Авторитарный политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 13:30, контрольная работа

Краткое описание

Термин «авторитаризм» (лат. auctoritas – власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или социального института.
Существенными чертами авторитаризма являются1: монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая никому не подотчетна; полный или частичный запрет на деятельность оппозиции; сильно централизованная монистическая структура власти; сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между государством и обществом: наследование и кооптация как главные способы рекрутирования правящей элиты; отсутствие возможности ненасильственной смены власти; использование силовых структур для удержания власти.

Содержание

1. Сущность и отличительные черты политического авторитаризма. Разновидности авторитарных режимов…………………………………….………3
2. Сильные и слабые стороны авторитаризма. Реформаторские возможности современных авторитарных режимов………………………………………..….....6
3. Нынешний российский политический режим часто квалифицируют как переходный от авторитаризма к демократии. Укажите конкретные проявления черт авторитарного и демократического режимов в функционировании современной российской политической системы………………………………....9
Список литературы…………………….…………………………………………...13

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 35.84 Кб (Скачать файл)

В то же время современная политическая практика создает институты, которые формально являются демократическими, но не несут ответственности перед обществом. Так, политические партии, в основном, осуществляют связи с элитой и мобилизуют идеологические и политические ресурсы на межэлитную борьбу. Экономика в России развивается по рыночным законам в отсутствии эффективно функционирующей рыночной системы, поэтому предприниматели стремятся использовать существующие законы для обретения независимости от бюрократии в целях защиты своих личных и имущественных прав. 

Вместе с тем институты демократии (парламент, суды, местное самоуправление) сохраняют способность независимого функционирования и являются фундаментом перехода к демократическому режиму. 

Среди основных черт авторитарного режима в современной российской политической системе можно выделить следующие: резкое ослабление политического влияния региональных элит и большого бизнеса; установление прямого или косвенного государственного контроля над главными телеканалами страны; постоянно нарастающее по масштабам использование «административного ресурса» на выборах регионального и федерального уровней.

В качестве яркого примера проявления авторитаризма можно привести следующий факт. Получив конституционное большинство в Государственной Думе, политическая партия «Единая Россия», заявившая о полной поддержке политики действующего президента, имеет неограниченные возможности для осуществления политических и экономических реформ, изменения политической системы общества, что и было продемонстрировано в конце 2004 г. путем принятия федерального закона, изменяющего порядок избрания глав исполнительной власти субъектов федерации5. Увеличение проходного барьера для политических партий с пяти до семи процентов, все это также трудно назвать демократической мерой. 

Стремление существующего сейчас в России режима управлять политическими контактами с бизнесом, солировать на партийном и медийном рынках, контролировать гражданские структуры и т.д. свидетельствует о том, что он пытается подменить собственной активностью активность всех своих политических партнеров. В результате вполне естественный процесс политизации государственного управления трансформируется в процесс управления политикой с сопутствующим ему перехватом представительских функций у населения и бизнеса, пренебрежением мнений гражданских контрагентов и торможением политической активности общества.

Известен случай, когда В.В. Путиным была продемонстрирована решительность при нейтрализации влияния на власть тех олигархов, которые финансировали и контролировали СМИ, развязавшие против президента пиар-кампанию. Эти события породили беспокойство по поводу положения независимых средств массовой информации в России.4

С другой стороны, в современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности. 

С 2006 года начала работать Общественная палата, одной из важнейших задач которой является проведение экспертизы наиболее значимых законопроектов в целях реализации интересов общества.

Но стоит помнить о других важных составляющих в современной России. В результате проводимых реформ в стране образовался огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений. Проблема демократии не особенно актуальна в бедной стране, где люди больше думают о выживании, чем о соблюдении прав человека6. Люди, привыкшие все необходимое получать от государства, не знают, что делать со свободой, которую им обещают правые партии.

Свобода, не подкрепленная материальной составляющей, которую должно обеспечить социальное государство, является обузой для человека. Для того, чтобы хорошо жить в условиях свободы, необходимо проявлять инициативу, повышать профессиональный уровень, не надеяться на помощь государства, а самому, по возможности, решать жизненные проблемы. Для этого необходима психологическая готовность личности, а также помощь со стороны государства, которое с помощью правовых норм должно обеспечить реализацию свободы гражданина в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах.

Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования.

Учитывая, все вышесказанное, можно сделать вывод, что авторитарный режим необходим сейчас современной России, т.к. он способствует созданию необходимых материальных и духовных предпосылок будущего демократического режима. 

 

 

Список литературы.

 

1. Смолин  О.Н. Политический процесс в современной  России. – М.: Проспект, 2006.

2. Шестов  Н.И. Идея единства страны и  реформа российской политической  системы // Полис. – 2004. – №6.

3. Громыко А.Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. – М.: Прометей, 2003.

4. Яковлев  А.Н. Реформация в России // Общественные  науки и современность. – 2005. –  № 2. – С. 11.

5. Цыганков  А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М.: Интерпракс, 2009.

6. Гаджиев  К.С. Политология. – М.: Юрайт, 2010.

 

 

1 Гаджиев К.С. Политология. – М.: Юрайт, 2010.

2 Громыко А.Л. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. – М.: Прометей, 2003.

3 Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М.: Интерпракс, 2009.

4 Яковлев А.Н. Реформация в России // Общественные науки и современность. – 2005. – № 2. – С. 11.

5 Шестов Н.И. Идея единства страны и реформа российской политической системы // Полис. – 2004. – №6.

6 Смолин О.Н. Политический процесс в современной России. – М.: Проспект, 2006.

 

 


Информация о работе Авторитарный политический режим