Авторитарные и диктаторские режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:38, реферат

Краткое описание

Авторитаризм – одна из форм диктатуры, которая принадлежит политической истории ХХ в., но некоторые ее черты были известны намного раньше. Этот тип политической системы занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Автократический, не ограниченный законами характер власти – один из признаков тоталитаризма, черты демократии — наличие автономных, не регулируемых государством публичных сфер, в особенности экономики и частной жизни, сохранение частей гражданского общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Московский Архитектурный Институт

(Государственная  Академия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по политологии на тему:

"Авторитарные  и диктаторские режимы"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Авторитаризм { фр.autoritaire властный, лат.autoctoritas власть, влияние} - антидемократическая система власти; обычно сочетается с личной диктатурой.

Диктатура {лат.dictatura} - в Др. Риме - полномочия, власть или время властвования диктатора; неограниченная власть лица, группы, класса.

 

 

 

После того, как в истории  сложилось первое государство, начали появляться и развиваться различные политические режимы, складывавшиеся в разные времена, в разных культурах. В общих чертах их можно разделить на демократические и диктаторские.

ДИКТАТУРА

 

Авторитаризм – одна из форм диктатуры, которая принадлежит политической истории ХХ в., но некоторые ее черты были известны намного раньше. Этот тип политической системы занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Автократический, не ограниченный законами характер власти – один из признаков тоталитаризма, черты демократии — наличие автономных, не регулируемых государством публичных сфер, в особенности экономики и частной жизни, сохранение частей гражданского общества.

Отдельные черты авторитаризма:

1.Автократизм (самовластие)  либо маленькое число носителей власти (военная хунта, олигархическая группа и т.д.)

2.Неограниченность власти  политического верха, самовольное  восприятие законов.

3.Власть опирается  на силу. Авторитарный режим может  не прибегать к массовым репрессиям, но он владеет достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению употреблять силу для принуждения.

4.Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное однообразие не постоянно - итог законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Часто оно разъясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, к примеру, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме может быть существование ограниченного числа партий, профсоюзов и остальных организаций, но при условии их подконтрольности властям.

5.Отказ от полного  контроля над обществом, невмешательство  либо ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и до этого всего в экономику. Власть занимается основным образом вопросами своей сохранности, публичного порядка, обороны, наружной политикой, хотя она может влиять и на стратегию развития, проводить довольно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

6.Рекрутирование политической  элиты путём кооптации, назначения  сверху, а не конкурентноспособной  электоральной борьбы.

Взяв во внимание эти  признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица либо группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются только определённые, основным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане традиционно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех остальных, не считая политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий собственной сохранности и автономии (независящий трибунал, оппозиционные партии и т.д.)

 

Авторитарные политические системы весьма разнообразны. Это  монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания не лишь силой, с помощью массового истребления, но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались основным образом на обычный и харизматический методы легитимации. В XX в. в целях легитимации обширно употребляется националистическая идеология. Большая часть авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё существование необходимостью государственного освобождения и возрождения.

В последние десятилетия  авторитарные политические системы  совсем частенько употребляют некие  демократические университеты —  выборы, плебисциты и т.П. — для  предания себе респектабельности в  очах интернационального общества и  собственных людей, уклонения от интернациональных санкций. Так, к примеру, неконкурентные либо полуконкурентные выборы использовались авторитарными либо полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее, Казахстане, России и многих остальных государствах. Отличительной чертой таковых выборов является ограниченная либо только видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность, полная либо частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, ровная фальсификация бюллетеней либо результатов голосования и т.П.

В период после второй мировой войны и, в особенности, в последние десятилетия авторитарный политический строй почаще всего носит переходный характер и ориентируется, хотя бы формально на переход к демократии.

сильнейшие и слабые стороны  авторитаризма.

В конце 80 — начале 90-х  гг. Существенно возрос научный и  политический энтузиазм к авторитаризму в связи с крахом в большей степени тоталитарных политических систем в большинстве коммунистических стран мира. Пробы многих из них, в том числе и России, скоро, в духе большевистских “кавалерийских атак” ввести демократию без наличия нужных для неё публичных предпосылок не увенчались фуррором и повлекли за собой бессчетные разрушительные последствия.

В то же время целый  ряд авторитарных стран (Южная Корея, Чили, Китай, Вьетнам и др.) Фактически показали свою экономическую и социальную эффективность, доказали способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть — со свободной экономикой, личной сохранностью и сравнимо развитым социальным плюрализмом.

Авторитаризм время  от времени определяют как метод правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его действие на публичное развитие имеет как слабые, так и сильнейшие стороны. К числу слабых относится полная зависимость политики от позиции главы страны либо группы высших управляющих, отсутствие у людей возможностей предотвращения политических авантюр либо произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения публичных интересов.

В то же время авторитарная политическая система имеет и  свои достоинства, которые в особенности  ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть владеет сравнимо высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и публичный порядок, мобилизировать публичные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических врагов. Всё это делает ее довольно эффективным средством проведения радикальных публичных реформ.

Нечто вроде заключения.

В современных условиях постсоциалистических государств “чистый” авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некие демократические университеты, чуть ли может быть инвентарем прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание авторитарных и демократических частей, сильной власти и ее подконтрольность гражданам — важнейшая практическая задачка на пути конструктивного реформирования общества.

Демократически ориентирующиеся  авторитарные режимы не долговечны. Их настоящей перспективой является более  устойчивый в современных условиях тип политической системы — демократия.

Резюме

Авторитаризм — государственный строй, при котором неограниченная власть находится у одного лица либо группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Авторитаризм может  быть представлен: монархией, деспотическим  диктаторским режимом, военной хунтой и другими системами правления.

Для авторитаризма типично:

· Автократизм.

· Неограниченность власти.

· Опора на силу.

· Монополизация власти и политики.

· Отказ от полного  контроля.

· Рекрутирование политической элиты 

Авторитаризм нуждается в легитимации власти.(!!!)

Авторитаризм имеет сильнейшие и слабые стороны.

К мощным относят:

· сравнимо высокая способность обеспечивать политическую стабильность и публичный порядок,

· мобилизировать публичные  ресурсы на решение определённых задач,

· преодолевать сопротивление  политических врагов.

Т.Е. Авторитаризм — эффективное  средство проведения радикальных публичных  реформ.

К слабым относят:

· полную зависимость  политики от позиции главы страны либо группы высших управляющих,

· отсутствие у людей возможностей предотвращения политических авантюр либо произвола,

· ограниченность институтов артикуляции, политического выражения  публичных интересов.

 

 

 

 

Введение

После того, как в истории  сложилось первое государство, начали появляться и развиваться различные политические режимы, складывавшиеся в разные времена, в разных культурах. В общих чертах их можно разделить на демократические и диктаторские.

 

Часто синонимами понятия  «диктатура» выступают такие  понятия как «автократия», «тирания», «деспотия», «цезаризм», «бонапартизм», «тоталитаризм», «авторитаризм» и т.п., поскольку считается, что обозначаемые ими режимы держатся исключительно на насилии, терроре. Тоталитаризм и авторитаризм – особые формы диктатуры, которые принадлежат политической истории ХХ в., хотя какие-то их черты были известны задолго до этого.

 

Человечество знает  немало исторических и регионально-культурных форм диктатуры – их можно обнаружить во всех эпохах и цивилизациях.[2]

 

Диктатура уходят своими корнями в формы политической организации античности. Древние греки называли тирании, олигархию и деспотию отклонениями от демократической нормы.

 

Тирания и олигархия  возникали из демократического строя, когда один человек или группа лиц силой или хитростью и  обманом захватывали всю полноту власти и осуществляли её без согласия с народом. Это становилось возможным в условиях общей политической неустойчивости, внешнего вмешательства или войны.

 

Классическим вариантом  деспотии было персидское царство. К  восточным деспотиям относились также древние государства Египта, Двуречья, Индии и Китая. Их характерная черта – наличие широкого слоя чиновников, управлявших организацией труда в ходе ирригационных работ. Подобная организация требовала концентрации власти. Хозяева земли и водных ресурсов, чиновники, жрецы и, наконец, сам монарх обладали огромной властью, т.е. контроль со стороны деспота не был полным.

 

Из древнеримского права  и дошел до нас термин «диктатура» (dictatura), который в переводе с латинского означает «неограниченная власть». В узком смысле диктатура рассматривается как положение римского права, т.е. явление вполне узаконенное, в отличие от тирании или олигархии, где власть верховный личности или группы лиц не была ограничена законом.[3]

 

Начиная с власти Цезаря, который многократно наделялся диктаторскими полномочиями, произошло становление диктатуры в широком смысле этого слова – как нового типа власти, менявшего законы в своих интересах, неподотчетного народу и не ограниченного временными рамками. Республика превратилась в империю.

 

В наши дни временная  диктатура как ограниченный чрезвычайный институт власти предусмотрена в  конституциях почти всех демократических  государств. Есть такое положение  в законодательных актах США, Великобритании, Франции, ФРГ, Швейцарии, и т.д.[4] Однако чрезвычайное законодательство, подобно тому, как это было во времена Цезаря, может привести к неограниченной диктатуре: Наполеон, Муссолини, Хорти и другие диктаторы ликвидировали демократическое правовое государство при помощи его же легальных средств. Гитлер создал нацистский режим, опираясь на чрезвычайное законодательство Веймарской республики, конституция которой никогда формально не отменялась.

 

Обратимся к определению  американского политолога Ф.Ноймана: «Под диктатурой мы понимаем правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определенном государстве, используя её без ограничений». Диктаторский режим есть предельная концентрация власти, антипод демократии.

 

При диктаторском правлении  человек как гражданин государства находится в подавленном состоянии. С легкой руки теоретика неомарксизма Г.Маркузе, такой тип личности стали называть авторитарным.[5]

 

И в древности, и теперь режимы, в которых смешиваются  демократические и диктаторские элементы, вовсе не редкость. Нынешние диктаторские режимы не только сохраняют внешние атрибуты демократии (парламент, выборы и т.д.), но и допускают регулирование социальных конфликтов демократическими инструментами. Первое характерно для тоталитаризма, второе для авторитарных диктатур.

Информация о работе Авторитарные и диктаторские режимы