Вычитка и редактирование учебного издания для младшей школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в закреплении знаний и умений по вычитке и редактированию печатных изданий. В курсовой работе главная задача заключается в том, чтобы выяснить как на данный период времени, сейчас в наше время печатаются книжные издания, все ли правила, ГОСТы и ОСТы соблюдены в оформлении или же издание печатали не профессионалы своего дела, не обращая внимания ни на какие правила. Данная проблема на сегодняшний день очень актуальна, ведь периодически мы сталкиваемся с тем, что открывая какую-либо книгу невооруженным глазом видны все недочеты и неправильные оформления.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по корректуре.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Курсовая работа на тему «Вычитка и редактирование учебного издания для младшей школы». Для  анализа мною было выбрано издание  для первых классов «Букварь»  третья часть, авторами которого являются Л.Е. Жукова и А.О. Евдокимова. На примере  данного учебного издания будет проводится вычитка и редактирование элементов оформления книжных изданий.

Цель данной курсовой работы заключается в закреплении  знаний и умений по вычитке и редактированию печатных изданий.

В курсовой работе главная  задача заключается в том, чтобы выяснить как на данный период времени, сейчас в наше время печатаются книжные издания, все ли правила, ГОСТы и ОСТы соблюдены в оформлении или же издание печатали не профессионалы своего дела, не обращая внимания ни на какие правила.

Данная проблема на сегодняшний день очень актуальна, ведь  периодически мы сталкиваемся с тем, что открывая какую-либо книгу невооруженным глазом видны все недочеты и неправильные оформления. Порой доходит даже до смешного, встречаются учебники для начальной школы, напечатанные настолько мелким кеглем, что невозможно прочитать взрослому человеку, что уж говорить о детях 6-7 лет. В некоторых изданиях степень соподчиненности рубрик неправильно оформлена. Читателю трудно разобраться в оформлении и поэтому зачастую содержание издания остается непонятым. Как сказал Иоганн Вольфганг Гёте: «Есть книги, из которых можно узнать обо всем и ничего не понять». Бывает, попадаются иллюстрации совсем не подходящие к основному тексту издания. Что только можно не увидеть на страницах книг на сегодняшний день. «Книга во времена Гомера и Гесиода была такою же редкостью, как в наши времена хорошая книга» — Вольтер.  Все издания должны выпускаться в свет в хорошем, качественном виде, а уж тем более издания для детей младшего школьного возраста. Ведь они только начинают грызть гранит науки и поэтому необходимо, чтобы издания были оформлены по всем стандартам издательского дела. Так как грамотность и эстетические чувства к прекрасному зарождаются с самого детства. И если дети будут изначально заниматься  по  неправильно оформленным учебным изданиям, то они так и привыкнуть и будут считать это верным и правильным вариантом оформления. В наших силах не допустить такого отношения к книгам. «Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник» — Эрнест Миллер Хемингуэй. В данной курсовой работе будут проанализированы все, выбранные элементы издания как можно подробно, показаны наглядно ошибки неправильного оформления, которые не заметны обычным читателям.

В курсовой работе корректорский  анализ будет проведен над такими частями издания как:

  1. ПРИО рубрикации
  2. ПРИО перечней
  3. ПРИО выделений
  4. ПРИО чисел
  5. ПРИО цитат
  6. ПРИО иллюстраций и подрисуночных подписей
  7. ПРИО текста стихотворного произведения
  8. ПРИО содержания
  9. ПРИО выходных сведений
  10. ПРИО предисловия

При написании данной курсовой работы использовались многие источники, например:

  1. Основные стандарты по издательскому делу / сост. А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. —2-е изд., доп. — М. : Университетская книга, 2010.
  2. Калинина Г.П. Выходные сведения изданий. Правила и примеры по ГОСТ 7.04–2006 : учеб. пособие / Г.П. Калинина. — М. : МИПК, 2007.
  3. Интернет.

 

 

 

Рецензируемое издание  является  учебным. Букварь в трех частях, рассчитанный на детей 6-7 лет общеобразовательных учреждений. Я анализирую третью часть издания.  По ГОСТ 7. 60 — 2003 учебное издание содержит систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части,  соответствует учебной программе, и официально утверждено в качестве данного вида издания.

ПРИО рубрикаций

Рубрикация — это система заголовков издания и возглавляемых ими подразделов (рубрик), выражающая логическую или иную связь и соподчиненность обозначаемых ими частей текста (произведений, разделов, глав, параграфов).

Благодаря различным  издательско–оформительским приемам (разному расположению заголовков относительно текста) и художественно–полиграфическим средствам (рисунку, начертанию и размеру шрифта, которым заголовки набраны) читатель видит, какой заголовок и его подраздел старший, а какой — младший, подчиненный и какие заголовки и подразделы равны по значимости. Это помогает читателю точно ориентироваться в структуре и композиции издания и воспринимать соотносительное значение каждого заголовка и его подраздела.

Заголовки в изданиях выполняют следующие функции:

1. Организуют, направляют  и облегчают чтение:

— прерывая текст, они заставляют читателя невольно остановиться перед тем, как приступить к чтению нового подраздела, и благодаря этому подталкивают к тому, чтобы осмыслить прочитанное, представляющее собой относительно законченное целое;

— предупреждая во многих случаях о теме последующего текста, они подготавливают читателя к его восприятию;

— членя текст, они, с одной стороны, помогают прерывать чтение на графически фиксированном месте и позволяют читать книгу осмысленными порциями, а с другой — создают благоприятные условия для чтения выборочного, когда читателю нужны в книге материалы только на одну или несколько ее подтем.

2. Углубляют понимание  произведения, т. к. наглядно раскрывают его строение, соотносительное значение заголовков и их подразделов, место каждого в общей структуре произведения.

3. Усиливают справочную  функцию книги, облегчая и упрощая  поиск частей произведения или  издания.

Виды заголовков:

    1. Тематические заголовки

Каждый такой заголовок  состоит из слова или словосочетания, выражающих тему (содержание) той части  текста, к которой относится заголовок. Тематический заголовок — заголовок высокой содержательности по нему можно судить, чему посвящен подраздел текста, он так или иначе характеризует содержание своей рубрики: называет тему, или главного персонажа подраздела, или центральное событие и т. д.

    1. Родо–нумерационные и родо–литерные заголовки

Каждый такой заголовок  состоит из слова или знака определяющего род рубрики (часть, раздел, глава, §), и номера или буквы (в алфавитной последовательности), указывающих место подраздела в ряду однозначных (одноступенных). Такие заголовки словесным или знаковым определением рода рубрики помогают отличать друг от друга заголовки разной значимости (ступени соподчиненности) и легко вычленять заголовки одной ступени, что особенно важно, когда рубрикация многоступенчатая и художественно–полиграфических средств недостает для того, чтобы различать заголовки близких ступеней. Чаще используются в произведениях художественной литературы.

    1. Нумерационные и литерные заголовки

Каждый такой заголовок  состоит из цифрового номера или  буквы (в порядке алфавита). Роль таких заголовков только членящая и соподчиняющая. Они наименее содержательные.

    1. Родо–нумерационно–тематические и родо–литерно–тематические заголовки

Каждый такой заголовок  состоит:

1) из слова или знака,  определяющего род рубрики; 

2) номера или литеры, указывающих место подраздела  в ряду одноступенных; 

3) слова или словосочетания, выражающих тему рубрики.

Такой заголовок сочтет родо–нумерационный или родо–литерный  заголовок с тематическим. Это  самый содержательный вид заголовка: по нему можно судить и о теме (содержании) рубрики, и о месте  и соподчиненности рубрики в ряду других не только по оформлению, но и по словесно обозначенному роду рубрики, а также номеру или букве.

    1. Нумерационно–тематические и литерно–тематические заголовки

Каждый такой заголовок  состоит из цифры или буквы  и тематической части, словесно определяющей содержание или тему рубрики. Этот вид заголовка несколько уступает родо–нумерационно–тематическому или родо–литерно–тематическому, т. к. в нем род рубрики словесно не определен. Но различимость заголовков разных ступеней и в этом случае благодаря литерам и цифрам очень высока.

    1. Заголовки – перечни подтем, раскрываемых в подразделе

В таком заголовке содержание подраздела, по существу, аннотируется. Благодаря этому каждый может перед чтением узнать, о чем пойдет речь в подразделе, как именно будет раскрываться его содержание, а значит, и лучше подготовиться к чтению, более осмысленно воспринимать части текста как элементы целого, а может быть, даже отказаться от чтения. Если в заголовке — перечне проставить номера страниц, где начинается каждая подтема, то читатель сможет быстро найти интересующий его материал при выборочном чтении. В изданиях художественной и научно–популярной литературы такой перечень способен заинтриговать многих, обострить их интерес к главе. Перечень подтем редко встречается как самостоятельный. Чаще он дополняет заголовки других видов: нумерационные, родо–нумерационные, родо–нумерационно–тематические и др.

    1. Графические заголовки

Каждый такой заголовок  представляет собой наборный знак, украшение, рисованное орнаментальное или иное изображение, отделяющее один подраздел от другого, орнаментальную или сюжетную заставку и концовку.

    1. Немые заголовки

Каждый такой заголовок  выражен только графически — пробельной строкой, отделяющей один подраздел текста от другого; пробельным спуском в начальной полосе (когда текст размещен не от верха полосы, а с отступом от него – спуском) и концевым пробелом в последней, концевой полосе подраздела (когда текст заполняет не всю полосу, а только верхнюю ее часть и внизу остается свободное место). Это наименее содержательный вид заголовка. Пробельная строка применяется главным образом в изданиях художественной литературы, публицистики, мемуаров с целью отделить небольшие, мало связанные друг с другом части текста, а также в любых изданиях с подразделами, внутри которых вступительные и заключительные части композиционно не связаны с последующим и предшествующим текстом, чтобы отграничить вступление или заключение (другой материал) от основного текста подраздела, когда нет необходимости или трудно словесно определить их тему.

Недостаток немого заголовка  в виде пробельной строки – он исчезает, попадая на стык полос (внизу или  вверху полосы). Этот недостаток можно  смягчить, если обозначать начало нового подраздела после пробельной строки буквицей или если набирать первое слово его текста прописными или капителью (строчными по кеглю и прописными по начертанию).

В одном издании могут  использоваться как заголовки только одного из этих видов, так и одновременно разных (многих) видов (для каждой ступени  свой вид).

Виды заголовков по месту их на полосе и относительно текста

    1. Шмуцтитул

Это заголовок на отдельной, не занятой основным текстом полосе издания. Учитывая особую важность экономного расходования бумаги, шмуцтитул следует применять крайне ограниченно, разумно и целесообразно используя пустые места — заполняя оборотную сторону шмуцтитула основным текстом, размещая на лицевой стороне шмуцтитула необходимый, обогащающий книгу иллюстративный материал, или эпиграфы, или элементы справочно–вспомогательного аппарата, или важнейшие текстовые справочные сведения и т. п.

    1. Шапка

Заголовок вверху спускового пробела начальной полосы.

    1. Заголовок в спусковом пробеле

Размешают его ниже шапки, но не над текстом спусковой полосы непосредственно, а с заметной отбивкой от него. Такой заголовок охватывает весь текст до следующей спусковой полосы, на которой таким же образом расположен заголовок той же значимости (той же ступени рубрикации).

    1. Начальный заголовок в разрез текста

Нередко редакторы и  оформители не осознают, что начальный  заголовок в разрез текста — это разновидность заголовков в разрез текста той же ступени, который будет воспринят читателем как именно такой только в том случае, если будет размещен в своем месте, т. е. непосредственно над текстом спусковой полосы. Из-за этого его порой ставят в спусковом пробеле с ощутимой отбивкой от текста, т. е. иначе, чем одноступенные ему заголовки в дальнейшем тексте, тем самым переводя его в разряд другого, старшего по расположению вида.

    1. Рядовой заголовок в разрез текста с отбивками от него

Такой заголовок (помещаемый внутри текста с отбивкой от предшествующего  и последующего текста, начальный  – только от последующего) применяется  практически во всех изданиях, кроме  изданий нерубрицированных или  с многочисленными мелкими заголовками, ставить которые в разрез неэкономно. Заголовками в разрез текста могут быть заголовки нескольких ступеней, различаемых кеглем и начертанием шрифта. Такие заголовки заставляют читателя сделать паузу перед чтением следующего подраздела и благодаря этому осмыслить прочитанный текст.

Информация о работе Вычитка и редактирование учебного издания для младшей школы