Сущность и содержание власти. Структура власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 10:18, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление особенностей политической власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- выявить сущность власти и ее содержание;
- определить структуру власти;
- рассмотреть механизмы осуществления политической власти;
- проанализировать эффективность и легитимность власти в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3
1. Сущность и содержание власти. Структура власти…………………...….4
2. Механизм осуществления политической власти………………………….7
3. Эффективность и легитимность власти в России………………………...10
Заключение…………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 4 политология.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………......3

1. Сущность и содержание власти. Структура власти…………………...….4

2. Механизм осуществления политической власти………………………….7

3. Эффективность и легитимность власти в России………………………...10

Заключение…………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Власть, как один из важнейших  феноменов социальной жизни всегда была объектом пристального внимания исследователей. Обычно она ассоциируется с главными политическими проблемами, государственными решениями, основными принципами социального устройства общества. Наряду с богатством и славой, власть относится к числу важнейших ценностей, ведь она возносит человека на вершины социальной иерархии, символизируя его жизненный успех. Но одновременно власть часто отождествляется с насилием, принуждением, несправедливостью и ограничением свободы человека. Эта амбивалентность власти и вызывает неподдельный интерес к ее сущности. В целом,  обращение к опыту концептуализации власти, накопленному в аналитической традиции, и знакомство с современным состоянием изученности проблемы представляется важным, прежде всего, потому, что отечественной социологической и политологической литературе по проблемам власти не хватает именно четкости и обстоятельности в определении содержания понятия власти, уточнении его объема и вида. Результатом этого стало его крайне нестрогое употребление. Нередко исследователи допускают достаточно вольное толкование понятия власти, чем создают массу проблем и разногласий.

Поэтому изучение сущности власти, ее составных элементов, механизма ее осуществления является актуальным.

Объект данной работы – власть, как социальный феномен. Предмет – основные характеристики современной политической власти. Целью данной работы является выявление особенностей политической власти. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- выявить сущность  власти и ее содержание;

- определить структуру  власти;

- рассмотреть механизмы  осуществления политической власти;

- проанализировать эффективность  и легитимность власти в России.

В процессе работы целесообразно  опираться на работы таких авторов, как Н.А.Баранов, Г.В. Голосов, М.В.Ильин, В.Г. Ледяев, А.В. Лубский, А.И. Соловьев, А.П. Цыганков и т.д.

1. Сущность и содержание власти. Структура власти

Власть в общем смысле - это способность и возможность  осуществлять свою волю, оказывать  определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких инструментов, как авторитет, право, насилие, даже вопреки сопротивлению. Властвующий может достигать своих целей, действуя различными методами: демократическими и авторитарными, честными и нечестными, насилием и местью, обманом, провокациями, вымогательством, стимулированием и т. д. Власть как явление необходима. Она призвана обеспечивать потребности человеческого общежития.

В современной политологической литературе выделяют, как правило, три аспекта власти, три ее измерения: 

1) директивный аспект, в соответствии с которым власть  понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы;

2) функциональный аспект, подчеркивающий, что власть есть  способность и умение практически  реализовать функцию общественного  управления; 

3) коммуникативный аспект, учитывающий, что власть, так или иначе, реализуется через общение, через определенный «язык», который понятен всем сторонам общественного отношения власти1.

Власть весьма сложна по своей структуре. Прежде всего, следует различать два ее основных вида: политическую и неполитическую. Первая охватывает государственную (законодательную, исполнительную и судебную), партийную, власть общественно-политических организаций и движений. Вторая включает в себя личную, семейную, общественных организаций, власть неформальных лидеров, объединений, групп. Остановимся на рассмотрении власти политической.

Политическая власть — способность определенной социальной группы, страты или определенного класса осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает свое влияние на большие группы людей, используя в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. В условиях демократии такие средства должны иметь исключительно конституционно-правовой характер. Субъектами политической власти являются политические общественные объединения, партии, органы местного самоуправления, граждане, реализующие политические права. Особая роль отводится государственным органам, являющимся агентами государственной власти, инструментом ее осуществления.

Отличительными чертами политической власти являются:  
1) легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; 

2) верховенство, обязательность  ее решений для всего общества  и, соответственно, для всех других видов власти; 

3) публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит - обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);  
4) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической); 

5) многообразие ресурсов2

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой ин формации, общественным мнением. 

Элементами  структуры политической власти являются:

1) источник власти (богатство, авторитет, традиция и т.д.);

2) субъект власти (ее непосредственный носитель. Им может быть отдельный человек, социальна группа, класс, организация, учреждение, государственные институты, нации и этносы, мировое сообщество в целом) Субъекты политической власти неравнозначны и выполняют неодинаковые функции. Потому субъекты делятся на первичные и вторичные. Первичные субъекты генерируют политическую власть. Ими являются индивиды и различные общности людей. Вторичные субъекты - это специально созданный механизм, который передает и реализует политическую власть. Основой такого механизма являются государственные, партийные и иные структуры, которые входят как элементы в политическую систему общества. 

3) функции власти (осуществление политических интересов субъекта);

4) объекты власти  (классы, социальные слои, индивиды), то есть  управляемые;

5) ресурсы власти. В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни:

1.Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

2.Социальные ресурсы – собой совокупность социальных благ, статусов, областей социального назначения (образование, здравоохранение и др.), которые являются средствами удовлетворения интересов людей.

3.Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др.

4.Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди (армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура и т.д.).

5. Духовные ресурсы государственной власти включают в себя знания, информацию, средства их получения и распространения.

5) механизм осуществления власти. На этом элементе власти остановимся подробнее в следующем разделе3.

Учитывая, что в политической сфере главным субъектом власти является группа, политическую власть можно определить как систему институционально закрепленных социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов.

 

2. Механизм  осуществления политической власти

Как показывает современная  политическая практика демократических стран, механизм осуществления власти имеет довольно сложную иерархическую структуру. Рассмотрим ее основные компоненты. 

Первичным субъектом  власти, ее источником является народ, который, реализуя часть властных функций  непосредственно, другую часть из них  передает (делегирует) своему официальному представителю - государству. Так, в Конституции Российской Федерации (ст. 3) говорится: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Государство, в свою очередь, распределяет властные полномочия между носителями власти. Это распределение властных полномочий называется разделением властей. 

         В ст. 10 Конституции РФ установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Цели такой системы построения власти: 1) создать гарантии от ее произвола и сосредоточения в  
руках одного лица или какого-либо органа, группы органов;

2) обеспечить высокий  профессионализм и эффективность  в выполнении различных и весьма  специфических функций власти;

3) наиболее широко  представить во власти интересы различных слоев и групп населения.

        В системе разделения властей  одна ветвь государственной власти  ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга.

Идея разделения властей, появившаяся в Новое время в европейской политической мысли (Дж. Локк, Ш. Монтескье), впервые нашла свое юридическое оформление в Конституции США, конституционных актах Великой французской революции, реализовавшись в политической практике целого ряда стран. Политический опыт этих стран свидетельствует о целесообразности разделения властей. Во-первых, это позволяет четко определить функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти, каждого государственного органа, осуществлять взаимный контроль, создать систему сдержек и противовесов, помогающую достигать единства действий в государственном управлении и поддерживать динамичное равновесие в обществе в процессе преодоления противоречий. Во- вторых, позволяет предотвращать злоупотребления властью, установление диктатуры, тоталитаризма. В-третьих, реализация принципа разделения властей дает возможность гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, под углом зрения самоценности личности4.

Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали. Разделение властей по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Таким образом, создаются центральные, региональные и местные органы власти. В некоторых странах, например, в Великобритании, региональный уровень отсутствует. 

Разделение властей по горизонтали  реализуется на практике как распределение власти между тремя властными органами (иногда их нестрого называют «ветвями» власти) - законодательной, исполнительной и судебной. 

Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется в результате выборов. В различных странах функции законодательной власти различны и по объему, и по содержанию. Но, как правило, законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение.  
В подавляющем большинстве стран носителем законодательной власти выступает представительный орган - парламент, который бывает двух- или однопалатным. В нашей стране высшим законодательным органом является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Этот орган состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. 

Особенностью исполнительной власти является то, что она не только организует выполнение решений законодателей, но и сама может издавать нормативные акты или выступать с законодательной инициативой. Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров. 

Судебная власть стоит на страже конституционного устройства государства, законности и порядка, прав и свобод граждан. В ее систему включены организации и учреждения, независимые от других органов власти: это конституционные суды или другие судебные органы (во Франции Конституционный совет, в Греции  - Верховный специальный суд и т.д.). Назначение этих органов состоит в том, чтобы быть гарантом защиты демократической системы от чрезмерных притязаний на власть со стороны законодательной, исполнительной и в какой-то мере общественной власти. Практически во всех странах существуют особые административные суды, которые разрешают конфликты, возникающие между гражданами и органами правительства. За соблюдением законов следят прокуратуры, другие контрольные органы (государственный контроль, налоговая инспекция и т.д.)5

Информация о работе Сущность и содержание власти. Структура власти