Сущность и метод политического прогнозироване

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 22:13, реферат

Краткое описание

Политическое прогнозирование – это процесс получения научно обоснованных знаний о возможном состоянии политической жизни общества, политической ситуации, политики в будущем на основе уже известных знаний об их прошлом и настоящем.
Научное предвидение не может претендовать на абсолютно точное и полное знание будущего, на свою обязательную достоверность: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности. Следовательно, научное предвидение есть вероятное знание. Степень его достоверности зависит от ряда факторов:
1. Срок, который отделяет нас от предвидимого события, явления, процесса.
2. Знания соответствующих закономерностей, традиций, менталитета.
3. Сложность и динамичность прогнозируемого состояния общества или отдельного его компонента.

Содержание

Введение 2
Сущность политического прогнозирования 3
Стадии политического прогнозирования 5
Вид прогнозирования 6
Методы политического прогнозирования 7
Заключение 13
Список используемой литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

сущность и методы политического прогназирование.docx

— 34.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                              2

Сущность политического  прогнозирования                                 3

Стадии политического  прогнозирования                                      5

Вид прогназирования                                                                       6

Методы политического  прогнозирования                                     7

Заключение                                                                                               13

Список используемой литературы                                                       15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Место и роль прогноза в политике и политической деятельности

Политическая жизнь невозможна без прогнозирования бедующего. Если претендовать на политическую должность , надо уметь предвидеть политические события.. прогнозирование - важнейшая  функция в управлении.

Политический деятель  желавшей успешно реализовывать  определенный программы, планы, решения,  должен с помощью прогноза ответить , прежде всего , на следующие вопросы: как изменится существующая в  настоящее времени политическая ситуация до момента осуществление  предусмотренных планов? Сколько  времени придется ждать первых результатов? как изменилась бы ситуация если бы мероприятие не было проведено вообще? Прогностические ответы на эти и другие вопросы могут стимулировать политического деятеля, преобразовать предусмотренные им акции или полностью их заменить.

Политические события  не случайно сами по себе, в их основе лежит деятельность человека. Поэтому, в прогнозе переплетаются субъективные и объективные элементы. Прогноз  политических объектов направлен на выявление что произойдет в результате определенной человеческой деятельности при существенных тенденциях общего развития. И поэтому прогнозирование  нельзя сводить  к установлению той  или иной вероятности события.

Любой политик планирует  на бедующее свои цели, планы, проекты и каждая его цель есть проецируемая на перспективу установка. Сегодня преобразование во всех областях жизни, нормы и идеалы ориентированы на перспективу и представляет собой на будущее порядок, определяющее действие людей в современных условиях. Задача прогнозирование состоит в том что предугадать эти условия и события. Так существует не только истина и ложь в нашем сложном мире, но есть еще и третий вариант –вероятность. Поэтому, чем успешнее прогнозирование бедующего событие,  тем эффективнее планирование и управление.

Теоретическое значение  прогнозирование для развитие науки  огромно, так как оно выступает  в качестве метода проверки научных  теорий и гипотез. С точки зрения генезиса, основное значения прогноза , состоит в том , что оно отвечает настоятельным запросом практического  действия человека. Всюду где становится вопрос о действии, тем самым ставиться вопрос о знание и прогнозе. Любое стремление изменить окружающую действительность должно неизбежно связывать с представлением о том, в каком направлении следует ее менять .

В истории России известны как три минимум модернизации: реформы Петра I , строительство социализма и коммунизма,  перестройка с ее переходом к рыночным отношениям. Поэтому в процессе действие людей направленных на изменения жизни,  всегда должно присутствовать анализ последствий этих действий. В настоящее время проблема прогнозирование еще более актуальна. Ныне основной вопрос для нас – это будущее России. Но оно так неопределенно, что сковывает энергию и инициативу людей. Чтобы знать будущее своей страны, преодолеть гнетущую неопределенность, люди разрабатывают различные программы. Это, например, «Как нам обустроить Россию» А. Солженицына, «Конституция» А. Сахарова, программы различных партий и движений и др. Именно с помощью прогноза субъект управления может уже сегодня определить, какая из программ наиболее оптимальна

 

Сущность политического  прогнозирования

Обычно прогноз (от греч. – предвидение) связывают  с «опережающем отражением действительности». Прогноз – свойство человеческого  сознания, развившееся в процессе общественной практики. Научный прогноз  есть функция не индивидуального, а  общественного сознания. Даже в индивидуальном предвидении, основанном, казалось бы, на чисто личном опыте, человек не может быть свободным от фактологической  и генерирующей информации, заложенной в сознании общественном.

Общественная природа  предвидения особенно рельефно предстает  перед нами в научном предвидении, предпосылками которого являются такие  продукты общественного духовного  производства, как гипотезы, законы, теории. В научном предвидении  нет чего-либо мистического, оно  представляет собой такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас явлений и процессов  и о тенденциях их дальнейшего  развития.

Политическое прогнозирование  –  это процесс получения научно обоснованных знаний о возможном состоянии политической жизни общества, политической ситуации, политики  в будущем на основе уже известных знаний об их прошлом и настоящем.

Научное предвидение  не может претендовать на абсолютно  точное и полное знание будущего, на свою обязательную достоверность: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности. Следовательно, научное предвидение есть вероятное  знание. Степень его достоверности  зависит от ряда факторов:

1. Срок, который отделяет нас от предвидимого события, явления, процесса.

2. Знания соответствующих закономерностей, традиций, менталитета.

3. Сложность и динамичность прогнозируемого состояния общества или отдельного его компонента.

Всякое будущее  таит в себе много неопределенностей. И естественно стремление человека заглянуть в это будущее, с  тем, чтобы предсказать возможный  ход событий, снизить уровень  этой неопределенности. Непосредственная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что, заглядывая в будущее, он имеет  возможность предвидеть последствия  решений, принимаемых сегодня, корректировать эти решения с учетом их последствий  в будущем. Кроме того, никогда, пожалуй, в прошлом будущее не было столь  неопределенным, пугающим, как в  наше время. Поэтому и такое стремление как можно в большей мере рассеять эту неопределенность, более ясно увидеть перспективу.

Политическое прогнозирование  – вероятностное суждение о динамике важнейших характеристик политического  рынка, о перспективах будущего состояния  того или иного политического  явления и их альтернативных вариантах  при условии выполнения заранее  сформулированных гипотез и предпосылок.

Целью политического  прогнозирования является начертание картины вероятного будущего: определение  возможных состояний политических событий, явлений и процессов, своевременное  предвидение желательных и нежелательных  событий. Хотя прогнозирование не только наука, но и искусство, применяемые  для прогноза методы опираются на научные законы, используя прогностическую  функцию научных теорий.  

Объект политического  прогнозирования очень широкий  и сложный по структуре. Поэтому  понятие «политическое прогнозирование» означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной. Объектом политического прогнозирования выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом – познание  возможных состояний политических событий, явлений, процессов.

Стадии политического  прогнозирования

 

Процедура политического  прогнозирования предполагает следующие  основные стадии:

1. Предпрогнозная ориентация, включающая определение объекта,  проблемы, задач, времени, рабочих  гипотез и методов.

2. Определение прогнозного  фона, т.е. выбор основных факторов, влияющих на развитие исследуемого  объекта.

3. Прогнозная ретроспекция  – исследование истории развития  объекта.

4. Составление исходной  модели, т.е. системы показателей.  Параметров, отображающих структуру  и характер политического объекта.

5. Прогнозный диагноз  – исследование основных тенденций  развития объекта.

6. Разработка прогноза  политического объекта и его  фона.

7. Оценка степени достоверности  и постоянная корректировка выработанных  прогнозов в связи с появлением  новых, не учтенных ранее факторов  и тенденций политического развития, отказ от неоправдавших себя  вариантов.

Итак, роль прогнозирования  в политической жизни весьма значительна.

Прогнозирование основывается на принципах альтернативности, ком плексности, непрерывности и верификации (проверяемости).

 

 

 

 

 

Вид прогназирования

 

Прогноз - это результат  процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической  или другой форме суждения о возможном  состоянии объекта (в частности  предприятия) и его среды в  будущий период времени.

 

Выделяются различные  признаки классификации прогнозов

Таблица 1

 

Виды прогнозов 

 

 
Признаки классификации прогнозов

 
Виды прогнозов

 
Временной охват (горизонт прогнозирования)

 
краткосрочные, 
 
среднесрочные, 
 
долгосрочные

 
Типы прогнозирования

 
поисковые, 
 
нормативные, 
 
основанные на творческом видении

 
Степень вероятности будущих событий

 
вариантные, 
 
инвариантные

 
Способ представления результатов  прогноза

 
точечные, 
 
интервальные


 

Для конкретных прогнозов  могут применяться и другие признаки классификации прогнозов. Например, для прогноза рыночной конъюнктуры  важно выделить такой признак, как  охват объектов исследования - в  зависимости от него прогноз может  быть глобальным, региональным, локальным (системным). Иначе говоря, он может  охватывать весь рынок страны или  ограничиваться рынком определенного  региона, он может также охватывать локальный рынок отдельного предприятия. Он может рассматривать рыночную ситуацию в целом или же его предметом будет рынок отдельного товара.

 

В зависимости от горизонта  прогнозирования прогноз может  разрабатываться на очень короткий период времени - до месяца (например, недельные  и месячные прогнозы объемов продаж, движения наличности), на год, а также  на 2-3 года (среднесрочный прогноз), 5 и более лет (долгосрочный прогноз).

Долгосрочные прогнозы называют также перспективными. Нередко пятилетние прогнозы относят к среднесрочным.

По типам прогнозирования  выделяют поисковые, нормативные и  основанные на творческом видении прогнозы.

Поисковое прогнозирование - способ научного прогнозирования  от настоящего к будущему: прогнозирование  начинается от сегодняшнего дня, опирается  на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее.

 

 

Методы политического  прогнозирования

 

В широком смысле слова  – метод (гр. methodos) - это: 1) способ познания, исследования явлений природы и  общественной жизни; 2) прием или  система приемов в какой-либо деятельности.

Единого, универсального, метода прогнозирования не существует. В  связи с огромным разнообразием  прогнозируемых ситуаций имеется и  большое разнообразие методов прогнозирования (свыше 150). Методами политического прогнозирования являются: методы коллективной экспертной оценки. Среди них выделяют группы по следующим признакам:

-по количеству привлеченных  экспертов; 

-по наличию аналитической  обработки данных экспертизы 

 

 

 

 

 

 

Классификация экспертных методов  прогнозирования 

 
Вид экспертизы

 
Вид обработки мнений

 
без аналитической обработки

 
с аналитической обработкой

 
Индивидуальная

 
Интервью

 
Экспертные

 
Генерация идей

 
Построение сценария

 
Метод “дерева целей”

 
Матричный метод

 
Морфоло-гический анализ

 
Коллективная

 
Метод “мозгового штурма”

 
Метод коллективных экспертных оценок

 
Метод “Дельфи”


 

Рассмотрим более подробно некоторые из наиболее широко применяемых  в практике экспертного прогнозирования.

Экспертное  прогнозирование 

Экспертные методы прогнозирования  применяются, как правило, в случаях, когда отсутствуют какие-либо статистические данные, на которых мог бы базироваться количественный прогноз,

Информация о работе Сущность и метод политического прогнозироване