"Домострой" и его значение в воспитании детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 15:27, реферат

Краткое описание

«Домострой» - один из важнейших памятников древнерусской светской литературы, который был создан как синтез нескольких жанров в эпоху становления русской государственности в первой половине царствования Ивана IV Грозного. Его рождению предшествовал длительный период складывания текста на основе самых разных источников, в том числе и связанных с византийской традицией. Таким образом, в широком смысле «Домострой» впитал в себя общие идеи средневековья, не всегда имеющие строго национальную основу.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларус3.docx

— 29.36 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

 

 

 

 

 

Кафедра педагогики

и проблем развития образования

 

 

РЕФЕРАТ

«Домострой» и его значение в  воспитании детей в семье»

 

 

 

 

Минск, 2012

 

 

Введение

 

«Домострой» - один из важнейших памятников древнерусской светской литературы, который был создан как синтез нескольких жанров в эпоху становления  русской государственности в  первой половине царствования Ивана IV Грозного. Его рождению предшествовал  длительный период складывания текста на основе самых разных источников, в том числе и связанных  с византийской традицией. Таким  образом, в широком смысле «Домострой»  впитал в себя общие идеи средневековья, не всегда имеющие строго национальную основу.

Все части  «Домостроя» отражают опыт семейной и хозяйственной жизни крупного домашнего хозяйства XV-XVI вв. Однако за этим стоит многовековый опыт частной  жизни русских людей, оттесненных  набегами язычников на крайний север  славянского мира.

«Домострой» - входит в число энциклопедических  сочинений середины XVI века. Текст  состоит из советов по духовному, «мирскому» и «домовному» «строению». Среди источников этого скрупулезного  предписания норм поведения человека Древней Руси - «Стословец» Геннадия, Пролог, учительные сборники, монастырские уставы. Послание самого Сильвестра показывает его человеком образованным, обнаруживает знакомство с древней историей.

Но композиция древнерусского «Домостроя»  не исчерпывается воздействием монастырских или церковных уставов и учительным материалом проповеднических сборников. Многие его главы-статьи, практически  нормирующие быт, восходят к каким-то чисто деловым хозяйственным  сочинениям или к наблюдениям, которые  основаны на реальной действительности. Здесь нечего искать специальных  интересов феодальной бюрократии. Государство  представляется в виде соединения семейных очагов, замкнутых «подворий», из которых  каждое повторяет монархическую  систему управления. 

Во все времена всех людей  волновало, кто придет им на смену, кого они оставят на земле после  себя. Поэтому-то издревле дело воспитания подрастающего поколения считалось  одним из важнейших. Естественно, что "Домострой" не обошел стороной эту  тему. Более того, судя по тому, что  и начинается, и заканчивается  он текстами, по сути, на одну и ту же тему, разнящимися лишь объемом: "Наставление  отца сыну" (гл. 1) и "Послание и  наставление от отца к сыну" (гл. 64), этому аспекту в XVI веке придавали  самое серьезное значение.

Воспитательные рекомендации приведены  в "Домострое" сразу же после  наставлений духовных — что свидетельствует  о том, как ответственно относились тогда к этому вопросу. Объединенные в четыре главы, они учат "Как  детей своих воспитать в поучении и страхе Божьем" (гл. 15); "Как  дочерей воспитать и с приданным  замуж выдать" (гл.16); "Как детей  учить и страхом спасать" (гл. 17); "Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и  утешать их во всем" (гл. 18).

 

 

 

1. Глубокая религиозность

 

Важнейший элемент воспитания детей  в древнерусской семье – это  строгое следование правилам поведения, обрядам, ритуалам и церемониям, коих в XVI-XVII веках было превеликое множество. Прежде всего, дети должны были усвоить  религиозный образ жизни своих  родителей. Например, после вечерней службы или домашнего моления  не пили, не ели, не полагалось разговаривать, – это было грешно. Перед тем  как лечь в постель, обязательно  должны были сделать три земных поклона  перед домашними иконами. И перед  началом любого дела обязательно  творили молитву. Даже обычные домашние дела всегда начинались с поясных  и земных поклонов, при этом обязательно  творилось крестное знамение. А перед  едой возносился хлеб в честь Богородицы.

Вслед за старшими дети усваивали  и такие церемонии, как поклоны: ведь люди по-разному встречали и  приветствовали друг друга. Это мог  быть простой наклон головы, или  поклон малым обычаем (когда кланялись  в пояс), или поклон большим обычаем (кланялись до земли). Все зависело от сословия человека или его отношения  к встречному. При виде царя или  перед иконами в церкви беднейшие  бояре «били челом», то есть падали на колени и касались лбом пола.

Особый стиль поведения внушался девочкам и девушкам. Как известно, дом был разделен на две половины, мужскую и женскую, и положение  женщины в семье было строго определено. Боярыня при разговоре с мужчиной не могла смотреть ему в глаза. Размахивать руками ей тоже не разрешалось. Одну руку женщина держала около  груди, а вторая была опущена вниз. Даже складывать (скрещивать) руки под  грудью могла только простая женщина, но не боярыня. Праздная беседа тоже считалась  грехом. Во время разговора женщина (или девушка) должна была заниматься делом, чаще всего – рукоделием: прясть, вязать или вышивать. На пиры женщины и девушки не допускались, так что познакомиться с молодым человеком девице не представлялось никакой возможности. Исключением был только свадебный пир, на котором веселились все вместе, и даже молодым девушкам – боярышням разрешалось плясать. [1]

В нравственно-религиозном плане  «Домострой» ставил перед родителями такую задачу: «Если воспитаешь детей  своих в страхе божьем, в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в  чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят  они тебя в твоей старости, а  после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны  пребудут вовеки, и великую награду  получат от Бога в сей жизни  и в будущей, если живут они  по заповедям господним». («Домострой», гл.17) [1]

В противном же случае, «если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и  насмешка…» и «если же дети согрешают  по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда. - то есть наказание постигнет и  детей, и родителей. («Домострой», гл.15) [1]

 

2 «Наказание во спасение».

 

«Домострой» учит родителей обязательной заботе о чадах своих, – заботе как материальной, так и духовной: «Пошлет Бог кому детей, сыновей  и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и  воспитать в добром навыке…» Отцу и матери надлежит « учить детей  страху Божию, и вежливости, и всякому  порядку». А кроме того, в зависимости  от возраста, и обучать их: мать обязана  приобщать дочерей к рукоделию, а отец сыновей – к мастерству и разным ремеслам. Интересно, что «Домострой» делает здесь скидку на склонности ребенка, рекомендуя обучать детей именно тому, «кто в чем способен и какие кому Бог возможности даст».

Призывая родителей любить и  беречь своих детей, «Домострой»  в то же время обязывает их «и страхом спасать, наказывая и  поучая, а осудив, побить». Вот она, классическая, передаваемая из уст  в уста домостроевская догма: « Наказывай  детей в юности – упокоят тебя в старости твоей». В особой строгости  воспитывались тогда сыновья: «Не  жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо  ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти». Что касается дочерей, то и их полагалось растить пусть  не столь сурово, но без вольностей. Основой основ воспитания дочки  было – беречь ее от греха и «блюсти  ее чистоту телесную как зеницу ока  и как свою душу». «Ибо если отдашь дочь свою беспорочной, будто великое  дело совершишь и в любом обществе похвалишься». («Домострой», гл. 15) [1]

Стало быть, основной домостроевский принцип воспитания ясен: «воспитай  дитя в запретах и найдешь в  нем покой и благословение». Иными  словами, чем больше строгости, ограничений  свободы, а со стороны детей –  полного послушания, тем лучше. Должна быть и любовь обязательно. Однако «Домострой»  остерегает родителей от любви открытой, явленной. Душевное тепло, ласку, нежность и прочие проявления чувств подобает прятать глубоко, на самом дне  родительской души: «не улыбайся ему, играя: в малом послабишь –  в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь  в душу свою».

Впрочем, родителям не рекомендуется  проявлять вообще никаких чрезмерных эмоций – как положительных (бурная радость, восторги, умиления), так и  отрицательных (гнев, ярость). Умение сдерживать себя, скрывать свои чувства считалось  важнейшим достоинством хозяина, главы  семьи.

В другой главе читаем: «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит  тебя в старости твоей, и придаст  красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня  его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на нее  направь свою строгость, тем сохранишь  ее от телесных бед: не посрамишь лица своего … и в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая  из-за нее.

Любя же сына своего, учащай ему  раны - и потом не нахвалишься  им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь  им похвалиться, и позавидуют тебе враги  твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и  благословение … И не дай ему  воли в юности, но сокруши ему  ребра, пока он растет…» («Домострой», гл. 17). [1]

Таким образом, мы видим, что детей  воспитывать рекомендовалось самыми суровыми методами. Их можно и даже нужно было бить, пороть, наказывая  за любую шалость, держать в строгом  послушании и всевозможных запретах.

Иными словами, если не соблюсти эти  правила, то ребенок, по заветам «Домостроя», вырастет избалованным, испорченным, ни к чему не годным и принесет одно горе, печаль и позор своей семье. «Так не дай же ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед  тобой и не станет тебе досадой  и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней  властей и злою досадой». А ежели  дети будут воспитаны по всем правилам, то есть «в страхе божьем и в добром наставлении и научены всякому  знанию, и порядку, и ремеслу, и  рукоделию, - таких детей вместе с  родителями Бог помилует, священники благословят и добрые люди похвалят». («Домострой», гл. 15) [1]

 

 

3 Любовь и почитание отца и матери

 

Что же касается самих детей, то им строго настрого предписывалось любить, почитать и во всем слушаться отца и мать, помогать родителям в старости, как бы сурово и жестоко они  не обращались со своими детьми: «Чада…любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам  будет, и многие лета пребудете на земле». Иначе, если они осмелятся  в чем-то перечить родителям или  оскорбить их, Бог нашлет на таких  нечестивых детей самые страшные проклятья и самую лютую кару. «Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и  не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят  матери».

«Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или  ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми; кто бьет отца и мать, пусть отлучат от церкви…  и пусть умрет он лютою смертью… Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и  ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как они  о вас…» («Домострой», гл. 18). [1]

Непримиримо отношение автора и  к тем детям, которые способны поднять руку на родителей: «Кто бьет отца или мать - тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: "Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит". Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери. Себе он кажется праведным перед Богом, но язычника хуже он, сообщник нечестивых, о которых пророк Исайя сказал: "Погибнет нечестивый и пусть не увидит славы господней". Он назвал нечестивыми тех, кто обесчесит своих родителей. И еще сказал: "Кто насмехается над отцом и укоряет старость матери, - пусть склюют его вороны и сожрут орлы!" («Домострой», гл. 18). [1]

И наоборот, все блага земные и  неземные будут воздаянием детям, которые  чтят и любят своих родителей, подчиняются им: «Воздающие же честь  отцу-матери, повинующиеся им во всем по-божески, во всем станут утешением для родителей, и в день печали спасет их Господь  Бог, молитву их услышит, и все, что попросят, подаст им благое. Утешающий мать свою творит волю божью и угождающий отцу в благости проживет. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас благословят они: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не говори: "Много сделал добра им и одеждой и пищей и всем, что нужно",- этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь и ты их родить и позаботиться так, как они о тебе. Потому-то с трепетом и раболепно служи им, тогда и сами от Бога награду примете и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди Его.» («Домострой», гл. 18). [1]

На Руси существовала такая пословица: Кто насмехается над отцом  и укоряет совесть матери, - пусть  склюют его вороны и сожрут орлы!». По словам Н.И. Костомарова [3], «почтение к родителям считалось, по нравственным понятиям, ручательством здоровой, долгой и счастливой жизни» Как пишет В.В. Колесов[2], одна из сильнейших мыслей Домостроя такова: «любите родителей своих только за то, что они родили вас, ведь этим единственно вы им ответить не можете» (Колесов В.В., Домострой как памятник средневековой русской культуры) Подобные соображения и становились нравственным оправданием сильной отцовской руки.

Информация о работе "Домострой" и его значение в воспитании детей в семье