Сущность и функции политической элиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 00:58, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства – элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические важные политические решения.
В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3

1. Сущность и функции политической элиты ……………………………….. 5
Сущность политической элиты ………………………………………………. 5
Функции политической элиты ………………………………………………..11
2. Классическая теория элит …………………………………………………..11
Теория элит В. Парето ………………………………………………………...11

Заключение …………………………………………………………………………16

Список литературы ……………………………………………………………….. 17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа политология.docx

— 41.37 Кб (Скачать файл)

Понятие политическая элита характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств, осуществляющих руководство обществом. Оно отражает неравномерность влияния граждан на власть, соревновательность и конкуренцию в политической жизни, ее иерархичность и динамизм.

Политическая элита является частью правящей элиты, в которую входят различные группы, непосредственно или опосредовано участвующие во властных процессах. Кроме политической существует экономическая, военная, научная, культурная, идеологическая и другие элиты, оказывающие значительное влияние на принятие политических решений.

В обобщенном виде политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших для общества решений. Для современного общества характерна разносторонняя, внутренне дифференцированная, но интегрированная политическая элита [5, С. 43].

Существование политической элиты обусловлено действием следующих основных факторов [5, С. 44]:

- неодинаковыми способностями, возможностями  и желанием людей участвовать  в политике;

- общественной потребностью в  профессиональных управленцах;

- широкими возможностями для  получения привилегий, открываемых  управленческой деятельностью;

- политической пассивностью широких  слоев населения, главные интересы  которых обычно лежат вне политики.

Политическая элита внутренне неоднородна, дифференцирована и различается на разных исторических этапах и в разных странах. Это обстоятельство, а также специфика исследовательских подходов усложняют ее классификацию.

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные (например, аристократия), ценностные (лица с престижным общественным или должностным статусом), властные (непосредственные обладатели власти) и функциональные (профессионалы-управленцы).

Среди политических элит различают правящую, то есть непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлиту); открытую, рекрутирующуюся из всего общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды (например, дворянство).

Элита делится на высшую, которая принимает значимые для государства решения; среднюю, участвующую в подготовке и реализации решений; административную, предназначенную для исполнительной деятельности, однако на деле обладающую большим влиянием на политику [5, С. 49].

Высшая политическая элита включает в себя политическое руководство государства - монарха, президента, премьер-министра, спикера парламента, лидеров ведущих партий и фракций в парламенте. Это ограниченный круг людей, который включает в себя несколько сот человек [5, С. 50].

Средняя политическая элита формируется из выборных должностных лиц - парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, лидеров различных партий и общественных движений.

Административная (бюрократическая) элита - это высший слой государственных служащих (чиновничества), занимающих руководящие должности в органах государственного управления.

Первостепенное значение для цивилизованного общества имеет формирование результативной элиты, обеспечение ее социальной представительности, предотвращение тенденции к олигархизации. Оптимальной для общества является стабильная демократическая элита, сочетающая устойчивую связь с населением с высокой степенью групповой интеграции, способная понимать политических оппонентов и находить компромиссные решения.

Выражение элитой мнений населения в определенной степени зависит от социального происхождения ее представителей. Естественно, что выходцам из среды рабочих, крестьян, тех или иных этнических групп легче понять запросы соответствующих слоев. Из этого вовсе не следует, что интересы рабочих должны представлять рабочие, крестьян - крестьяне и т. д. Часто с этой задачей лучше справляются политики-профессионалы - выходцы из других групп общества.

В современных демократических государствах непропорциональность представительства различных слоев населения в политической элите растет по мере повышения статуса занимаемых должностей. На первых этажах политико-управленческой пирамиды низшие слои населения представлены значительно шире, чем в высших эшелонах власти. Политические ориентации этих слоев, однако, не игнорируются, а реализуются через партийные механизмы воздействия на элиту, через избирательную систему, средства массовой информации, группы давления и т.д. [1, С. 11].

Основы макиавеллистского подхода заложены в работах Г. Моска и В. Парето. Для представителей данного подхода (Дж. Бернхэм) характерно представление об элите как о властвующем привилегированном меньшинстве, обладающем выдающимися качествами и способностями к управлению во всех сферах жизни общества и в первую очередь в политике и экономике. Главной функцией элиты признается ее управленческая, административная функция, определяющая ее руководящее, господствующее положение в обществе по отношению к пассивному, нетворческому большинству населения. Формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть. При этом внимание на нравственных качествах представителей элиты и моральных аспектах ее борьбы за власть не акцентируется.

В ценностном подходе (Н. Бердяев) элита рассматривается не только как организованное управляющее меньшинство, но и как наиболее ценный элемент социальной системы, обладающий высокими способностями и показателями в важнейших сферах государственной деятельности, заботящийся в первую очередь об общем благе.

Элита — это наиболее творческая и продуктивная часть общества, обладающая высокими интеллектуальными и нравственными качествами. Взаимоотношения между элитой и массой приобретают характер управления, базирующегося на заслуженном авторитете власть имущих. Формирование элиты происходит вследствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.

 

1.2. Функции политической элиты

 

Политические элиты выполняют в обществе следующие функции,:

- выражение совокупного интереса  представляемых ими классов или  слоев, разработка механизмов реализации  этих интересов;

- формирование и реализация  политического курса на основе  учета всех социальных интересов, защита общенационального интереса;

- расстановка руководителей на  различные участки государственного  управления, выдвижение политических  лидеров;

- защита ценностей, характерных  для данного общества, и обеспечение  на их основе консенсуса по  главным направлениям деятельности  государства.

Политическая элита должна быть способной к решительным и, возможно, непопулярным для общества действиям. Ее автономность в принятии решений не абсолютна ввиду контроля со стороны господствующих сил и общества в целом, давления со стороны других элит - экономической, военной, идеологической, творческой и прочих. Длительность пребывания политической элиты у власти зависит от ее способности обеспечить баланс интересов различных групп населения и проводить эффективную политику.

 

  1. Классические теории элит

 

2.1. Теория  элит В. Парето

 

Одним из самых больших вкладов в современную социальную теорию, внесенных В. Парето, является его теория элит. 

Проблематика элиты выдвинулась на центральное место в концептуальных исканиях Вильфред Парето (1848-1923) в связи с необходимостью дать ответ на вопрос, какая сила приводит в движение сконструированную им систему социальных отношений. Методологические же истоки подхода к элите были заложены в его политэкономических трудах. Такой важнейшей методологической «подсказкой» послужила кривая, отражавшая принцип распределения доходов. Внимание Парето привлекло то обстоятельство, что буквально повсюду, какую бы страну ни взять, значение уравнения, выражающего эту кривую, оказывается близким к одному и тому же числу. Отсюда и принципиальный вывод: «Неравенство распределения доходов, очевидно, зависит гораздо больше от самой природы человека, чем от экономической организации общества». В этом Парето увидел универсальную модель, пригодную для всех сфер жизни, а не только экономики: «Если предположить, что мы расположим людей в соответствии с другими критериями, например, по их мыслительным способностям, по их математической одаренности, их музыкальным, поэтическим, литературным талантам, по степени их моральности и т. д., мы, скорее всего, получим кривую, более или менее похожую на ту, которую мы находим применительно к распределению богатств». Правда, было бы абсурдно полагать, что люди с математическими или поэтическими талантами займут высшие места в рамках фигуры, отражающей распределение богатства. То же можно сказать и относительно распределения моральных качеств. Но если расставить людей по степени их влияния на политическую и социальную власть, то, «по большей части, эти люди займут аналогичные места, как в такой фигуре, так и в той, что построена по принципу распределения богатства. Так называемые высшие классы в общем также и наиболее богатые». Они и представляют собой элиту. Таким образом, неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы Парето выводил из неравенства индивидуальных способностей людей.

Именно Парето ввел в оборот понятие «элита», ставшее одним из ключевых в политико–социологической мысли. Отводя элите первостепенную роль в общественном развитии, итальянский мыслитель вместе с тем приземляет смысл самого этого слова, лишает его ореола избранности. В «Трактате» понятие «элита» подверглось девальвации. Вследствие ценностного нейтралитета в сочетании со статистическим подходом термин «элита» приобрел крайне расширенное толкование. Если первоначально он применялся, главным образом, к верхам господствующего класса, то теперь Парето готов распространить его на все сферы жизни и деятельности, на самые разнообразные группы людей. «Допустим, — писал Парето, — что в каждой области человеческой деятельности каждому индивиду дается индекс, который служит оценкой его способностей, подобно экзаменационной оценке в школе». Например, адвокату высшего класса дается балл 10, тому, кто не сумел заполучить ни одного клиента, — 1. Нуль резервируется для полного идиота. Человеку, «сделавшему миллионы» — честным или нечестным путем, — дается 10. Тому, кто заработал тысячи, — 6. Тому, кто едва не попал в приют для неимущих, — 1; тому, кто там            оказался, — 0». В конечном счете, Парето подводит к следующему свободному от ценностей определению: «совокупность людей, каждый из которых получил в своей области самую высокую оценку, мы называем элитой». Это означает, что вместо таких оценок, как добрый и злой, похвальный или заслуживающий осуждения, то есть морально–этических, нужно учитывать признаки функционального характера по степени их интенсивности: слабой, средней или высокой. С легкой руки Парето, функциональный подход к элите получил широкое распространение. Принято говорить не только о политической, но и об артистической, спортивной, даже криминальной элите. Само это слово используется как в единственном, так и во множественном числе.

Стабильная политическая система характеризуется преобладанием элиты "львов". Напротив, неустойчивая политическая система требует элиты прагматически мыслящих энергичный деятелей, новаторов, комбинаторов. Постоянная смена одной элиты другой - результат того, что каждый тип элит обладает определенными преимуществами, которые, однако, с течением времени перестают соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому сохранение равновесия социальной системы требует постоянного процесса замены одной элиты другой, по мере того как перед элитами возникают повторяющиеся социальные ситуации.

Парето подразделил элиту на правящую и неправящую (контрэлиту). Революция, с его точки зрения, - это всего лишь борьба и смена правящей элиты потенциальной элитой, которая, правда, маскируется тем, что говорит якобы от имени народа, вводя в заблуждение непосвященных (вскоре Б.Шоу напишет, что революция никогда не помогает скинуть бревно тирании, максимум, что они могут - это переложить его с одного плеча на другое).

Революция - не более, чем смена элит: старая элита, стоящая у власти, устарела, она не способна к эффективному управлению, в обществе возникает новая потенциальная элита, но, чтобы утвердить себя в качестве правящей элиты, ей необходима поддержка масс, недовольных старым общественно-политическим строем. Она использует их как стадо баранов. И с их помощью пробивает дыру в ветхом заборе, ограждающем прежние порядки. Причем массы обычно остаются в дураках - новая элита "загоняет их в стойло" и порой экономический и политический гнет становится еще более жестоким и изощренным. Именно в таком плане многие элитаристы интерпретируют октябрьскую революцию.

Однако, эти фактические условия и движения перерываются деривациями, которые в зависимости от обстоятельств интерпретируют ситуацию иначе. Народ придерживается определенных жизненных правил с квазирелигиозным упорством, старая элита считает себя стражем порядка и благополучия народа, а в новом элита утверждает, что борется за народ, и даже сама в это верит. Большое количество рабочих, а тем самым и их политическое значение в условиях современной массовой демократии, придает импульс деривациям, они постоянно используются для воздействия на народ и превращаются в демагогию.

Вместе с тем несомненная заслуга Вильфреда Парето состоит в том, что он выявил особую роль элиты в политическом процессе, сделал ее объектом специального исследования.

Теория «циркуляции элит» В. Парето

В. Парето, введший в политическую науку термин «элита», так же, как и Моска, считал, что все общества делятся на управляющих (элиту) и управляемых. В элите он выделял два главных типа, последовательно сменяющих друг друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использование силовых методов правления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою власть пропагандой, они мастера политико-финансовых комбинаций, обмана, хитрости, изворотливости. Правление «лис» эффективно, когда политическая система неустойчива, когда требуются новаторы, комбинаторы. Но «лисы» не способны применять насилие, когда оно необходимо. Тогда им на смену приходит элита «львов», которая готова действовать решительно. Постоянная смена одной элиты другой обусловлена социальной динамикой общества. Каждый тип элиты обладает определенным преимуществом, которое постепенно перестает соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому обеспечение равновесия социальной и политической системы требует постоянной замены одной элиты другой.

Парето выделял также правящую и неправящую элиты. Представители, входящие в состав потенциальной элиты (контрэлиты), наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизируется контрэлита, претендующая на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые она побуждает к активным действиям и с помощью которых свергает правящую элиту. Очередная правящая элита со временем также утратит свои выдающиеся качества, придет в упадок и будет отстранена от власти новой контрэлитой. Через некоторое время процесс «циркуляции элит» повторится вновь и вновь. Парето считал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историческое движение общества, которое предстает как история постоянной смены аристократий: их возвышений, властвования, упадка и замены новым правящим привилегированным меньшинством. Поэтому революции, с точки зрения Парето, — лишь борьба элит, смена правящей и потенциальной элиты.

Информация о работе Сущность и функции политической элиты