгоизм одного легче удовлетворить, чем эгоизм многих.

Уподобляя государство  Левиафану, «который является лишь искусственным человеком, хотя и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он создан», Гоббс подчеркивает, что всякий государственный организм может существовать только в условиях гражданского мира. Смута есть болезнь государства, а гражданская война – его смерть. Государство, отождествленное Гоббсом с обществом и народом, рассматривается им как конгломерат людей, имеющих общие интересы и цели.

Информация о работе Т. Гоббс о формах власти и сущности государства